Решение по делу № 33-4037/2021 от 10.06.2021

УИД 05RS0038-01-2021-001582-84

Судья Атаев Э.М.

Дело № 33-4037-21 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 14 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,

судей Сатыбалова С.К. и Алиевой Э.М.,

при секретаре судебного заседания Султановой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РД по доверенности Сафаровой А.С. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 10 марта 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Алибулатова Г. С. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании действия ответчика - МВД по Республике Дагестан по принятию истца Алибулатова Г.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с 05.03.2013 года, незаконным, установлении очередности и право истца Алибулатова Г.С. с составом семьи из 3 человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов с 27.07.2012 года, обязании ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия на учет, т.е. с 27.07.2012 года путем изменения уникального номера в базе данных, удовлетворить частично.

Признать действия ответчика - МВД по Республике Дагестан по постановке Алибулатова Г.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с 05.03.2013 года, незаконными.

Установить очередность Алибулатова Г.С. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов с 01.08.2012 года.

Обязать ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия (постановки) на учет, т.е. с 01.08.2012 года путем изменения уникального номера в базе данных.

В удовлетворении исковых требований Алибулатова Г. С. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан в части установления права и очередности Алибулатова Г.С. с составом семьи из 3 человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов с 27.07.2012 года, отказать.»

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., судебная коллегия

установила:

Алибулатов Г.С. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан об установлении очередности о признании действия ответчика - МВД по Республике Дагестан по принятию истца Алибулатова Г.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с 05.03.2013 года, незаконным, установлении очередности и право истца Алибулатова Г.С. с составом семьи из 3 человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов с 27.07.2012 года, обязании ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия на учет, т.е. с 27.07.2012 года путем изменения уникального номера в базе данных, в обоснование исковых требований ссылаясь на то, что он является пенсионером МВД по РД с 10.04.2018г., имеет на иждивении ребенка-инвалида. Стаж службы в МВД на 10.04.2018г. составил 29 лет 5 месяцев и 26 дней.

27.07.2012 года он обратился к начальнику тыла МВД по Республике Дагестан с заявлением с приложением необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, которое было принято 01.08.2012г., о чем проставлен штамп Управления организации тылового обеспечения МВД по РД.

На момент подачи заявления стаж службы составлял более 20 лет. Ранее единовременная социальная выплата или же жилье ему и членам его семьи не предоставлялась. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, он и члены его семьи не имеют.

Более чем через 7 месяцев со дня подачи заявления, решением ЦЖБК МВД по Республике Дагестан 05.03.2013 года он поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с присвоением номера 8-05-023-050313-000051. (распечатка с базы данных СОМТО «Соцвыплаты»). Указанное следует из ответа от начальника УОТО МВД по РД от 11.01.2021г. №3/212600176850), согласно которому он принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 3 человек, с 05 марта 2013 года (учетное дело №8-05-023-050313-000051).

Согласно п.31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223, единовременная выплата предоставляется сотрудникам (пенсионерам) в порядке очередности принятия их на учет, в том числе и имеющим преимущественное право.

Исходя из изложенного, полагает, что действие ответчика - МВД по Республике Дагестан, о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, исходя из даты вынесения решения ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с 05.03.2013 года, является незаконным, нарушающим принцип равенства постановки на учет и его право на своевременное получение социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления и моменту представления документов, подтверждающих право на получение выплат, и их принятия ЦЖБК, а именно с 27.07.2012 года.

Решение о принятии сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт "в" пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил) и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Согласно п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (п.21 Правил).

Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.

Исходя из вышеизложенных правовых норм, реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения у него, как сотрудника органов внутренних дел, права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения имеет именно дата приема его заявления на получение единовременной социальной выплаты и приложенных к нему документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, которая в свою очередь обязана принять решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником такого заявления и документов.

В случае если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм указанного выше Федерального закона на момент обращения в Комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, по сравнению с другими сотрудниками, обладающими таким же правом при аналогичном стаже службы, но обратившихся позднее.

Более того, его права, гарантируемые Федеральным законодательством, не могут быть поставлены в зависимость от несвоевременного исполнения обязанностей ответчиком.

В данном случае, решение ЦЖБК МВД по Республике Дагестан о постановке его на учет было принято с нарушением установленного законом срока, кроме того при рассмотрении вопроса о постановке на учет на предоставлении единовременной социальной выплаты, жилищно-бытовая комиссия не учитывала дату подачи им документов - 27.07.2012 года, соответственно, имеющееся право сотрудника, подавшего заявление с 27.07.2012 года, что подтверждает факт нарушения его прав, допущенных ответчиком при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с 05.03.2013 года, что не соответствует фактическим обстоятельствам и дате представления им заявления о постановке на учет 27.07.2012 года.

На основании изложенного в исковом заявлении, просит суд признать действия ответчика - МВД по Республике Дагестан по постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с 05.03.2013 года незаконным. Установить очередность и право его с составом семьи из 3 человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов с 27.07.2012 года. Обязать ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия (постановки) на учет, т.е. с 27.07.2012 года путем изменения уникального номера в базе данных.

Судом вынесено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя МВД по РД по доверенности Сафаровой А.С. поставлен вопрос об отмене решения и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Очередность предоставления единовременной выплаты, в том числе и преимущественное право на ее предоставление, определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления.

День регистрации заявления в жилищной комиссии не может быть днем заседания комиссии, одновременно днем утверждения решения комиссии, а также днем постановки на учет.

Таким образом, дата принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты должна быть установлена датой утверждения решения жилищной комиссии о принятии истцов на учет.

В пункте 20 Правил указано, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Данные нормы предусматривают порядок приема заявления и документов сотрудника, а также порядок заполнения сведений о сотруднике, принятом на учет в книгу учета, а не порядок постановки на учет с даты подачи заявления и документов.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" приказом МВД России от 30.03.2012 N 207 утвержден Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.

В соответствии с приложением к Порядку датой принятия сотрудника на учет считается дата и номер правового акта, утверждающего решение ЦЖБК о принятии на учет.

Между тем, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 года № 247-ФЗ) сотрудник органов внутренних дел, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ предусматривает, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).

Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30 декабря 2011 г. №1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Решение о принятии сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт «в» пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил) и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти.

На основании ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 №247- ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обратился с заявлением с приложением необходимых документов о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Алибулатов Г.С. является пенсионером МВД по РД. Заявление Алибулатова Г.С. зарегистрировано в журнале №152 учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за порядковым №17 от 01.08.2012 года.

Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам МВД по Республике Дагестан от 05 марта 2013 года Алибулатов Г.С. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты (протокол №5).

Протокол заседания комиссии утвержден распоряжением министра ВД РД от 5 марта 2013 года №1/38.

Указанные обстоятельства, а также право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья ответчиком не оспариваются.

05.03.2013 года Алибулатовым Г.С получено уведомление ЦЖБК МВД по Республике Дагестан о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья 8-05-023-050313-000051.

Считая дату постановки на учет (с 05.03.2013) неправильной, Алибулатов Г.С. обратился в суд о признании действий ответчика незаконными.

С этими доводами правильно согласился и суд первой инстанции.

Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, к которому должны быть приложены документы, указанные в названном пункте Правил.

Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (п.21 Правил).

Единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет (пункт 31 Правил).

Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).

Единовременная выплата предоставляется сотрудникам (пенсионерам) в порядке очередности принятия их на учет, в том числе и имеющим преимущественное право (п. 31 Правил).

Принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя (п. 5 Правил).

Согласно п. п. 10 и 14 Правил комиссия создается для рассмотрения заявлений сотрудников, выполняет функции по проверке представленных сведений и принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения ЕСВ.

В соответствии с п. 20 Правил комиссия обязана заносить сведения о сотруднике, принятом на учет для получения ЕСВ, в порядке очерёдности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм суд сделал правильный вывод, что реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления, а не дата его рассмотрения или утверждения решения комиссии ЦЖБК.

Принимая во внимание изложенное, суд верно признал, что в случае, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм указанного выше Федерального закона на момент обращения в Комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, по сравнению с другими сотрудниками, обладающими таким же правом при аналогичном стаже службы, но обратившихся позднее.

Судом опровергнут довод представителя ответчика о том, что истец в суд обратился с пропуском сроков исковой давности.

Так согласно ответу начальника Тыла МВД по Республике Дагестан, в рамках реализации Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», на который ссылается сам ответчик, Алибулатов Г.С. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с присвоением уникального номера 8-05-023-050313-000051 от 05.03.2013 года, с составом семьи из 3 человека.

В указанном письме не сообщено о том, с какого времени (число, месяц, год) Алибулатов Г.С. принят на учет, поскольку из буквального содержания данного уведомления не следует, что включенные в уникальный номер цифры 05032013 означают дату постановки Алибулатова Г.С. на учет.

Изложенным подтверждаются доводы истца о том, что лишь после получения указанного письма ему стало известно, что он поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты не с даты подачи им заявлений о постановке на учет, а с 5 марта 2013 года.

Бремя доказывания пропуска истцом при обращении в суд установленного законом срока лежало на ответчике, однако отвечающих требованиям ст. ст. 59-60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, в подтверждение того, что истцу о дате, с которой он поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты было известно до подачи иска в суд, ответчиком в материалы дела не представлено. При этом ответчиком не доказано, что истцу кем-либо разъяснялось, что имеющиеся в присвоенном ему уникальном номере цифры «050313» означают дату постановки на учет, и соответственно, что истцу достоверно было известно о принятии его на учет с этой даты.

С учетом изложенного исковые требования Алибулатова Г.С. подлежат удовлетворению.

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4037/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Алибулатов Гасан Сурхайгаджиевич
Ответчики
МВД по РД
Другие
Сафарова А.С.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
10.06.2021Передача дела судье
14.07.2021Судебное заседание
14.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее