дело № 11-84/16 мировой судья Лесовая Я.Э.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2016 г. г. Орёл
Железнодорожный районный суд г. Орла, в составе:
председательствующего судьи Авраменко О.В.
при секретаре Зубцовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по апелляционной жалобе Сергеевой М. П., Сергеева Р. Ю., Сергеева Ю. Ю., Сергеевой А. В. на решение мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Орла от ДД.ММ.ГГГГг., которым постановлено:
«Исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО- Орловский энергосбыт» к Сергеевой М. П., Сергееву Р. Ю., Сергееву Ю. Ю., Сергеевой А. В. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию удовлетворить.
Взыскать с Сергеевой М. П., Сергеева Р. Ю., Сергеева Ю. Ю., Сергеевой А. В. в солидарном порядке в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт» задолженность за потребленную электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере -- руб. и в равных долях расходы по оплате государственной пошлины в сумме -- руб., по -- руб. с каждого»
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт» (далее ООО «ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт») обратилось в суд с исковым заявлением к Сергеевой М. П. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением мирового судьи, Сергеева М.П., Сергеев Р.Ю., Сергеева Ю. Ю., Сергеева А.В. подали в Железнодорожный суд г. Орла апелляционную жалобу, в которой указывают, что судьей не правильно применены норма материального и процессуального права. В решении суда приводятся законодательные и нормативные акты, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ показания прибора учета потребленной электроэнергии не могут быть приняты при начислении платы за электроэнергию ввиду выбытия прибора учета из эксплуатации, также указано, что расчет истца начислений, который производился сначала по среднему потреблению, а затем по нормативам потребления, проверен судом и признан соответствующим действующему законодательству. В судебном заседании истцом представлены данные о дате фактической установки прибора учета - ДД.ММ.ГГГГ, и об истечении срока очередной проверки ДД.ММ.ГГГГ г. Однако фактически в представленных истцом расчетах начисление платы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ производилось либо по счетчику, либо по среднему показателю, при этом судом, при проверки расчетов данное нарушение оценено как соответствующее законодательству. Полагают, что начисления оплаты за электроэнергию произведенные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконны. Также при проверке расчетов судом не выявлено, что истцом в сумму иска добавлена безосновательно сумма -- руб Возражения ответчиков не были учтены судом. Таким образом, общая сумма задолженности за электроэнергию должна составлять -- руб., госпошлина -- руб.
Просят отменить решение мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ, принять новое решение.
В судебное заседание Сергеева М.П., Сергеев Р.Ю., Сергеева Ю. Ю., Сергеева А.В. не явились, о причинах неявки не сообщили.
В судебном заседании представитель ООО «ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт» Грецова Е.О. считала решение суда законным и обоснованным. Просила оставить решение мирового судьи без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Грецову Е.О., суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 67, ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане (наниматели) и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Согласно ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В силу положений, закрепленных в п. 136 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Согласно п. 137 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерении» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В соответствии с ГОСТ 6570-96 с 01.07.1997 года запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 г. и от 12.09.2000 г. (протокол № 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. При этом переход на измерение электроэнергии счетчиками класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате его отказа.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ от 15 марта 2005 года № 53-ст приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации, в связи с чем, исключены из государственного реестра средств измерений. Утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52322-2005 Аппаратура для измерения электрической энергии переменного тока. Статические счетчики активной энергии (классы точности 1 и 2), с датой введения в действие с 1 июля 2005 года.
Из изложенного следует, что приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации, в связи с чем, исключены из государственного реестра средств измерений.
Судом установлено, что ответчик Сергеева М.П. является нанимателем квартиры № в <адрес>, общей площадью 29,0 кв.м., на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом Железнодорожного Совета народных депутатов с семьей, состоящей из 4 человек: Сергеевой М. П., Сергеева Р. Ю., Сергеева Ю. Ю., Сергеевой А. В. Ответчики зарегистрированы в указанной квартире по настоящее время, и, согласно ч. 2 ст. 69 ЖК РФ, несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.
Факт подключения в установленном порядке энергопринимающего устройства жилого помещения, где проживают ответчики, к присоединённой сети, принимается и не оспаривается обеими сторонами, соответственно, договор энергоснабжения между ответчиками и ООО «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт» считается заключённым.
Договор энергоснабжения между ООО « ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт» и Сергеевыми заключен с присвоением номера лицевого счета №, по условиям которого электроэнергия передается потребителю через технологически присоединенную электрическую сеть по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что учет потребленной электроэнергии в <адрес> осуществляет ИПУ тип СО-2 №, год выпуска 1959, класс точности 2,5, дата установки ДД.ММ.ГГГГ, дата последней государственной поверки отсутствует.
Учитывая, что межповерочный интервал прибора учета указанного типа составляет 16 лет, срок обязательной государственной поверки прибора учета истек.
Согласно п. 138 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Согласно п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, считается, что прибор учета вышел из строя, если д) истек межповерочный интервал проверки приборов учета, г) превышается допустимая погрешность показаний прибора учета.
Таким образом, вышеуказанный прибор учета электроэнергии класса точности 2,5 выбыл из эксплуатации, соответственно, исключен из государственного реестра средств измерений, в связи с чем, с ноября 2012 года он не может являться расчетным, поскольку показания данного прибора учета недостоверны, не соответствуют требованиям ГОСТа, и не могут быть приняты во внимание при начислении платы за электроэнергию.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что показания подлежащего замене ИПУ не могут учитываться при расчетах, а также то, что замена вышедшего из строя ИПУ своевременно не произведена, начисление платы ответчикам за потребленную энергию на основании п.п. 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 по среднемесячному потреблению, а затем по нормативам потребления электроэнергии, установленных в Орловской области, по мнению суда, является обоснованным.
С 01.09.2012 года порядок расчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжение установлен и регулируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.
Согласно пункту 40 указанных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме производит оплату коммунальных услуг, потреблённых в жилом или в нежилом помещении, а также оплату коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
В соответствии с п. 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
На основании п. 60 Правил по истечении указанного в п. 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с п. 42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области № 285 от 6.12.2012г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Орловской области при отсутствии приборов учета» с 1 января 2013 г. были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Орловской области при отсутствии приборов учета в жилых помещениях и на общедомовые нужды.
Согласно приложению № 1 вышеуказанного приказа норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета населению, проживающему в городских и сельских населенных пунктах в квартирах (жилых домах), оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, учитывая две комнаты и 5 человек, проживающих в квартире, установлен - 46 кВт.ч.
Приказом Управления по тарифам Орловской области № 1123-т от 28.11.2011 г. «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей на территории Орловской области» одноставочный тариф в пределах социальной нормы населению, за исключением проживающих в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и проживающих в сельских населенных пунктах, с 01.01.2012г. составил - 2,500 руб./кВт.ч.
Приказом Управления по тарифам Орловской области № 1869-т от 20.12.2012 г. «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей на территории Орловской области» одноставочный тариф в пределах социальной нормы населению, за исключением проживающих в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и проживающих в сельских населенных пунктах, с 01.01.2013 г. составил - 2,640 руб./кВт.ч.
В соответствии с Приказом Управления по тарифам Орловской области № 1298-т от 24.08.2013 г. «О внесении изменений в приказ Управления по тарифам Орловской области от 20.12.2012 г. № 1869-т «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей на территории Орловской области» одноставочный тариф в пределах социальной нормы населению, за исключением проживающих в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и проживающих в сельских населенных пунктах, с 1.09.2013 г. по 31.12.2013 г., составил - 2,960 руб./кВт.ч.
Согласно Приказу Управления по тарифам Орловской области №2231-т от 19.12.2013 г. «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей на территории Орловской области» одноставочный тариф в пределах социальной нормы населению, за исключением проживающих в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и проживающих в сельских населенных пунктах, с 1.01.14г. по 30.06.14г., составил - 2,960 руб./кВт.ч., с 1.07.14г. по 31.12.14г.-3,08 руб./кВт.ч.
На основании Приказа Управления по тарифам Орловской области № 2332-т от 19.12.2014 г. «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненным к нему категориям потребителей и применении к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) понижающих коэффициентов на территории Орловской области» одноставочный тариф в пределах социальной нормы населению, и приравненным к нему, за исключением проживающих в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и проживающих в сельских населенных пунктах, с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г., составил - 3,080 руб./кВт.ч.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что в доме № по <адрес> на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений, установлены общедомовые приборы учёта. Указанные приборы в совокупности отражают количество энергии, потреблённой домом в целом. Количество потреблённой домом электроэнергии, учитываемое при расчёте платы за электроэнергию.
Расчет размера оплаты за электроэнергию мест общего пользования «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт» произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, то есть в соответствии с действующим законодательством.
Согласно представленному истцом расчёту задолженности, плата за услуги энергоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ исчислялась в соответствии с вышеуказанными формулами по определению размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Расчёт задолженности проверен мировым судьей и судом апелляционной инстанции судом и признан соответствующим действующему законодательству, сумма к взысканию определена в размере -- руб., задолженность ответчиками не погашена, доказательства уплаты задолженности в материалах дела отсутствуют.
Доказательств, подтверждающих необходимость применения иных величин при расчете стоимости потребленной электроэнергии, ответчиками в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ в суд представлено не было.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, с ответчиков в долевом порядке подлежат взысканию в пользу истца расходы на оплату госпошлины в размере -- руб., по -- руб с каждого.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы мирового судьи основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана мировым судьей по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения мирового судьи не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки мирового судьи и к выражению несогласия с действиями мирового судьи, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, решение мирового судьи отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Орла от 26 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергеевой М. П., Сергеева Р. Ю., Сергеева Ю. Ю., Сергеевой А. В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированный текст апелляционного определения будет изготовлен 28 ноября 2016 года.
Судья О.В. Авраменко.