Решение по делу № 12-1385/2024 от 18.10.2024

14RS0035-01-2024-019815-75

Дело № 12-1385/2024

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Якутск                                                            22 ноября 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифоровой Е.А., рассмотрев протест прокурора ____ на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации городского округа «город Якутск» /П от ____ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня» ФИО1,

    УСТАНОВИЛ:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации городского округа «город Якутск» (далее – КДН и ЗП ОА ГО «город Якутск») от ____ /П прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ в отношении ФИО1, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора г. Якутска обратился в суд с протестом, в котором просит обжалуемое постановление отменить, возвратить дело на новое рассмотрение, в обоснование доводов указывая на то, что ____ несовершеннолетний ФИО2, 2013 года рождения, ребенок-инвалид с диагнозом «детский аутизм», ученик 1 класса МОБУ СОШ , в связи с ненадлежащим исполнением матерью обязанностей по его воспитанию, поступил в ГКУ РС (Я) «ЦССВ «Берегиня». Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защиты их прав и законных интересов возлагается на организацию. Обязанность по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего ФИО2 возложена на ГКУ РС (Я) «ЦССВ «Берегиня». ____ заведующий летней базой учреждения ФИО3 открыл задние ворота забора для заезда автотранспорта и, оставив их без присмотра, ушел спать. Несовершеннолетний ФИО2 через открытый забор покинул территорию летней базы ГКУ РС (Я) «ЦССВ «Берегиня» и был обнаружен на проезжей части Покровского тракта, 15 км., сотрудниками патрульно-постовой службы около 7 часов утра ____. Таким образом, причинами беспрепятственного и самовольного ухода воспитанника ГКУ РС (Я) «ЦССВ «Берегиня» ФИО2, страдающего заболеванием нервной системы (аутизм), является ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственными лицами учреждения, выразившееся в отсутствии должной осмотрительности, недобросовестного и небрежного отношения к исполнению своих обязанностей, в результате которого несовершеннолетний оказался в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью. В нарушение ч.2 ст. 25.11, ч.2 ст.29.11 КоАП РФ о рассмотрении дела об административном правонарушении прокурор не был извещен о времени и месте рассмотрении дела, материал рассмотрен незаконным и необъективным составом, поскольку и.о. начальника Департамента опеки и попечительства ОА г. Якутска ФИО4 дала пояснение относительно нарушений, являющих предметом административного правонарушения, указала о виновности должностных лиц ГКУ РС (Я) «ЦССВ «Берегиня», не заявила самоотвод.

В судебном заседании прокурор ФИО5 доводы жалобы поддержал, просил обжалуемое постановление отменить, состав административного правонарушения имеется, ребенок находился в опасной ситуации при халатном исполнении своих должностных обязанностей работниками Учреждения.

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что вину признает, благодарна, что ребенок цел и невредим, работники, не обеспечившие надлежащий присмотр за несовершеннолетним, привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 192 ТК РФ, учреждением предприняты все меры для недопущения впредь самостоятельных уходов из летней базы, ходатайствовала о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании представитель КДН и ЗП ОА ГО «город Якутск» по доверенности ФИО6 с доводами жалобы не согласилась, просила оставить постановление без изменения.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом. При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 КоАП РФ законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение общепризнанных принципов юридической ответственности и имеющие целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производств по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Как указано в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении.

В соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет административное наказание.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Якутска проведена проверка по информации МВД по Республике Саха (Якутия) от ____ по факту самовольного ухода несовершеннолетнего ФИО2 с территории летней базы «Виктория» Учреждения, по результатам которой ____ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ГКУ РС (Я) «ЦССВ «Берегиня» ФИО1, указывая на то, что причинами беспрепятственного и самовольного ухода воспитанника Учреждения ФИО2, страдающего заболеванием нервной системы (аутизм), является ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственными лицами учреждения, выразившееся в отсутствии должной осмотрительности, недобросовестного и небрежного отношения к исполнению своих обязанностей, в результате которых несовершеннолетний оказался в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью.

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации городского округа «город Якутск» (далее – КДН и ЗП ОА ГО «город Якутск») от ____ /П производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ в отношении ФИО1, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, административный орган пришел к выводу о том, что факт ненадлежащего исполнения родительских обязанностей законным представителем ФИО1 не установлен; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено с нарушениями (не указано место составления постановления, время совершения административного правонарушения, не отобрано объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и в материалах дела указаны лишь обстоятельства оставления открытыми ворот забора лагеря заведующим ФИО3, не указано, в чем именно выражается ненадлежащее исполнение родительских обязанностей законным представителем ФИО1, нет конкретных фактов, указывающих на ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего.

С данными выводами КДН и ЗП ОА ГО «город Якутск» суд не может согласиться ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетний ФИО2, 2013 г.р., ребенок-инвалид с диагнозом «детский аутизм», ученик 1 класса МОБУ СОШ , поступил в ГКУ РС (Я) «ЦССВ «Берегиня» ____ в связи с ненадлежащим исполнением матерью обязанностей по его воспитанию.

Приказом Учреждения от ____ несовершеннолетний ФИО2 ____ г.р., принят на социальное обслуживание в виде предоставления срочных социальных услуг в стационарной форме.

Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда PC (Я) от ____ родители несовершеннолетнего ФИО7, ФИО8 ограничены в родительских правах. С родителей ребенка в пользу ГКУ РС(Я) «Берегиня» взысканы алименты на содержание ребенка. Ребенок передан Департаменту опеки и попечительства Окружной администрации ____ для дальнейшего устройства.

____ вынесено распоряжение заместителя главы ГО «город Якутск» зр о признании ФИО2, ____ г.р., оставшимся без попечения родителей и об устройстве в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

В силу ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

Так, ч. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.

Согласно п. 6 ст. 148.1 Семейного кодекса РФ опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

____ заведующий летней базой учреждения ФИО3 открыл задние ворота забора для заезда автотранспорта и, оставив их без присмотра, ушел спать. Несовершеннолетний ФИО2 через открытый забор покинул территорию летней базы ГКУ PC (Я) «Берегиня» и обнаружен на проезжей части Покровского тракта, 15 км, сотрудниками патрульно-постовой службы около 7 часов утра ____.

Таким образом, причинами беспрепятственно и самовольного ухода воспитанника ГКУ РС(Я) «ЦССВ «Берегиня» ФИО2, страдающего заболеванием нервной системы (аутизм), является ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственными лицами учреждения, выразившееся в отсутствии должной осмотрительности, недобросовестного и небрежного отношения к исполнению своих обязанностей, в результате которых несовершеннолетний воспитанник учреждения оказался в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что выводы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в деянии ФИО1, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

ФИО1, являясь директором ГКУ РС (Я) «ЦССВ «Берегиня»», выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обязана была обеспечить исполнение действующего законодательства, однако этого не сделала.

Таким образом, директором ГКУ РС(Я) «ЦССВ «Берегиня»» ФИО1 допущено ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего ФИО2

На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.

При этом, в соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Как следует из положений ст. 4.5 и ст. 30.7 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого велось производство по делу, обсуждаться не может.

Как следует из материалов дела, правонарушение совершено ____.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности для данного правонарушения составляет 2 месяца, т.е. до ____.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.

При таких обстоятельствах, постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации городского округа «город Якутск» /П от ____ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня» ФИО1 подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации городского округа «город Якутск» /П от ____ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня» ФИО1 - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии решения.

Судья                    п/п                Е.А. Никифорова

Копия верна

Судья                                    Е.А. Никифорова

12-1385/2024

Категория:
Административные
Истцы
Винокуров Олег Александрович
Ответчики
Дьяконова Анастасия Николаевна
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
21.10.2024Материалы переданы в производство судье
23.10.2024Истребованы материалы
02.11.2024Поступили истребованные материалы
22.11.2024Судебное заседание
22.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее