Решение по делу № 2а-996/2019 от 21.01.2019

    Дело №2а-996/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2019 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Рише Т.В.,

при секретаре Андриенко М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю к Мазанько Тамаре Васильевне о взыскании задолженности по налогу и пени,

                    

У С Т А Н О В И Л:

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю (далее МИФНС России №15/Инспекция/административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мазанько Т.В., в котором просит взыскать с административного ответчика непогашенную задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 531,08 руб.; за 2016 год в сумме 11 060 руб.; пени за период с 28.04.2016 по 22.08.2016 в размере 22,16 руб.; за период с 02.12.2017 по 26.12.2017 в сумме 74,37 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что Мазанько Т.В. по сведениям, предоставленным органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в 2014, 2016 году являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в связи, с чем обязана уплачивать налог на имущество физических лиц.

Непогашенная задолженность ответчика по налогу на имущество физических лиц за 2014 год, с учетом частичной оплаты, составила 531,08 руб. и пени по нему в сумме 22,16 руб.; за 2016 год 11 060 руб., пени – 74,37 руб.

В адрес ответчика направлялись налоговые уведомления, требования об уплате налога и пени, однако обязанность по уплате указанного налога и пени ответчиком не исполнена.

В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, извещен надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик Мазанько Т.В. в судебное заседание не явилась о месте и времени судебного заседания извещалась судом в установленном законом порядке, почтовая корреспонденция, направленная по адресу ее регистрации и проживания, возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения».

Учитывая требования ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

    Исследовав и оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Часть 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (ч. 1 - ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Поскольку на территории Алтайского края не принято решение об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории данного субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса, расчет налога производится, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.

В соответствии со ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах (пункт 4 статьи 406 настоящего Кодекса):

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Порядок исчисления суммы вышеуказанного налога установлен статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1). Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (п. 2). В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте (п. 5).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Ставки по данному налогу в г. Барнауле установлены Решением Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 №375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края» в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, а именно:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога (%)

1. Жилой дом, квартира, комната, объект незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы один жилой дом):

(в ред., действующей на момент возникновения обязанности по уплате налога за 2014 – 2016 годы)

до 300000 рублей включительно

0,1

Свыше 300000 рублей до 500000 рублей включительно

0,225

Свыше 500000 рублей до 800000 рублей включительно

0,5

Свыше 800000 рублей до 1500000 рублей включительно

0,88

Свыше 1500000 рублей до 3000000 рублей включительно

0,92

Свыше 3000000 рублей

1,5

В соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сообщают сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Согласно п. 1, п. 3, п. 4, п. 5 и п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 69 - ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, на начисленные налоговым органом пени выставляется требование по правилам, предусмотренным ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Мазанько Т.В. по сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, в 2014, 2016 годах принадлежала ? доля в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: г. <адрес>

Данное имущество признается объектом налогообложения в силу статей 400, 408 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в адрес Мазанько Т.В. через личный кабинет налогоплательщика налоговым органом направлялось налоговое уведомление №39651644 от 06.08.2017 об уплате налогов, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект налогообложения, и срок уплаты налога - до 01.12.2017.

Расчет задолженности судом проверен и является правильным.

В установленный в налоговом уведомлении срок, Мазанько Т.В. не исполнила обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, в связи с чем, на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислена пеня за период с 02.12.2017 по 26.12.2017 в размере 74,37 руб. Расчет пени, представленный МИФНС, судом проверен и признан верным.

На основании п. 2, 6 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование №24193 об уплате налога и пени до 13.02.2018.

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и пени.

17.07.2018 мировым судьей судебного участка №6 Железнодорожного района г. Барнаула вынесен судебный приказ в отношении Мазанько Т.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени. Определением от 06.09.2018 данный судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящим административным иском МИФНС №15 обратилась в суд 21.01.2019, то есть до истечения установленного налоговым законодательством шестимесячного срока.

Таким образом, порядок взыскания и срок обращения в суд налоговым органом в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2016 год и начисленной на него пени соблюден.

Следовательно, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме 11 060 руб. и пеня за период с 02.12.2017 по 26.12.2017 в сумме 74,37 руб.

Разрешая вопрос о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год и пени за период с 28.04.2016 по 22.08.2016 в размере 22,16 руб. суд приходит к следующему.

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон о налогах на имущество) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В силу ст. 2 Закона о налогах на имущество к объектам налогообложения относятся: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на названное имущество.

Согласно п.п. 1, 8, 9 ст. 5 Закона о налогах на имущество исчисление налогов производится налоговыми органами; налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу п.п. 2, 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положением п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 3 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 17 мая 2012 года № 114-п, заказное почтовое отправление - регистрируемое почтовое отправление, принимаемое без оценки стоимости вложения, с выдачей отправителю квитанции и вручаемое адресату под расписку; регистрируемое почтовое отправление - почтовое отправление, принимаемое с присвоением отправлению ШПИ/ШИ, выдачей отправителю квитанции и вручаемое адресату под расписку.

Таким образом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании налога на имущество физических лиц может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок - требования об уплате налога.

По сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по Алтайскому краю Мазанько Т.В. с 29.11.2007 зарегистрирована по адресу: <адрес>

Налоговым органом было сформировано и направлено Мазанько Т.В. заказной почтовой корреспонденцией уведомление №1212561 от 12.11.2015 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц с указанием размера налога, а также срока уплаты налога.

Указанное налоговое уведомление частично исполнено, Мазанько Т.В. произведена оплата налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 7 034,92 руб., оставшаяся сумма налога в размере 531,08 руб. не уплачена до настоящего времени.

В связи с неуплатой налога в полном объеме, в установленные сроки Мазанько Т.В. на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислена пеня за период со 28.04.2016 по 22.08.2016 в размере 22,16 руб.

Во исполнение требований статей 69 – 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику почтой направлено требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов №12272 со сроком исполнения до 25.04.2017.

Факт направления уведомления и требования подтверждается списками заказных писем с указанием штриховых почтовых идентификаторов и отметками почты о принятии корреспонденции, согласно которым адрес налогоплательщика указан – <адрес>

В связи с тем, что Мазанько Т.В. по указанному адресу никогда не проживала, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом несоблюдена процедуры взыскания образовавшейся недоимки по налогу, исходя из приведенных выше положений Налогового кодекса РФ, что является основанием к отказу в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Мазанько Т.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2014 год и начисленной на него пени.

В силу ст.ст. 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 445,39 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Мазанько Тамары Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 11 060 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 74,37 руб.

    В удовлетворении остальной части заявленных административным истцом требований отказать.

Взыскать с Мазанько Тамары Васильевны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 445,39 рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.

Судья Т.В. Рише

2а-996/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 15 по АК
Ответчики
Мазанько Тамара Васильевна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее