Решение по делу № 2а-787/2021 от 14.07.2021

№ 2а-787/2021

УИД 75RS0008-01-2021-000988-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Борзя 1 октября 2021 года

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Кыдыякова Г.И.,

при секретаре судебного заседания Дорофеевой Т.А.,

с участием административного истца Сараева И.В.,

представителя административного ответчика Олейниковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сараева И.В. к главе администрации городского поселения «Борзинское» о признании бездействия незаконным и понуждении к действию,

установил:

Сараев И.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

06.07.2021 административным истцом получен ответ исх. от ДД.ММ.ГГГГ администрации ГП «Борзинское» на обращение от 23.03.2021 с приложением актов. Из указанного ответа следует, что администрация ГП «Борзинское» не хочет выполнять его требования и свои прямые должностные обязанности по направлению в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов документов, подтверждающих отсутствие горячего водоснабжения в многоквартирном доме длительный период времени, исчисляемый годами. В связи с этим Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов проводит начисление оплаты по завышенному тарифу с включением в данный тариф горячего водоснабжения, хотя данная услуга - горячее водоснабжение, не предоставляется годами. Незаконное взыскание денежных средств за не предоставляемые услуги грубо нарушает его законные права и интересы, как гражданина и жильца многоквартирного дома.

Просит суд признать незаконным бездействие главы городского поселения «Борзинское» по не направлению в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов документов об отсутствии горячего водоснабжения с 2016 года в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> обязать главу городского поселения «Борзинское» направить в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов документы об отсутствии горячего водоснабжения с 2016 года в указанном многоквартирном доме.

Определением суда от 06.08.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов.

Протокольным определением суда от 03.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Сапфир».

В судебном заседании административный истец Сараев И.В. поддержал заявленные требования, дополнительно письменно указав на то, что глава городского поселения «Борзинское» нарушает и не выполняет требования ст. 2 ЖК РФ, согласно которой органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Акцентировал внимание на том, что наниматели (собственники) имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Глава администрации городского поселения «Борзинское», надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания административного дела, в судебное заседание не явился, о причинах не сообщил.

Представитель административного ответчика Олейникова В.А., действующая на основании надлежащей доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, представив письменные возражения по делу.

Заинтересованные лица – Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, ООО «Сапфир», надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о причинах не сообщили.

Ходатайств об отложении слушания дела не поступило.

Суд, в порядке ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса по доводам административного искового заявления, исследовав материалы дела, в том числе письменные возражения административного ответчика, допросив свидетеля ФИО4, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и создание условий для его осуществления относится к правам человека и гражданина.

В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п. 5 ст. 2 ЖК РФ под обеспечением условий для осуществления права на жилище понимается, в том числе, и обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей коммунальный услуг и услуг, касающихся обслуживания жилого фонда.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

К вопросам местного значения в соответствии со ст. 8 Устава городского поселения «Борзинское» относятся, в том числе вопросы осуществления муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством (пп. 7 п. 1).

В соответствии со ст. 28 Устава городского поселения «Борзинское» глава городского поселения является высшим должностным лицом городского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского поселения (ч. 1). Глава городского поселения в пределах полномочий представляет городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского поселения (п. 1 ч. 3); обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского поселения решение вопросов местного значения городского поселения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края (п. 5 ч. 3).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Сараев И.В. является собственником жилого помещения квартиры площадью 57.7 кв.м., с кадастровым номером расположенной по адресу: <адрес>, (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа , выданного мировым судьей судебного участка Борзинского судебного района Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника Сараева И.В. возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании задолженности по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи в размере <данные изъяты> руб. в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов.

Данное исполнительное производство было окончено 28.09.2021, в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

26.03.2021 Сараев И.В. обратился к главе городского поселения «Борзинское» с заявлением о предоставлении копии акта комиссионного обследования с участием представителей городского поселения «Борзинское», СП «Борзя АО «ЗабТЭК», ООО «Сапфир», а также направлении в Забайкальский фонд капитального ремонта документов об отсутствии горячего водоснабжения в <адрес> для производства перерасчета по уменьшению тарифа за капремонт.

23.04.2021 заместителем руководителя администрации городского поселения «Борзинское» в адрес Сараева И.В. направлены копии актов осмотра теплообменного аппарата, расположенного в жилом доме по адресу: <адрес> а. Кроме того, до сведения Сараева И.В. доведено, что первоначально, информация по многоквартирным домам городского поселения «Борзинское», формировалась и направлялась в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов на основе технических документов и данных управляющих компаний. 24.04.2021 в 11:00 часов местного времени, по инициативе ООО «Сапфир», состоится собрание собственников дома с внесением в повестку вопроса ремонта (восстановления) системы горячего водоснабжения с использованием теплообменного аппарата либо полного демонтажа указанной системы с последующим внесением изменений в базу данных Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов. По результатам принятых решений собрания собственников, председателю собрания необходимо направить протокол решения в администрацию городского поселения «Борзинское». После предоставления данного протокола, администрация городского поселения «Борзинское» направит соответствующий пакет документов в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края для внесения необходимых изменений в программу капитального ремонта.

Поскольку административному истцу не было представлено сведений о направлении в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов документов об отсутствии горячего водоснабжения с 2016 года в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> он обратился в суд.

Полагая, что данным ответом глава администрация городского поселения «Борзинское» допустил бездействие по не направлению в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов документов об отсутствии горячего водоснабжения с 2016 года в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, административный истец обратился в суд.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО4 пояснила, что администрация не направила в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов документов об отсутствии горячего водоснабжения с 2016 года в многоквартирном доме, в связи с отсутствием соответствующего решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Обратила внимание на то, что данный вопрос должен был быть рассмотрен на соответствующем собрании по инициативе ООО «Сапфир».

Как следует из ответа ООО «Сапфир» от 02.09.2021, а также пояснений его директора в судебном заседании, собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> а, не проводилось, в связи отсутствием кворума и неявки представителя администрации по приглашению УК «Сапфир» и жильцов многоквартирного дома.

В судебном заседании административный истец пояснил, что его требование направлено на изменение размера взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома, обусловленное ненадлежащим качеством и (или) перерывами, превышающими установленную продолжительность капитального ремонта. По данному вопросу он звонил в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, где ему сказали, что изменение размера взноса может быть инициировано лишь администрацией городского поселения. Письменно в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов он не обращался.

Как следует из ответов Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов от 02.09.2021 и 09.09.2021, размер взноса на капитальный ремонт на 1 квадратный метр общей площади помещения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в период с 01.07.2014 по 31.12.2018 составлял 6,70 рублей; на первое полугодие 2019 г. тариф - 6,81 руб., на второе полугодие - 7,03 руб.; на первое полугодие 2020 г. - 7,03 руб., на второе - 7,36 руб.; на первое полугодие 2021 г. - 7,36 руб., на второе полугодие - 7,70 руб. Размер взноса в отношении указанного многоквартирного дома всегда применялся с учетом наличия полного благоустройства (включая систему горячего водоснабжения), без лифта.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеется система горячего водоснабжения, которая достигла уровня капитального ремонта. Указанная неисправность подтверждается актами от 11.04.2017, 08.08.2019, из которых следует, что водонагреватель в подвальном помещении отсутствует с 2016 года.

При этом указанный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Капитальный ремонт системы горячего водоснабжения запланирован на 2020-2022 годы, что подтверждается материалами дела, в том числе актом осмотра от 14.01.2019, составленным Главным государственным инспектором Государственной инспекции Забайкальского края, протоколом комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 01.03.2019 .

В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 156 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных требований, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, которыми определены основания и порядок такого изменения.

В соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (п. 3 Правил).

В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 6 Правил).

В силу п. 7 Правил собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу.

В силу п. 8 Правил заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.

Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 указанных правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа. При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (пункт 9).

В случаях, указанных в пункте 6 Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (пункт 10).

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15).

Таким образом, на собственнике помещения лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, а уполномоченное лицо обязано произвести такой перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг.

В судебном заседании административный истец пояснил, что самостоятельно с соответствующим заявлением в Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов не обращался, на наличие каких-либо препятствий для этого, не указал. Судом каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих ему в этом, также не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ по административным делам граждане не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые ссылаются как на основания своих требований.

Данным законоположениям корреспондируют нормы статьи 226 КАС РФ, возлагающие на лицо, оспаривающее решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность доказывания нарушения такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226).

В данной связи пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из приведенных предписаний следует, что для удовлетворения требований необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: оспариваемое решение, действие (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствуют закону и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, на административного истца возлагается обязанность, во всяком случае, по доказыванию обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что его права, свободы и законные интересы нарушены оспариваемым решением, действием (бездействием) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, и он действительно нуждается в судебной защите и вправе на нее рассчитывать.

Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств нарушения административным ответчиком его прав, свобод и законных интересов, требующих судебной защиты.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Сараева И.В. к главе администрации городского поселения «Борзинское» о признании бездействия незаконным и понуждении к действию.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Борзинский городской суд Забайкальского края.

Председательствующий судья Кыдыяков Г.И.

Решение в окончательной форме принято 01 октября 2021 года

2а-787/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сараев Игорь Владимирович
Ответчики
Глава городского поселения "Борзинское"
Другие
Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов
ООО "САПФИР"
Суд
Борзинский городской суд Забайкальский края
Судья
Кыдыяков Григорий Игоревич
Дело на сайте суда
borzya.cht.sudrf.ru
14.07.2021Регистрация административного искового заявления
14.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2021Судебное заседание
06.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
01.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее