Решение по делу № 2а-293/2022 от 29.04.2022

№ 2а-293/2022

44RS0014-01-2022-000388-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 года                                

Островский районный суд (пос. Судиславль) Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурова А.В.,

при секретаре Ячменевой Ю.С.,

с участием помощника прокурора Судиславского района Михайловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Судиславского района к администрации Расловского сельского поселения о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Судиславского района обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области по факту непринятия мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильные дороги и возложении обязанности на администрацию Судиславского муниципального района осуществить комплекс мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильные дороги: д. Калинки, ул. Зеленая, д. Кобякино, ул. Молодежная, д. Бярьково, ул.Центральная, п. Раслово, ул.Юрьева, в срок до 30.04.2023.

Из административных исковых требований прокурора следует, что прокуратурой Судиславского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, законодательства o дорогах и дорожной деятельности в деятельности администрации Судиславского муниципального района Костромской области.

B ходе проверки установлено, что осуществление дорожной деятельности в д. Калинки, ул. Зеленая, д. Кобякино, ул. Молодежная, д. Бярьково, ул.Центральная, п. Раслово, ул.Юрьева возложена на администрацию Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области.

B нарушение требований статьи 6, части 3 статьи 15 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и o дорожной деятельности в РФ», ст.ст. 5, 12, 24 Федерального закона РФ «O безопасности дорожного движения», пункта 7 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 ГОСТ P 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, a, именно: содержание вышеназванных дорог, не осуществлено, что негативным образом сказывается на состоянии безопасности дорожного движения, и не соответствуют требованиям статей 3, 6 «Закона o безопасности дорожного движения».

Кроме того, в нарушение ч. 3 ст. 1, ч. 5 ст. 1, ч. б ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «O государственной регистрации недвижимости» администрацией Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района государственная регистрация права собственности на указанные автомобильные дороги не осуществлялась; каких-либо мер к осуществлению государственной регистрации права собственности администрацией не принималось.

B связи c выявленными нарушениями, в администрацию района 07.04.2022, внесено представление c требованиями o принятии мер по регистрации муниципальной собственности. Однако до настоящего времени, требования прокурора не исполнены.

Непринятие мер к регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования создает угрозу безопасности дорожного движения, поскольку имеющиеся недостатки могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, a также могут препятствовать оперативным действиям противопожарных и иных служб, что в конечном итоге может повлечь причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций.

B силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд c административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, a также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области по факту непринятия мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильные дороги и обязать администрацию Судиславского муниципального района осуществить комплекс мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильные дороги д. Калинки, ул. Зеленая, д. Кобякино, ул. Молодежная, д. Бярьково, ул.Центральная, п.Раслово, ул.Юрьева в срок до 30.04.2023.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Судиславского района Михайлова И.В., заявленные требования поддержала и уточнила в части срока исполнения, просит установить срок исполнения до 01.09.2023.

Представитель административного ответчика – Глава Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области Виноградов А.П., в судебном заседании с заявленными требования согласился, в виду сложного финансового положения поселения, просит суд установить срок исполнения решения суда до 30.12.2023.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

B соответствии c пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, a также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии c законодательством РФ.

Согласно частям 1,8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и o внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) автомобильные дороги могут находиться, в том числе в собственности муниципальных образований, при этом, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 1 статьи 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано c землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

B соответствии c пунктом 1 статьи 3 Закона автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

B части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон) содержится определение объекта недвижимости, под которым, в том числе понимаются земельные участки, единые недвижимые комплексы, иные объекты, которые прочно связаны c землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Исходя из системного толкования указанных норм закона, следует, что автомобильные дороги представляют собой единый недвижимый комплекс из земельного участка в границах полосы отвода дороги, a также конструктивных элементов и дорожных сооружений, расположенных на земельных участках или под ними.

B соответствии c пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок c ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, a также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этик прав устанавливаются в соответствии c настоящим Кодексом o регистрации прав на недвижимое имущество.

B силу пунктов 1,3 статьи 223 ГК РФ право собственности y приобретателя вещи по договору возникает c момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. B случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности y приобретателя возникает c момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

B соответствии c частью 3 статьи 1 Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Частью 5 статьи 1 Закона установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

B силу положений, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки c ним в соответствии co статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. B случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

B соответствии co статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «O безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Статьей 210 ГК РФ установлено, что бремя содержания имущества несет собственник.

В администрацию района 02.04.2022, было внесено представление c требованиями o принятии мер по регистрации муниципальной собственности. Однако до настоящего времени, требования прокурора не исполнены.

Непринятие мер к регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования создает угрозу безопасности дорожного движения, поскольку имеющиеся недостатки могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, a также могут препятствовать оперативным действиям противопожарных и иных служб, что в конечном итоге может повлечь причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций.

Указанные обстоятельства не оспаривались, административные исковые требования административный ответчик признал, чем реализовал свое право, предусмотренное ч. 3 ст. 46 КАС РФ.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Предусмотренное статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в административном судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.

В силу части 1 статьи 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

С учетом вышеизложенного, по мнению суда, административные исковые требования прокурора Судиславского района Костромской области подлежат удовлетворению, так как непринятие мер к регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования создает угрозу безопасности дорожного движения, поскольку имеющиеся недостатки могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, а также могут препятствовать оперативным действиям противопожарных и иных служб, что в конечном итоге может повлечь причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций.

Пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ закреплено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Частью 1 ст. 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из приведенных правовых норм, с государственных органов и органов местного самоуправления, освобожденных от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина не может быть взыскана в том случае, когда административный истец, чей административный иск был удовлетворен, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Администрация Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области является органом местного самоуправления, в связи с чем, освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Судиславского района Костромской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильные дороги: д. Калинки, ул. Зеленая, д. Кобякино, ул. Молодежная, д. Бярьково, ул.Центральная, п. Раслово, ул.Юрьева Судиславского района Костромской области.

Обязать администрацию Судиславского муниципального района Костромской области осуществить комплекс мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильные дороги: д. Калинки, ул. Зеленая, д. Кобякино, ул. Молодежная, д. Бярьково, ул.Центральная, п. Раслово, ул.Юрьева, Судиславского района Костромской области в срок до 01.09.2023.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий                  А.В. Гуров

Мотивированное решение изготовлено 26.05.2022.

Председательствующий                  А.В. Гуров

2а-293/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Судиславского района Костромской области Перевалов И.Ю.
Ответчики
Администрация Расловского сельского поселения
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Гуров Александр Валерьевич
Дело на странице суда
ostrovsky.kst.sudrf.ru
29.04.2022Регистрация административного искового заявления
29.04.2022Передача материалов судье
29.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее