Решение по делу № 2а-223/2020 от 27.04.2020

Дело 2а-2233/2020

     УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                          <адрес>

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Падериной А.В., с участием представителя административного истца Маркова Б.В., представителей административного ответчика Прибайкальской районной администрации Сычевой Т.В., Ситникова С.В., представителя заинтересованного лица Вербицкого П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации об оспаривании бездействия по разработке проектной документации и строительству очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП, понуждении совершить действия по разработке проектной документации и строительству очистных сооружений,

установил:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Кошелев А.Е., обращаясь в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации, просит суд (с учетом уточнения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ) признать незаконным бездействие Прибайкальской районной администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке проектной документации и строительству очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП; обязать Прибайкальскую районную администрацию в течение девяти месяцев с момента вступления решения в законную силу представить документы, предусмотренные пунктами 3.1, 3.1.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 08 октября 2014 г. №490, в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для решения вопроса о финансировании разработки проектной документации очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП; обязать Прибайкальскую районную администрацию в течение одного года с момента вступления решения в законную силу организовать водоотведение на территории МО «Турунтаевское» СП в соответствии с установленными требованиями законодательства путем разработки проектной документации для строительства очистных сооружений; обязать Прибайкальскую районную администрацию в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП.

Свои требования истец мотивировал тем, что на территории МО «Турунтаевское» СП необходимо строительство очистных сооружений производительностью <данные изъяты> куб.м/сутки, которые будут обслуживать население в количестве <данные изъяты> чел. и социальные объекты (в <данные изъяты>). Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 34, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», п. 1.1, 1.2, 3.1, 3.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г. №4690-88, п. 4.1, 6.10.1, 6.10.2 СП 32.13330.218 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утвержденных приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 г.№860/пр, истец указал, что жидкие бытовые отходы подлежат вывозу на сливные станции, располагающиеся вблизи канализационного коллектора и очистных сооружений, очистные сооружения должны располагаться в пределах транспортной доступности на расстоянии, исключающем сброс сточных вод на рельеф местности вследствие невозможности постоянной доставки до ближайших очистных сооружений. Отсутствие в с. Турунтаево в пределах транспортной доступности очистных сооружений, отдаленность расположения ближайших очистных сооружений, влечет сброс неочищенных стоков на рельеф местности Байкальской природной территории. Единственным способом соблюдения требований о вывозе жидких бытовых отходов на сливные станции, надлежащей организации водоотведения является строительство устройства централизованного водоотведения, включающего сливную станцию, канализацонный коллектор, очистные сооружения, до настоящего времени вопрос о строительстве не решен. Исходя из ч. 1 и 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» обязанность по обеспечению проектирования устройства централизованного водоотведения возложена на орган местного самоуправления района. Со стороны Прибайкальской районной администрации имеется бездействие, выразившееся в ненаправлении заявок в Минстрой РБ о финансировании из республиканского бюджета разработки проектной документации и строительства очистных сооружений, а также в непринятии мер по определению иных источников финансирования данных мероприятий, в т.ч. в рамках реализации федерального проекта «Сохранение озера Байкал» национального проекта «Экология», что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, влечет угрозу нарушения гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение ущерба окружающей среде, в т.ч. реке Селенга и экосистеме озера Байкал, являющегося мировым наследием и собственностью Российской Федерации, в связи с изложенным и на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурором подается исковое заявление в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Марков Б.В. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, поскольку строительство в с. Турунтаево очистных сооружений жизненно необходимо, при этом прокурор не предопределяет будущий порядок сбора жидких бытовых отходов и какие именно очистные сооружения должны быть построены ответчиком, не требует в рассматриваемом иске одновременное строительство сетей централизованного водоотведения до очистных сооружений, проект строительства очистных сооружений будет проходить экспертизу. Полагает, что представленные ответчиком письма в адрес Минстроя РБ не являются заявками по установленной форме, поэтому они не свидетельствуют о принятии ответчиком мер и бездействии Минстроя РБ.

Представитель административного ответчика Прибайкальской районной администрации Сычева Т.В. исковые требования в части бездействия Прибайкальской районной администрации не признала, ссылаясь на направление в Минстрой РБ писем от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части с требованиями прокурора согласилась, поскольку очистные сооружения необходимы, району без финансирования из республиканского и федерального бюджетов их не спроектировать и не построить, под них в МО «Турунтаевское» СП уже выбран и сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с видом разрешенного использования – коммунальное обслуживание.

Представитель административного ответчика Прибайкальской районной администрации Ситников С.В. пояснил, что в бюджете района на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на проектирование и строительство очистных сооружений в <адрес> не предусмотрены, но работа в этом направлении начата, по итогам рабочих поездок Главы Республики Бурятия Ц.А.С. вопрос проектирования и строительства очистных сооружений в <адрес> находится на контроле, срок подачи в Минстрой РБ заявки о выделении денежных средств на проектирование очистных сооружений в <адрес> - до ДД.ММ.ГГГГ, планируется система сбора жидких отходов в колодцах и их дальнейший вывоз на очистные сооружения. С указанными истцом сроками обращения ив Минстрой РБ, проектирования и строительства очистных сооружений согласны.

Представитель третьего лица Администрации МО «Турунтаевское» СП Вербицкий П.Н. исковые требования прокурора поддержал.

    Представители третьих лиц Минстроя РБ, Управления Роспотребнадзора по РБ, Минприроды РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст. 46)

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и реального нарушения при этом прав, свобод и законных интересов административного истца. При этом решением на административного ответчика налагается обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ст. 227 КАС РФ).

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 1.2, 3.1, 3.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г. №4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

В соответствии с п. 4.1, 6.10.1, 6.10.2 СП 32.13330.218 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утвержденных приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 г. №860/пр, проектирование систем водоотведения (канализации) поселений, городских округов должно осуществляться на основании утвержденных органами местного самоуправления генеральных схем и проектов районной планировки и застройки поселений, городских округов и размещения промышленных мероприятий, с учетом требований к очистке сточных вод, климатических условий, рельефа местности, геологических, гидрологических, экологических условий и других факторов. Прием жидких фракций, доставляемых с не канализационных объектов ассенизационным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях. Сливные станции следует располагать на территории очистных сооружений или в непосредственной близости от них. Допускается размещать сливные станции вблизи канализационных коллекторов с диаметрами не менее 400 мм. При этом количество сточных вод, поступающих от сливной станции, должно быть не более 20% общего расчетного расхода по коллектору.

Исходя из положений ст. 2, ч. 1 и 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, а на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлено отсутствие на территории МО «Турунтаевское» СП в пределах транспортной доступности очистных сооружений, отдаленность расположения ближайших очистных сооружений, что влечет сброс неочищенных стоков на рельеф местности Байкальской природной территории, указанные обстоятельства, а также необходимость строительства и функционирования на территории МО «Турунтаевское» СП очистных сооружений не оспариваются административным ответчиком.

Несмотря на это Прибайкальской районной администрацией не принимаются все возможные меры по разработке проектной документации и строительству на территории МО «Турунтаевское» СП очистных сооружений, денежные средства на проектирование и строительство очистных сооружений в <адрес> в бюджете района на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены, не приняты меры по определению иных источников финансирования данных мероприятий, в т.ч. в рамках реализации федерального проекта «Сохранение озера Байкал» национального проекта «Экология» (2019-2024 годы), не представлены в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия бюджетная заявка и документы, предусмотренные пунктами 3.1, 3.1.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 08 октября 2014 г. №490, для решения вопроса о финансировании (софинансировании) разработки проектной документации очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии Прибайкальской районной администрации как органа местного самоуправления, обязанного в рамках своих полномочий своевременно и в установленном законом порядке решать вопросы местного значения. Бездействие ответчика нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия, а также может повлечь за собой причинение ущерба окружающей среде, в т.ч. реке Селенга и экосистеме озера Байкал, являющегося мировым наследием и собственностью Российской Федерации, в связи с чем обращение в суд прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц соответствует ч. 1 ст. 39 КАС РФ, а исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме с возложением на административного ответчика в судебном порядке обязанности устранить нарушения прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц - принять меры по разработке проектной документации (включая решение вопроса о финансировании ее разработки), строительству на территории МО «Турунтаевское» СП очистных сооружений и их вводу в эксплуатацию в указанные истцом сроки.

Руководствуясь ст.ст. 177, 180, 218, 227 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Прибайкальской районной администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке проектной документации и строительству очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП.

Обязать Прибайкальскую районную администрацию в течение девяти месяцев с момента вступления решения в законную силу представить документы, предусмотренные пунктами 3.1, 3.1.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность», утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для решения вопроса о финансировании разработки проектной документации очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП.

Обязать Прибайкальскую районную администрацию в течение одного года с момента вступления решения в законную силу для организации водоотведения на территории МО «Турунтаевское» СП в соответствии с установленными требованиями законодательства разработать проектную документацию для строительства очистных сооружений.

Обязать Прибайкальскую районную администрацию в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                                  С.В. Горковенко

2а-223/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Прибайкальская районная администрация
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Министерство природных ресурсов РБ
Администрация МО " Турунтаевское " сельское поселение
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Горковенко Светлана Владимировна
Дело на странице суда
pribaikalsky.bur.sudrf.ru
11.05.2020Регистрация административного искового заявления
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2020Подготовка дела (собеседование)
04.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее