Дело № 2-4093/2024
УИД 11МS0005-01-2024-004805-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ухта Республики Коми 13 ноября 2024 года
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Самохиной М.В.,
при секретаре судебного заседания Дуркиной М.Е.,
с участием помощника Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Балашенко А.Н.,
истца Наумова С.М.,
представителя ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, соответчика ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Республике Коми, - Бугаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Наумова Сергея Михайловича к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о восстановлении на работе, оформлении листка нетрудоспособности, восстановлении трудового стажа и права на отпуск, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
истец обратились в суд Коми с учетом уточненных требований с иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике о восстановлении на работе с <...> г., оформлении листка нетрудоспособности с <...> г. по <...> г., восстановлении трудового стажа и права на отпуск, компенсации морального вреда в сумме 1 (один) руб.
В обоснование требований указав, что с <...> г. отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, с <...> г. трудоустроен в должности . <...> г. направлен в ФКЛПУ Б-18 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России для прохождения обследования , в связи с чем уволен <...> г., с чем не согласен. После обследования <...> г. этапирован в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и <...> г. трудоустроен на ту же должность. Таким образом, истец не работал в период с <...> г. по <...> г., что привело к утрате беспрерывного трудового стажа и права на отпуск, кроме того в период с <...> г. по <...> г. не оформлялся больничный лист (при нахождении в лечебном учреждении). В связи с чем, просил восстановить его на работу с <...> г., взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 рубль, поскольку ответчиком нарушены его трудовые права.
Определением суда от <...> г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми; в качестве государственного органа, дающего заключение (в части требования о восстановлении на работе), к участию в деле привлечен Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Истец, участвующий в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, на уточненных исковых требованиях настаивал, поддержав позицию по письменным доводам.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Республике Коми, с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что права Наумова С.М., отбывающего наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми не нарушены, дополнил, что истец привлечен к оплачиваемому труду с <...> г. на ставку , поскольку оформление листка нетрудоспособности производится на основании заключения о нетрудоспособности работника, а факт нетрудоспособности Наумова С.М. не установлен, так как этапировался в ФКЛУП Б-18 УФСИН России по Республики Коми для проведения планового осмотра, в связи с чем права у истца на получение выплаты как застрахованному лицу не возникло.
Третье лицо ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыло, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что права истца не нарушены, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Третье лицо ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, о дате и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, предоставило письменную позицию по делу, согласно которой с заявленными требованиями не согласились, указав, что истец с <...> г. по <...> г. находился в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России для консультации консультация проведена плановая, в рамках динамического наблюдения пациента, не вызвана нетрудоспособным состоянием Наумова С.М., в связи с чем оснований для выдачи Наумову С.М. листка нетрудоспособности не имелось, следовательно, каких-либо нарушений прав истца не допущено.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав стороны, представителя ответчиков, заключение прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд приходи к следующим выводам.
Заслушав участвующих лиц, заключение прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению ввиду нарушения сроков выплат заработной платы, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст.17 и ст.21 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 ст.55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В силу положений ч.1 ст.1 УИК РФ одной из целей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных, под которым, согласно ч.1 ст.9 УИК РФ, понимается формирование у осужденных уважительного отношения, в том числе к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Положениями ч.2 ст.9 УИК РФ определено, что элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.
Согласно ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Конституционные права осужденных, отбывающих по приговору суда наказание в местах лишения свободы, ограничены законом, поэтому на указанных лиц распространяются нормы трудового законодательства только в части, допускаемой и предусмотренной уголовным и уголовно-исполнительным законодательством с соблюдением установленных законом изъятий и ограничений, а именно нормы, регулирующие материальную ответственность осужденных к лишению свободы, продолжительность рабочего времени, правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда (ч.1 ст.102, ч.1 ст.104, ч.1 ст.105 УИК РФ).
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.
Соответственно, на осужденных не распространяются, нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, восстановления на работе, поскольку правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбывания наказания в виде лишения свободы регулируются не столько нормами трудового, сколько уголовно-исполнительного законодательства. Законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых отношениях с учреждениями, в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания. Между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не на свободном волеизъявлении осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые правоотношения, регулируемые исключительно нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Осужденный привлекается к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Осужденный привлекается к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
Предусматривая в ст.103 УИК РФ привлечение лиц, осужденных к лишению свободы, к труду, законодатель указал в статьях 104 и 105 УИК РФ, что продолжительность рабочего времени для них, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, а также оплата их труда устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, при этом размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, а при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки.
Ограничение распространения трудового законодательства в полной мере на осужденного, предусмотрено ч.1 ст.103 УИК РФ, из которой следует, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст.9 УИК РФ) и обязанность (ст.11 и 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
В силу ч.1 ст.19 и ч.3 ст.123 Конституции РФ истец и ответчик равны перед законом и судом, а разрешение судом возникшего между ними спора должно осуществляться в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторона, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом из ст.57 ГПК РФ следует, что доказательства предоставляются сторонами. В силу ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из материалов дела, Наумов С.М. с <...> г. отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.
На основании приказа начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республики Коми от <...> г. ....-ос истец <...> г. привлечен к оплачиваемому труду на ставку швея по 2 разряду швейного цеха центра трудовой адаптации осужденных со сдельной оплатой труда.
Приказом начальника исправительного учреждения от <...> г. ....-ос «Об освобождении от оплачиваемого труда и начислении компенсации за неиспользованный отпуск осужденному Наумову С.М.» Наумов С.М. освобожден <...> г. от оплачиваемого труда со в связи с убытием в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, с выплатой ему компенсации за неиспользованные дни отпуска в количестве 7 рабочих дней.
С указанным приказом истец ознакомлен под подпись.
На основании приказа начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми от <...> г. ....-ос «О привлечении к оплачиваемого труду осужденных ФИО6, Наумова С.М.» истец с <...> г. привлечен к оплачиваемому труду на ставку .
Обращаясь с настоящим иском в суд, Наумов С.М. полагал, что увольнение <...> г. произведено незаконно, поскольку отстранение от работы связано в обращением в лечебное учреждение.
Рассматривая доводы истца о незаконности его увольнения, восстановлении на работе и беспрерывного стажа, право на отпуск, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Поскольку между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не свободным волеизъявлением осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые отношения, регулируемые исключительно и безусловно Трудовым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, конституционные права осужденных, отбывающих по приговору суда наказание в местах лишения свободы, ограничены законом, поэтому на указанных лиц распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации только в части, допускаемой и предусмотренной уголовным и уголовно-исполнительным законодательством с соблюдением установленных законом изъятий и ограничений.
В соответствии с ч.1 ст.102, ч.1 ст.104, ч.1 ст.105 УИК РФ на осужденных распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации, регулирующие материальную ответственность осужденных к лишению свободы, продолжительность рабочего времени, правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
В соответствии с ч.3 ст. 129 УИК РФ труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на работу.Таким образом, на осужденных не распространяются положения трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.
Поскольку вопросы трудоустройства и увольнения осужденного с оплачиваемой работы, в том числе в случае его убытия в другое исправительное учреждение и (или) больницу, зависят от волеизъявления администрации, положения ст.81 ТК РФ, не допускающие увольнения работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности, к рассматриваемому случаю не применяются.
В силу п.498 Приказа Министерства юстиции российской Федерации от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» лечебно-профилактические учреждения, созданные для оказания стационарной медицинской помощи осужденным к лишению свободы, исполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных к лишению свободы.
Исходя из изложенных положений законодательства оснований для признания незаконным увольнение истца с работы на основании приказа начальника ФКУ ИК-8 от 19.02.2024 № 35-ос, восстановлении на работе, беспрерывного стажа и права на отпуск, не имеется, поскольку увольнение осуществлено обосновано в связи с переводом осужденного в другое исправительное учреждение.
В соответствии с ч.1 ст.98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст.ст. 18,19 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь.
Согласно ч.2 ст. 70 Федеральным законом № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
В соответствии с п.3 ч.4 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Согласно ст.183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности подлежат лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду (далее Федеральный закон об обязательном социальном страховании).
В силу ст.4 Федерального закона об обязательном социальном страховании предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч.2 ст.3 Федерального закона РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ определено, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Основания и порядок выплаты пособий осужденным регламентированы в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001
№ 727.
В соответствии с п.4 указанного Положения осужденные имеют право на получение пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работ. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 8).
Так, в соответствии с подп. «а» п. 2 Положения № 727 осужденным выплачиваются пособия по обязательному государственному социальному страхованию, в частности по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Пособия выплачиваются осужденным за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации организациями, в которых трудятся осужденные. При этом выплата пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств указанных организаций (п. 3 Положения № 727).
Аналогичные нормы содержатся в Порядке проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденном Приказом Минздрава Российской Федерации № 316, Минюста Российской Федерации № 185, ФСС РФ № 180 от 14.07.2003 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 07.08.2003 № 4961).
Пунктом 1.3 данного Порядка предусмотрено, что выдача листка нетрудоспособности лицам, осужденным к лишению свободы и отбывающим наказание в исправительных учреждениях, в связи с временной утратой ими трудоспособности производится врачом ЛПУ УИС. После закрытия листки нетрудоспособности передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в организации, где трудятся осужденные.
Согласно пункту 1.9.2. данного Порядка листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.
Поскольку в период с <...> г. Наумов С.М. в ФКУ ИК-8 УФСИН России не привлекался к оплачиваемому труду, сведений о получении производственной травмы или заболевании истца в период трудоустройства до <...> г. суду не представлено, в период с <...> г. по <...> г., находясь в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России, к труду также не привлекался, оказываемая медицинская помощь носила плановый характер, следовательно, оснований для выдачи истцу листа нетрудоспособности не имеется.
В силу статей 151, 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда предполагает денежную форму, соразмерную характеру и степени испытанных лицом моральных и нравственных страданий.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение уполномоченными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Пунктом 1 ст.150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч.1 ст.151 ГК РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч.2 ст.151 ГК РФ).
Моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага.
В ст.151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Пособие по временной нетрудоспособности относится к числу мер социальной поддержки граждан на случай их заболевания, данная мера направлена на обеспечение определенного жизненного уровня граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Неправомерное лишение (полностью или частично) гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.
С учетом приведенных обстоятельств право граждан на такую меру социальной поддержки, как пособие по временной нетрудоспособности, имеет не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Как следует из п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе, в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Поскольку судом не установлено нарушений прав истца, допущенных ответчиками по доводам иска, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Наумова Сергея Михайловича к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о восстановлении на работе с <...> г., оформлении листка нетрудоспособности с <...> г. по <...> г., восстановлении трудового стажа и права на отпуск, компенсации морального вреда в сумме 1 (один) руб., - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления в мотивированной форме – 26.11.2024.
Председательствующий М.В. Самохина