Дело №2-55/2024(№ 2-2417/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 года
Кировский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Поносовой И.В.,
при секретаре Сергеевой М.С.,
с участием истца Выдриной Н.В., представителя истца Антипова А.А. (по устному ходатайству), представителя ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Синкевич О.Н., Евдокимовой Ю.Р., действующих на основании доверенностей, представителя третьего лица МКУ «Пермское городское лесничество» - Маргиной М.Ю., действующей на основании доверенности, представителей третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми Корякиной В.Г., Юзеевой Е.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Выдриной Н.В. к Администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об исправлении реестровой ошибки, установлении границы земельного участка,
установил:
Выдрина Н.В. обратился в суд с иском к администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении границы и площади земельного участка <адрес>, СНТ «Черемушки», уч. № и установить границу земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек:
Имя точки |
X, м |
Y, м |
1 |
2 |
3 |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником земельного участка <адрес>, СНТ «Черемушки», уч. № и членом СНТ «Черемушки». Земельный участок с кадастровым № образован из земельного участка с кадастровым № на основании межевого плана от 03.04.2013 года, подготовленного кадастровым инженером Г. в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием 163 участков, используемых членами СНТ «Черемушки», путем раздела. Земельный участок с кадастровым № площадью 13072,2 кв.м принадлежал СНТ «Черемушки» на основании договора аренды земельного участка № от 11.02.2003 года на праве аренды, что подтверждается сведениями ЕГРН. Границы указанного земельного участка с кадастровым № не были установлены в соответствии требованиями земельного законодательства РФ на момент подготовки межевого плана от 03.04.2013 года. Согласование границ при разделе земельного участка с кадастровым № на основании межевого плана от 03.04.2013 г. с членами СНТ «Черемушки», в т.ч. согласование будущих границ земельного уч. 77, с истцом не проводилось. Землепользование на территории СНТ «Черемушки» (до 2002 г. - коллективного сада «Черемушки» комбината «Алый стяг») до заключения с администрацией г.Перми договора аренды осуществлялось на основании Решения Пермского горисполкома от 24.03.1988 г. № 203 «Об изъятии земельных участков из гослесфонда и отводе их предприятиям и организациям под коллективное садоводство» о выделении комбинату «Алый стяг» земельного участка в <адрес> земельного участка под коллективное садоводство площадью 6 га; Решения Пермского горисполкома от 15.02.1989 г. № 87 «О дополнительном отводе земельного участка комбинату «Алый стяг» под коллективный сад в <адрес>» о дополнительном отводе комбинату «Алый стяг» земельного участка в <адрес> земельного участка под коллективное садоводство площадью 3,4 га; свидетельства на земельный участок в <адрес> площадью 9,4 га о бессрочном (постоянном) пользовании, выдано коллективному саду «Черемушки» комбината «Алый стяг» № от 15.01.1993 г. Истец и его правопредшественники осуществляли землепользование участка №, не изменяя его фактических границ с 1989 г., что подтверждается обращением геодезиста К. к председателю Кировского районного суда г.Перми, заключением эксперта № от 20.05.2024 г., наличием капитального 1-этажного нежилого садового дома на территории участка №, конструктивное и техническое состояние которых позволяет сделать вывод о том, что объекты существует в данных границах более 15-20 лет. Несмотря на вышеизложенное, фактическая площадь земельного участка № отличается от площади земельного участка №, фактические границы земельного участка не совпадают с границами по данным ЕГРН, что подтверждается заключением эксперта № от 20.05.2024 г. В связи с изложенным полагает, что в ЕГРН в отношении принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым № содержится реестровая ошибка в части координат поворотных точек и площади земельного участка, воспроизведенная из межевого плана от 03.04.2013 г.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление Росреестра по Пермскому краю, администрация города Перми, Департамент земельных отношений администрации города Перми; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по экологии и природопользованию администрации г.Перми, Муниципальное казенное учреждение «Пермское городское лесничество», СНТ «Черемушки», собственники смежных земельных участков Мочалов А.А., Колесова И.Ю., Исламова Ф.Т., Симкин И.Р.
Истец, его представитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивают по доводам, отраженным в иске.
Представители ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования не признали, просят в удовлетворении иска к Управлению отказать. Из ранее поданных возражений (т.1 л.д. 26-31, т.2 л.д. 2-8) следует, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № уточненной площадью 929 кв.м., расположенный по <адрес>, СНТ «Черемушки» участок 77 с видом разрешенного использования – под садовые участки, категорией земель – земли населенных пунктов принадлежит на праве собственности Выдриной Н.В. на основании распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации города Перми от 13.11.2018 г. № 1869 (актуальная запись о праве № от 21.11.2018). Границы указанного земельного участка установлены на основании межевого плана от 25.01.2015, подготовленного кадастровым инженером Г. в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием 5 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым № Согласно сведениям ЕГРН земельный участок <адрес>, с видом разрешенного использования под садовые участки, категория земель-земли населенных пунктов, принадлежит на праве аренды СНТ «Черемушки». Границы земельного участка с кадастровым № в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках. Нормы земельного законодательства не предусматривают возможности отмены межевого плана. Управление не совершало никаких действий, нарушающих права истца, не имеет материально-правового интереса к предмету спора. Надлежащими ответчиками по делу и субъектами спорного материального правоотношения по иску об исправлении реестровой ошибки в сведениях о границах земельного участка, установлении границ участка, являются собственники земельных участков, с которыми у истца имеется спор по границам. Управление необоснованно привлечено по данному делу в качестве ответчика. Доводы об использовании истцом земельного участка по фактическим границам, несовпадающим границам, указанным в ЕГРН, а также длительность такого самовольного использования дополнительного земельного участка, не свидетельствует о наличии реестровой ошибки. При уточнении площади спорного земельного участка необходимо исходить из площади, указанной в распоряжении от 13.11.2018 №, то есть 929 кв.м. Полагают, что Управление является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому иску.
Представитель ответчика администрации г. Перми в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в возражениях указал, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав, а администрация города Перми является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебном заседании участия не принимал, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В поступивших ранее возражениях на иск (т.1 л.д. 223-228) указал, что администрация города Перми и садоводческое некоммерческое товарищество «Черемушки» заключили договор аренды земельного участка от 11.02.2003 года №. В состав земельного участка с кадастровым № входит земельный участок с кадастровым №, площадью 929 кв.м, который предоставлялся Выдриной Н.В. на основании распоряжения начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от 13.11.2018 № 1869 бесплатно, в собственность как члену СНТ «Черемушки» за счет земель населенных пунктов Кировского района. Согласно выписке из ЕГРН от 09.11.2023 земельный участок с кадастровым номером 59:01:1117215:4 входит в состав земель населенных пунктов с видом разрешенного использования под садовые участки. Построение границ земельного участка по указанным истцом поворотным точкам влечет увеличение площади земельного участка на 210 кв.м и происходит за счет земельного участка с кадастровым №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - резервные леса, собственность публично-правовых образований. При этом, действующее законодательство запрещает любое самовольное, совершенное без каких- либо правовых оснований занятие земельного участка или части земельного участка. В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований Выдриной Н.В. отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица МКУ «Пермское городское лесничество» в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.2 л.д. 15-16), полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего. Границы земельного участка с кадастровым №, предоставленного в собственность Выдриной Н.В., площадью 929 кв.м. оформлены на основании межевого плана от 03.04.2013 года, подготовленного кадастровым инженером Г., в результате проведенных кадастровых работ по общему земельному участку СНТ «Черемушки» с кадастровым №. Земельный участок предоставлен собственнику Выдриной Н.В. на основании распоряжения. С 2018 года Выдрина Н.В. не обращалась в Администрацию города Перми для решения вопроса об увеличении своего земельного участка по фактическим его размерам и границам. Из документов, приложенных к иску следует, что на основании решения горисполкома от 15.02.1987 № комбинату «Алый Стяг» было предоставлено 3,4 Га земли под коллективный сад, затем решением горисполкома от 24.03.1988 № комбинату «Алый Стяг» было предоставлено еще 6 Га земли. Это закреплено свидетельством о праве собственности на бессрочное пользование коллективному саду «Черемушки» о предоставлении земельного участка площадью 9,4 Га земли. Сведения о СНТ «Черемушки» площадью 131072 кв.м внесены в ЕГРН 20.12.2006 года как ранее учтенном объекте недвижимости на основании договора аренды земельного участка от 11.02.2003 № заключенного между Департаментом имущественных отношений и СНТ «Черемушки». К договору приложен план границ землепользования СНТ «Черемушки» под садоводческие участки и координаты земельного участка. Анализ указанного плана границ землепользования СНТ «Черемушки», межевого плана от 03.04.2013, подготовленного кадастровым инженером Г. свидетельствует об идентичности земельного участка СНТ в 2003 году и в 2013 году. Межевой план земельного участка СНТ «Черемушки» был подготовлен на основании схемы раздела земельного участка СНТ «Черемушки», утвержденного председателем К.1. Кадастровый инженер Г. подготовила межевой план в целом земельного участка СНТ «Черемушки» с кадастровым № по действующим на тот момент территориальным зонам и границам территории Пермского городского лесничества и СНТ «Черемушки». Сведения о границах территориальной зоны ГЛ городские леса поставлены на учет 19.10.2011 года, им присвоен регистрационный № соответствии с утвержденной решением Пермской городской Думы от 26.07.2007 № 134 картой градостроительного зонирования города Перми. Лесной земельный участок, граничащий с земельным участком СНТ «Черемушки» поставлен на государственный кадастр с кадастровым №, как земли Пермского городского лесничества. Границы и площадь городских лесов Пермского городского лесничества в соответствии с лесоустройством 2020 года утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства № от 02.02.2012 года (в ред. от 02.03.2023 №). Исправление реестровой ошибки повлечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, тем самым нарушаются требования ч.3 ст.61 № 218-ФЗ. Земельный участок с кадастровым №, площадью 929 кв.м. фактически увеличен по сведениям геодезиста К. на 187,62 кв.м. за счет территории <адрес>, стоящего на государственном кадастровом учете. Общая площадь увеличена до 1139,32 кв.м., в самозахвате 187,62 кв.м., более чем 5 процентов. Лесной земельный участок, граничащий с земельным участком СНТ «Черемушки» постановлен на государственный кадастр с кадастровым № как земли Пермского городского лесничества. Границы и площадь городских лесов Пермского городского лесничества в соответствии с лесоустройством 2020 года утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 27 от 02.02.2012 года. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничества, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Представители третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д. 68-73, т. 2 л.д. 38-40), указывают, что в соответствии с представленными в уточненном исковом заявлении координатами поворотных точек земельного участка, часть земельного участка будет располагаться в границах Пермского городского лесничества (выдел 5 квартала 29 Нижне-Курьинского участкового лесничества Пермского городского лесничества). Согласно таксационному описанию, выдел 5 квартала 29 Нижне-Курьинского участкового лесничества отнесён к прочим землям, особенности: самовольный захват. Решением Пермской городской Думы от 26.07.2007 № 134 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Перми» в редакции от 26.01.2010 установлено, что границы городских лесов определены в соответствии с утвержденной картой градостроительного зонирования г. Перми. В соответствии с картой градостроительного зонирования для обеспечения правовых условий сохранения, воспроизводства городских лесов и осуществления различных видов деятельности в соответствии с ЛК РФ выделена территориальная зона Городских лесов (ГЛ). Данная зона включает в себя лесные (покрытые и не покрытые лесом) и нелесные земли (дороги, просеки, болота, пески, иные участки в соответствии с законодательством). В зоне ГЛ запрещается ведение сельского хозяйства, размещение объектов капитального строительства. Сведения о границах данной территориальной зоны внесены в реестр границ в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данные сведения поставлены на учет 19.10.2011 и им присвоен реестровый № Границы Пермского городского лесничества утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 02.03.2023 г. № 371 «Об отнесении лесов на территории Пермского городского лесничества, расположенного на землях населенных пунктов города Перми Пермского края, к защитным лесам и установлении границ, о внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 02.02.2012 № 27 и о признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства». Сведения о границах Пермского городского лесничества внесены в ЕГРН, указанным сведениям присвоен реестровый №.1. В отношении территорий Пермского городского лесничества утвержден Лесохозяйственный регламент Пермского городского лесничества постановлением администрации города Перми от 25.04.2022 года № 312. В соответствии с таблицей 5 Виды разрешенного использования лесов Пермского городского лесничества Лесохозяйственного регламент: установлено, что на территории Нижне-Курьинского участковой лесничества ведение сельского хозяйства и размещение объектов капитального строительства не предусмотрено. Удовлетворение исковых требований повлечет изменение границ Пермского городского лесничества с уменьшением их площади, что недопустимо в соответствии с лесным законодательством. Относительно доводов истца о наличии реестровой ошибки отметили, что признаком наличия реестровой ошибки является несоответствие сведений о границах, содержащихся в государственном реестре недвижимости фактическим границам земельных участков. Предмет доказывания – ошибка, воспроизведенная в государственном реестре недвижимости. В том случае, если имеется спор о фактических границах - предмет доказывания - местоположение спорной границы. Согласно принципам земельного и гражданского законодательства собственник обязан удостовериться в законности пользования объектом недвижимости. При этом, длительность самовольно использованного без прав дополнительного к основному земельного участка не свидетельствует о законных основаниях такого использования. Таким образом, доводы об использовании истцом земельного участка по фактическим границам, не совпадающим с границами, указанными в ЕГРН, а также длительность такого самовольного использования дополнительного земельного участка, не свидетельствует о наличии реестровой ошибки. Требования истца о признании наличия реестровой ошибки фактически направлены на устранение неопределенности в прохождении фактических границ земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной его части, то есть истец желает приобрести права на земельный участок большей площадью в обход требованиям закона, устанавливающего порядок предоставления земельных участков. Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым № в разделе сведения о результатах проведения государственного земельного надзора выявлено правонарушение, выразившееся в использовании земельного участка при отсутствии на то прав, площадь нарушения составила 200,6 кв.м, из них 193,2 кв.м. занято за счет земельного участка с кадастровым № и 7,4 кв.м за счет земель, право государственной собственности на которые не разграничено, путем размещения ограждения. Документов, подтверждающих факт предоставления СНТ «Черемушки», либо предоставления каким-либо конкретным членам СНТ дополнительного земельного участка на каких-либо правах истцом не представлено. Вопреки выводам эксперта требования ст. 34 Земельного кодекса РФ на момент предоставления в аренду СНТ «Черемушки» земельного участка площадью 131072,2 кв.м органом местного самоуправления были выполнены. Вывод эксперта об обязанности органа местного самоуправления при предоставлении в аренду земельного участка СНТ «Черемушки» выполнить все виды землеустройства, предусмотренные ФЗ от 18.06.2001 № 78-ФЗ основан на неверном толковании данного закона. Кроме того, экспертом на основании натурного обследования садового дома сделан вывод о том, что конструктивное и техническое состояние дома может указывать на срок его нахождения в границах спорного земельного участка более 15-20 лет. Данный вывод эксперта не может быть учтен в качестве допустимого доказательства, поскольку по делу проводилась землеустроительная экспертиза, кроме того, эксперт не обладает специальными познаниями в области строительства жилых домов.
Ранее в судебном заседании представитель третьего лица СНТ «Черемушки» пояснила, что исковые требования поддерживает, увеличение площади земельного участка с кадастровым № не было, при межевании участка с кадастровым № произошла ошибка кадастрового инженера Г..
Иные третьи лица Мочалов А.А., Колесова И.Ю., Исламова Ф.Т., Симкин И.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18).
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрено такое основание как судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Объектами земельных отношений в силу пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Одним из способов защиты нарушенного права на земельный участок является восстановление положения, существовавшего до нарушения права (пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет осуществляется на территории РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» а также принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года№ 218-ФЗ (далее Закон № 218-ФЗ) предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином реестре недвижимости.
Частью 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведений о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч.4 ст. 1 Закона № 218-ФЗ).
В силу части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества –это внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как следует из части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке либо утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 08.06.2008 года истец приобрела земельный участок № (ныне участок №) в СНТ «Черемушки» (т.1 л.д. 103).
Впоследствии, на основании распоряжения начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от 13 ноября 2018 года № 1869 садовый земельный участок № площадью 929 кв.м с кадастровым № был бесплатно предоставлен в собственность члену СНТ «Черемушки» Выдриной Н.В. (т.1 л.д. 9, 104).
Решением Пермского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета от 24.03.1988 года № 203 принято решение об изъятии земельных участков из гослесфонда и отводе их предприятиям и организациям под коллективное садоводство, а также о регистрации устава садоводческого товарищества. В приложении к решению в качестве изымаемого участка значится земельный участок в <адрес> площадью 6 га, который отводится комбинату «Алый стяг» (т. 1 л.д. 105).
Решением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 18 мая 1988 года №122-I комбинату «Алый стяг» отведен земельный участок площадью 6,0 га, местонахождение отводимого участка – <адрес>
Кроме того, решением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 29 марта 1989 года № 69-4 комбинату «Алый стяг» дополнительно отведен земельный участок по фактическому занятию из гослесфонда Закамского лесхоза в <адрес> на площади 3,4 га, в постоянное пользование, под коллективный сад.
На основании акта № от 22.08.1989 года комбинату «Алый Стяг» в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 9,40 га, в <адрес> для возведения коллективного сада «Черемушки» (хоз.линией ЛЭП) (т. 1 л.д. 106).
15.01.1993 года земельный участок площадью 9,4 га для садоводов, <адрес>, передан в бессрочное (постоянное) пользование коллективному саду «Черемушки» комбината «Алый Стяг», что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю.
05.09.2001 председателем СНТ «Черемушки» подано заявление о перерегистрации землепользования садового кооператива «Черемушки» от комбината «Алый Стяг».
В период выделения СНТ «Черемушки» земельного участка действовал ЗК РСФСР 1970 года, который не запрещал предоставление земель лесного фонда под коллективное садоводство (ст.ст. 13,34, 74,76 Кодекса).
Постановлением главы города Перми от 21.11.2002 года № 3254 СНТ «Черемушки» предоставлен в аренду земельный участок площадью 131072,2 кв.м.
Ведомостью к постановлению от 21.11.2002 № 3254 определены координаты, земельного участка предоставленного в аренду СНТ «Черемушки» (т.2 л.д. 24).
14.01.2003 установлены поворотные точки земельного участка СНТ «Черемушки».
11.02.2003 между администрацией города Перми и СНТ «Черемушки» в лице председателя Ф. заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый №, площадью 131072,2 кв.м, расположенный на землях поселений и находящийся по <адрес>; целевое использование: садовые участки; срок аренды с 22.11.2002 года по 21.10.2007 года.
Согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на 03.08.2023 года площадь арендуемого СНТ «Черемушки» земельного участка с кадастровым № составляет 24075 кв.м., указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиям земельного законодательства.
01.12.2021 года должностным лицом произведен осмотр земельного участка с кадастровым №, в ходе которого установлено, что часть земельного участка огорожена единым забором с ЗУ с КН № Доступ на огороженный ЗУ ограничен. На огороженном ЗУ размещены строения. Признаков нецелевого использования ЗУ не установлено. В этот же день должностным лицом составлен протокол инструментального обследования земельного участка, которым установлено, что общая площадь самовольного занятия Выдриной Н.В. земельного участка составила 200,6 кв.м (т. 2 л.д. 42-44). Истцу выдано предписание об устранении выявленных нарушений (т.2 л.д. 41, а также постановление о назначении административного наказания (т.2 л.д. 46-48).
Смежными землепользователями по отношению к земельному участку истца являются Исламова Ф.Т. (участок № с кадастровым №), Колесова И.Ю. (участок №, с кадастровым №), Мочалов А.А. (участок №, с кадастровым №) и Симкин И.Р. (участок №, с кадастровым №).
Споров по границе со смежными землепользователями у истца не имеется, что подтверждается имеющимися в материалах дела их личными заявлениями (т.2 л.д. 32-35).
Истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что земельный участок находится в её длительном владении и пользовании. Ранее она не была осведомлена об установленных границах земельного участка, в связи с чем проведенным в СНТ межеванием нарушены её права, поскольку часть её земельного участка оказалась в границах земельного участка с кадастровым №. Уполномоченным органом её действия оценены как самозахват земель, в действительности такой захват отсутствует. В настоящее время спорный земельный участок имеет ту же фактическую площадь, что и в 2008 году, по фактическому местоположению границ площадь участка составляет 992 кв.м. и участок по фактически сложившимся более 15 лет границам имеет иные координаты поворотных точек, нежели указанные в ЕГРН на основании вышеуказанного межевого плана.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд, полагает, что в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении её земельного участка имеется реестровая ошибка, об исправлении которой ею заявлено, также просит установить границы земельного участка с учетом фактического землепользования на протяжении 15 и более лет.
Частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8).Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9).
На основании части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ (в редакции действующей до 01 июля 2022 года) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичные правила уточнения границ земельных участков были предусмотрены ранее действовавшим законодательством - Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 38), Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве".
В действующем законодательстве схожее нормативное регулирование содержится в пункте 1.1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, при уточнении границ ранее учитывалось, как и сейчас, фактическое землепользование, а определяемые границы не могли проходить по объектам, принадлежащим иным лицам.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года№ 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее Закон № 221-ФЗ) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Согласно ст. 37 Закона № 221-ФЗ результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно ст. 39 Закона № 221-ФЗместоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 1).
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);2) пожизненного наследуемого владения;3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет)(часть 3).
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности (часть 5).
Из ст. 40 Закона № 221-ФЗ следует, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1);местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч.3 настоящей статьи случая (часть 2).
Статья 61 Закона № 218-ФЗ предусматривает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Согласно частям 1, 3, 4, 6 ст. 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
При обнаружении органом регистрации прав или публично-правовой компанией реестровой ошибки, в том числе в результате рассмотрения информации о возможном наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, предоставленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на установление границ населенного пункта или территориальной зоны, либо заявления заинтересованного лица о возможном наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее также - контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства с границами земельных участков (за исключением пересечения границ территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка в случаях, если это допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами), орган регистрации прав принимает решение о необходимости устранения реестровой ошибки, которое должно содержать дату выявления реестровой ошибки и описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, указание причин необходимости устранения реестровой ошибки, а также порядок устранения реестровой ошибки. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, орган регистрации прав направляет указанное решение правообладателям объектов недвижимости или в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ лесничеств, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон (далее - уполномоченные на установление границ органы), для обеспечения исправления реестровой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав указанного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Реестровая ошибка может быть исправлена на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, из приведенных норм следует, что реестровой ошибкой является воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.
Ответчик Департамент земельных отношений администрации г. Перми, возражая против заявленных требований, указал, что построение границ земельного участка, принадлежащего истцу, по предложенным им координатам поворотных точек влечет существенное увеличение площади земельного участка на 210 кв.м, которое происходит за счет земельного участка с кадастровым №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - резервные леса, являющегося собственностью публично-правовых образований, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Ответчик Управление Росреестра по Пермскому краю, возражая против иска, указал, что длительное использование истцом земельного участка по фактическим границам, которые не совпадают с границами, указанными в ЕГРН, не свидетельствует о наличии реестровой ошибки. При уточнении площади спорного земельного участка необходимо исходить из площади, указанной в распоряжении от 13.11.2018 № 1869, т.е. 929 кв.м, доказательства предоставления истцу земельного участка большей площадью в материалы дела не представлены, в связи с чем требования об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка не могут быть удовлетворены.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте положений пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законодатель закрепляет дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
В целях всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, для устранения противоречий позиций сторон, определением Кировского районного суда г.Перми от 16.01.2024 года по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Абрис» О., А. (т. 2 л.д. 108-121).
В представленном заключении от 20.05.2024 года № экспертом сделаны следующие выводы:
1) Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым № имеет площадь 929 кв. м., что на 69 кв.м. меньше фактической площади земельного участка, установленной по результатам натурного обследования объектов. Из схемы, а также сведений ЕГРН об исследуемом земельном участке, следует однозначный вывод о несоответствии фактических местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым № сведениям, содержащимся в ЕГРН. Экспертом приведен каталог координат фактической границы земельного участка, а также составлена схема взаимного местоположения фактической границы и границы по сведениям ЕГРН.
2) Для установления местоположения границ, конфигурации и площади земельного участка с кадастровым № на момент предоставления земельного участка в период времени 1988-1999 гг. экспертом был запрошен ряд дополнительных исходных материалов. Проанализировав материалы гражданского дела №, а также предоставленную дополнительную информацию, следует однозначный вывод о том, что данные материалы не содержат каких-либо графических сведений и/или текстовых описаний прохождения границы земельного участка с кадастровым № на момент предоставления земельного участка в период времени 1988-1999 гг. Местоположение границы, конфигурацию и площадь земельного участка, расположенного по адресу<адрес>, СНТ «Черемушки», уч. №, на момент предоставления земельного участка в <адрес> коллективному саду «Черёмушки» комбината «Алый Стяг» 1988-1999 гг., на основании имеющихся сведений установить невозможно, за исключением части границы с восточной стороны участка, проходящей по границе коллективного сада при комбинате «Алый стяг», установленной в 2002 г.
3) Имеющиеся в материалах дела сведения не позволяют однозначно определить фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>, СНТ Черемушки, уч. №, существующие на местности в течение 15 лет и более. Однако, при проведении натурного обследования объектов установлено местоположение капитального 1-этажного нежилого садового дома на территории участка №, конструктивное и техническое состояние которого позволяет сделать вывод о том, что данное здание существует в данных границах более 15-20 лет. С учетом аэрофотоснимков территории, находящихся в открытом доступе в сети Интернет сервиса Google.Earth по состоянию на 2011 год, а также фотографий из личного архива истца, датированных 16.05.2009 г., следует вывод, что фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>, СНТ «Черемушки», уч. №, существует на местности в течение 15 лет и более.
4) Анализ истории образования коллективного сада «Черемушки» и, в частности, земельного участка №, показал, что на момент предоставления СНТ «Черемушки» в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 131072,2 кв.м. и признанием недействительными решений Пермского горисполкома от 24.03.1988 года № 203 и от 15.02.1989 года № 87 на основании постановления главы города Перми от 21.11.2002 года № 3254 «О предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу «Черемушки» земельного участка в Кировском районе» вступил в действие Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ. В силу положений ФЗ от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ уполномоченный орган в обязательном порядке был обязан провести комплекс работ по землеустройству земельного участка, предполагаемого к предоставлению, включая установление местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков. Однако уполномоченным органом в нарушение норм действующего на тот момент законодательства не были проведены работы по землеустройству и не были учтены фактические границы землепользований. Данное нарушение норм законодательства, допущенное в 2002 году, послужило причиной того, что в межевом плане от 03 апреля 2013 года на образование земельного участка с кадастровым № кадастровый инженер не смог технически обосновать установление границы образуемого земельного участка в соответствии с фактической границей землепользования. В связи с чем, эксперт указывает о наличии признаков реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>, СНТ «Черемушки», уч. №.
По мнению эксперта принятие решения о наличии или отсутствии реестровой ошибки в сведениях о земельном участке относится к вопросам права. Для исправления данной реестровой ошибки эксперт предлагает сформировать такую конфигурацию границы и площади земельного участка с кадастровым №, которая с одной стороны восстановила бы права истца на владение и распоряжение объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности, а с другой стороны удовлетворяла бы требованиям и нормам действующего законодательства.
Экспертом предложен вариант исправления реестровой ошибки в сведениях о границе и площади земельного участка с кадастровым № в соответствии с фактической границей исследуемого земельного участка, согласно приведенному в экспертном заключении каталогу координат.
При проведении натурного обследования объектов, расположенных на спорном земельном участке, установлено местоположение капитального одноэтажного нежилого садового дома, конструктивное и техническое состояние которого позволило эксперту сделать вывод о том, что данное здание существует в данных границах более 15-20 лет.
В фотоматериалах личного архива Выдриной Н.В. имеются фото, датированные 16.05.2009 и 21.06.2009 года, на котором запечатлен фрагмент садового дома, приметы и конфигурация которого соответствуют ныне существующему объекту.
На поставленные сторонами вопросы экспертом О. даны аналогичные письменные пояснения.
В материалах дела имеются письменные пояснения правопредшественника истца - Т., в которых он указывает, что садовый дом был построен им в 2007 году на выделенном садовом участке в СНТ «Черемушки».
Допрошенные в судебном заседании свидетели Ж., К.2., Х. пояснили, что при межевании земельного участка в СНТ фактические границы не были учтены, имеющийся забор на участке истца стоит более 30 лет, перемещений не было.
Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
У суда отсутствуют основания не доверять экспертному заключению от 20.05.2024 года, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства. В заключении приведены ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Основания для сомнения в правильности заключения и в объективности и беспристрастности эксперта отсутствуют.
Таким образом, суд принимает заключение эксперта ООО МО «Абрис» в качестве допустимого доказательства.
Истец в обоснование заявленных им требований ссылается на неизменность границ земельного участка и их существование на местности более пятнадцати лет.
Как разъяснено Верховным судом РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 годы, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2014 года, в соответствии с пунктом 2.9, местоположение границы земельного участка, находящегося на землях садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. При этом, в ситуации, когда площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, суд проверяет, за счет каких земель образовалась данная разница, производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы, осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к своему земельному участку и имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор, а также как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.
В рамках рассмотрения настоящего дела ответчиком не оспаривается местоположение части границы земельного участка истца с западной, северной и южной стороны. Предметом спора является местоположение восточной границы земельного участка с кадастровым №, которая является смежной с земельным участком с кадастровым №, входящего в состав городских лесов Пермского городского лесничества.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым № площадью 3748267 кв.м, имеет статус «учтенный», категория земель – земли населённых пунктов, виды разрешенного использования – резервные леса, находится в собственности публично-правовых образований.
Согласно материалам лесоустройства городских лесов г. Перми испрашиваемый земельный участок находится в границах Пермского городского лесничества (<адрес>). Сведения о границах Пермского городского лесничества внесены в ЕГРН, присвоен реестровый №
Сведения о границах территориальной зоны Городских лесов также поставлены на учет 19.10.2011 года, присвоен реестровый №
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Земли городских лесов относятся к землям населенных пунктов и не являются землями лесного фонда.
Земли городских лесов являются лесными участками, правовое регулирование которых, осуществляется в соответствии с лесным законодательством.
В соответствии со ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса отнесены к категории защитных лесов. В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Правовой режим городских лесов кардинально отличается от режима земель населенных пунктов, расположенных в иных территориальных зонах. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Суд, анализируя показания допрошенных свидетелей и представленные в материалы дела доказательства, в совокупности с заключением землеустроительной экспертизы, приходит к выводу о наличии реестровой ошибки содержащихся в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым №, принадлежащего Выдриной Н.В., поскольку при оформлении земельного участка в СНТ «Черемушки» в обязательном порядке необходимо проведение комплекса работ по землеустройству в отношении земельных участков, предполагаемых к предоставлению. Вместе с тем, не были учтены фактические границы землепользования, что является нарушением требований земельного законодательства.
При этом, суд приходит к выводу о доказанности в ходе рассмотрения дела факта существования на местности границ спорного земельного участка на протяжении пятнадцати и более лет, что подтверждается показаниями свидетелей, наличием на земельном участке объектов и строений.
Со стороны уполномоченных органов власти не было каких-либо замечаний относительно использования спорного земельного участка для садоводства на протяжении всего времени с момента образования СНТ.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным установить границы земельного участка с кадастровым № в соответствии с заключением эксперта от 20.05.2024 года по координатам, согласно приведенного каталога, соответственно, площадь земельного участка с кадастровым №, принадлежащего истцу, по фактическому использованию составит 992 кв.м.
Оснований для удовлетворения исковых требований Выдриной Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю суд не усматривает, поскольку указанный ответчик, как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, в соответствии со ст.4 указного выше Закона о регистрации, является участником публичных правоотношений. При этом, каких-либо незаконных действий при регистрации права собственности истца на спорный земельный участок Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не допущено.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
При этом решение суда, которым изменены площадь и границы земельного участка, является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Выдриной Н.В. удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка № с кадастровым №, расположенного по <адрес>, СНТ «Черемушки», принадлежащего на праве собственности Выдриной Н.В., площадью 992 кв.м., в соответствии с координатами поворотных точек:
Имя точки |
X, м |
Y, м |
1 |
2 |
3 |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
....... |
Разъяснить, что данное решение является основанием для регистрирующего органа для внесения в ЕГРН сведений об изменении площади и местоположении границ земельного участка № с кадастровым №, расположенного по <адрес>, СНТ «Черемушки».
Выдриной Н.В. в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, отказать.
Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья И.В.Поносова
Мотивированное решение составлено 09.08.2024