56RS0018-01-2019-009095-93
№ 2а-7421/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Сотникове Н.Ю.,
с участием:
представителя административного истца Зубко С.Л.,
административного ответчика и представителя административного ответчика Блиновой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, государственному инспектору труда Блиновой А.Д. об оспаривании предписания,
установил:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга (далее- УЖКХ администрации г. Оренбурга) обратилось в суд вышеназванным административным исковым заявлением об оспаривании предписания. В обоснование требований указало, что в Государственную инспекцию труда в Оренбургской области поступила жалоба ... Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга по жилищной политике Т.О.И. о несогласии с применением в отношении него дисциплинарного взыскания в виде выговора. На основании указанного обращения Государственной инспекцией труда в Оренбургской области проведена внеплановая документарная проверка в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с актом проверки и предписанием от 17.10.2019 года государственного инспектора труда Государственной инспекцией труда в Оренбургской области установлено, что приказ о применении дисциплинарного взыскания к Т.О.И. от 19.09.2019 года № ... издан с нарушением требований ст. 22, ст. 192 Трудового кодекса РФ, так как отсутствуют факты совершения дисциплинарного проступка. Полагая выданное предписание незаконным, указывает, что по отношению к Т.О.И.. на основании трудового договора Ф.О.В.. является работодателем, а потому вправе был применять дисциплинарное взыскание в виде выговора, которое предусмотрено Трудовым кодексом РФ. Ф.О.В.., как должностное лицо, не нарушал положений ст. 192 Трудового кодекса РФ, установив, что Т.О.И.. ненадлежащим образом исполняет п. 10.1 должностной инструкции, что повлекло нарушение сроков предоставления муниципальной услуги по заявлению К.А.С., и, как следствие, нарушение п. 13,143, 27 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 03.06.2013 года № ... Вопрос о правильности применения к Т.О.И. дисциплинарного взыскания, находится в компетенции комиссии по трудовым спорам или суда, поскольку причиной возникновения трудового спора явилось виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей работником. Вопрос о виновности или невиновности Т.О.И.. находится в компетенции комиссии по трудовым спорам или суда. Из содержания оспариваемого предписания видно, что фактически разрешен индивидуальный трудовой спор о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора. Анализ акта проверки не позволяет сделать вывод о допущенных работодателем очевидных нарушениях трудового законодательства. Считает, что оспариваемое предписание от 17.10.2019 года № ... вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому является незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель административного истца Зубко С.Л. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик Блинова А.Д. (ранее Домрачева А.Д.), являясь также представителем административного ответчика Государственной инспекции труда в Оренбургской области, возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в удовлетворении административного иска отказать.
В судебное заседание заинтересованное лицо Тейковцев И.О. не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно положениям статьей 353 - 356, 382 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу статьи 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частями 1, 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Подпунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что по фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из материалов дела следует, что 26.09.2019 года в Государственную инспекцию труда в Оренбургской области поступило обращение № ... ... Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга по жилищной политике Т.О.И,. о несогласии с применением в отношении него дисциплинарного взыскания в виде выговора.
На основании распоряжения главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 02 октября 2019 года № ... должностными лицами проведена внеплановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Актом проверки от 17.10.2019 года № ... установлено, что приказ от 19.09.2019 года № ... о применении к Т.О.И. дисциплинарного взыскания в виде выговора издан с нарушением требований ст.ст. 22, 192 ТК РФ, в виду отсутствия фактов совершения дисциплинарного проступка.
С таким выводом государственного инспектора труда суд соглашается.
Так, согласно статье 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе и выговор.
Как следует из материалов проверки, между Т.О.И. и УЖКХ администрации г. Оренбурга заключен трудовой договор 21.12.2018 года.
09.07.2019 года К.А.С.. обратился в УЖКХ администрации г.Оренбурга за предоставлением муниципальной услуги о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области.
Запрашиваемая муниципальная услуга в установленный 30-дневный срок оказана К.А.С.. не была.
На основании приказа начальника УЖКХ администрации г.Оренбурга №... от 04.09.2019 года по факту нарушения сроков предоставления муниципальной услуги назначено проведение служебной проверки, с приказом Т.О.И. не ознакомлен.
09.09.2019 года от Т.О.И.. затребованы письменные объяснения по факту нарушения сроков предоставления муниципальной услуги.
19.09.2019 года составлен акт о непредоставлении Т.О.И. письменных объяснений.
Согласно заключению служебной проверки в отношении Т.О.И. от 11.09.2019 года, комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Т.О.И.. имеется дисциплинарный проступок, выразившийся в ненадлежащим исполнении п.10.1 должностной инструкции, что является основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Пунктом 10.1 должностной инструкции ... УЖКХ администрации г.Оренбурга предусмотрено, что муниципальный служащий, замещающий должность ... УЖКХ администрации г.Оренбурга, осуществляет контроль за предоставлением муниципальных услуг.
Приказом №... от 19.09.2019 года к Т.О.И.. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
В ходе проведения проверки государственным инспектором труда, исходя из представленных объяснений ... УЖКХ администрации г.Оренбурга, ... установлено, что отслеживание сроков исполнения муниципальной услуги было невозможным, поскольку регистрация заявления К.А.С, не производилась, также отсутствуют доказательства передачи указанного заявления в установленном порядке на исполнение Т.О.И.
При этом, доводы ... УЖКХ администрации г.Оренбурга о том, что Т.о.И.. заявителю давался промежуточный ответ, в ходе проверки не подтвердились.
По результатам проведенной проверки в адрес УЖКХ администрации г.Оренбурга выдано предписание от 17.10.2019 года № ..., которым на ... УЖКХ администрации г. Оренбурга Ф.О.В. возложена обязанность устранить выявленные нарушения: на основании ст. 22, ст. 192 ТК РФ отменить приказ от 19.09.2019 года №... о применении к Т.о.И, дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Проверяя доводы административного истца о разрешении государственным инспектором труда индивидуального трудового спора, что, по мнению административного истца, является выходом за пределы предоставленных ему полномочий, суд приходит к следующему.
Частью 7 статьи 193 ТК РФ предусмотрено право работника на обжалование дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В силу статьи 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе посредством обжалования наложенного на него дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда.
Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания.
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о разрешении государственным инспектором труда в данном случае индивидуального трудового спора, необоснованны, направлены на неверное понимание действующего законодательства, определяющего круг полномочий государственных инспекторов труда.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что проведенная в отношении административного истца внеплановая выездная проверка проведена уполномоченным должностным лицом в рамках представленных полномочий на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки, оспариваемое предписание принято в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных государственной инспекции труда полномочий.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Срок для обращения в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, государственному инспектору труда Блиновой А.Д. об оспаривании предписания– отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.А. Пименова
Решение в окончательной форме принято 10 декабря 2019 года
Судья подпись О.А. Пименова
Копия верна: Судья:
Секретарь: