Дело № 2-541/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Фишер Л.А.,
с участием истца Тырина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
22 февраля 2018 года гражданское дело по иску Тырина А.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми об обязании включить период в стаж работы в районах Крайнего Севера, установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии,
у с т а н о в и л:
Тырин А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми), указывая, что с 04 марта 2012 года ему назначена пенсия по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В периоды с 20 октября 1981 года по 14 ноября 1981 года, с 16 мая 1983 года по 31 мая 1983 года он работал в районах Крайнего Севера в Ухтинском объединенном авиаотряде. Ответчиком ему было отказано во включении указанного периода работы в стаж, дающий право на повышение фиксированного базового размера пенсии. Считает данный отказ незаконным. В связи с чем, просил обязать ответчика включить спорные периоды работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, установить повышенную фиксированную выплату к страховой части пенсии с 01 мая 2017 года и взыскать недополученную сумму пенсии.
Истец Тырин А.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал. Пояснил, что работал в Ухтинском авиапредприятии в должности бортрадиста вертолета МИ-6. В периоды с 20 октября 1981 года по 14 ноября 1981 года, с 16 мая 1983 года по 31 мая 1983 года он находился в командировке на оперативных точка «Тадибияха» и «Харасавей», Ямало-Ненецкого автономного округа, где выполнял свои обязанности члена летного экипажа вертолета гражданской авиации, что подтверждается справками и копиями записей в тетради ежедневного учета налета часов, выданными АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта». Согласно лицевому счету истцу был установлен районный коэффициент 1,8.
Ответчик ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя пенсионного фонда. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Зеленцов Д.В. исковые требования не признал, полагал, что спорные периоды обоснованно были не включены в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Выслушав истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения трудовой пенсии истцу, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п. 16 ст. 14 этого же Федерального закона гражданам, имеющим право на увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (пункты 2 - 5 настоящей статьи) на соответствующий районный коэффициент в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи и одновременно на фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктами 7 - 14 настоящей статьи, по выбору гражданина производится либо установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктами 2 - 5 настоящей статьи с применением пункта 6 настоящей статьи, либо установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктами 7 - 14 настоящей статьи.
Судом установлено, что Тырин А.В. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 04 марта 2012 года, то есть с достижением возраста 55 лет по указанным выше основаниям.
Из материалов пенсионного дела № .... следует, что при назначении пенсии на 04.03.2012, размер общего трудового (страхового) стажа истца определен ответчиком 37 лет 3 месяца 13 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 29 лет 8 месяцев 13 дней.
При этом, как следует из материалов пенсионного дела, решением ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми № .... от 03 мая 2017 года Тырину А.В. отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт работы истца в периоды с 20 октября 1981 года по 14 ноября 1981 года, с 16 мая 1983 года по 31 мая 1983 года в районах Крайнего Севера.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Таким образом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), при наличии при перерасчете достаточного стажа, может быть установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицам, работавшим в районах Крайнего Севера.
Одним из условий исчисления стажа за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является работа, в том числе время служебной командировки, осуществляющаяся непосредственно в экстремальных природно - климатических условиях Севера, независимо от места нахождения организации, с которой работник вступил в соответствующие правоотношения, а также независимо от продолжительности такой работы.
Порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при назначении истцу пенсии регулировался Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 года, в п. 4 которых было указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из пояснения истца, документов, имеющихся в пенсионном деле, Тырин А.В. с 12.05.1980 по 01.07.1982 и с 10.05.1983 по 30.11.1983 работал в Ухтинском объединенном авиаотряде (правопреемник АО «Комиавиатранс») в должности бортрадиста вертолета «МИ-6».
Согласно справкам, выданным Ухтинской отдельной авиационной эскадрильей АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта» от 27 апреля 2017 года №№ ...., авиационные работы Тырина А.В. в период с 20.10.1981 по 14.11.1981 выполнялись на оперативной точке «Тадибияха» в Тазовском районе Ямало-Ненецком автономном округе, 420 км севернее Северного полярного круга, а в период с 16.05.1983 по 31.05.1983 на оперативной точке «Харасавей», полуостров Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ, 500 км севернее Северного полярного круга, то есть в районе Крайнего Севера, что также подтверждается записями в тетради ежедневного учета налета часов, расшифровкой заработной платы Тырина А.В. за май месяц 1983 года, из которой следует, что в указанном месяце истцом отработано 24 календарных дня, при расчете заработной платы за отработанные 14 дней был установлен районный коэффициент 1,8, а также показаниями допрошенного ходе рассмотрения дела свидетеля Коровина В.И., командира вертолета «МИ-6», в подчинении которого в спорные периоды находился Тырин А.В. Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Оценив представленные истцом доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности работы истца в районах Крайнего Севера в спорный период полный рабочий день. Неисполнение работодателем надлежащим образом обязанности по оформлению, сохранности документов о месте работы не должно умалять пенсионных прав истца в связи с работой в тяжелых климатических условиях.
При наличии достаточного стажа работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и страхового стажа, что ответчиком не оспаривается, отказ в повышении фиксированной выплаты от 03.05.2017 № .... не может быть признан законным.
Таким образом, периоды работы истца с 20 октября 1981 года по 14 ноября 1981 года, с 16 мая 1983 года по 31 мая 1983 года подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Исковые требования Тырина А.В. в этой части законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о дате, с которой следует произвести перерасчет, суд руководствуется положениями п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которых перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты, в соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с работой в районах Крайнего Севера - 28.04.2017, то повышение фиксированной выплаты должно быть произведено с 01.05.2017.
Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Принимая во внимание право истца на повышенную фиксированную выплату, то требования истца о взыскании недополученной суммы пенсии начиная с 01 мая 2017 года, также основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истец Тырин А.В. обратился за юридической помощью к Рачеевой Р.Ю., оплатил её услуги, общая стоимость которых составила 8000 руб., что подтверждается актом приема-передачи денежных средств, выполненных работ от 18.12.2017.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя суд полагает необходимым исходить из характера спора, длительности судебного разбирательства, объема проделанной работы (консультации, проверка правильности начисления пенсии, составление иска в суд), сложности спора, удовлетворения заявленных требований, принципа разумности и справедливости.
С учетом этих обстоятельств, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 4000 руб., так как эта сумма при указанных конкретных обстоятельствах дела, характеризующих объем проделанной представителем работы по данному делу, является разумной и не чрезмерной, а также соответствует сложившимся в Республике Коми тарифным ставкам на услуги, оказываемые адвокатами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Тырина А.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми включить в стаж работы Тырина А.В. периоды работы в районах Крайнего севера с 20 октября 1981 года по 14 ноября 1981 года, с 16 мая 1983 года по 31 мая 1983 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми установить Тырину А.В. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с 01 мая 2017 года и выплатить недополученную в связи с этим пенсию.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми в пользу Тырина А.В. в счет возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 27.02.2018.
Судья С. С. Логинов