ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 ноября 2024 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Повещенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела № 5-240/2024 (УИД: 38MS0007-01-2024-011008-03) об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Степановой С.П., зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Иркутск, пр-кт Маршала Жукова, 26-38, паспорт серии 2520 № 811518, выдан 03.11.2020 ГУ МВД России по Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
26.06.2024 исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Территориального управления Росимущества, ТУ Росимущества) Степановой С.П. умышленно не выполнены требования, указанные в представлении прокуратуры Октябрьского района г. Иркутска от 25.06.2024 № 7-26-2024/Прдп291-24-20250010, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Иркутска Антипова М.С. поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, находя состав вмененного административного правонарушения в действиях (бездействии) Степановой С.Ю. доказанным.
Степанова С.П. в судебном заседании возражала доводам постановления о возбуждении дела, просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, настаивала, что не является надлежащим субъектом, в рассмотрении представления участия не принимала, представление исполнено, направленная 17.07.2024 письменная информация содержала ответ о невозможности исполнения представления и о принятых мерах в отношении указанного в представлении защитного сооружения гражданской обороны, просила принять во внимание, что содержание и восстановление ЗС ГО является расходным обязательством Российской Федерации, выделение Росимуществу средств федерального бюджета на восстановление защитных сооружений не предусмотрено.
Судья, выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства, оценивая как каждое из них в отдельности, так в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статье 22 Закона о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления о его устранении.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что 26.04.2024 по результатам проверки, проведенной в отношении ТУ Росимущества прокуратурой Октябрьского района г. Иркутска с привлечением инспектора отделения НД и ПР по Октябрьскому округу г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области, на основании требования прокуратуры Иркутской области от 11.04.2024 № 88-35-2024/3661-24-20250001, выявлены нарушения законодательства о гражданской обороне в деятельности ТУ Росимущества в отношении отдельно стоящего защитного сооружения гражданской обороны по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 58, зафиксированные заключении специалиста от 26.04.2024, в адрес врио руководителя ТУ Росимущества Сартаковой Н.В. прокурором Октябрьского района г. Иркутска внесено представление № 7-26-2024/Прдп291-24-20250010 от 25.06.2024 об устранении нарушений федерального законодательства.
В указанном представлении, направленном заместителем прокурора области Пирва Г.А., изложено требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры района (пункт 1); принятии в течение месяца конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших (пункт 2); рассмотрении опроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших указанные нарушения (пункт 3); сообщении о результатах рассмотрения представления в месячный срок (пункт 4).
11.07.2024 Территориальным управлением Росимущества с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Иркутска Мухутдинова С.С. рассмотрено представление прокуратуры от 25.06.2024.
29.07.2024 в прокуратуру Иркутской области поступила письменная информация и.о. руководителя ТУ Росимущества Степановой С.П. от17.07.2024 № 38-СС/9130, анализ которой показывает, что конкретные меры по устранению указанных в представлении нарушений закона, а также причин и условий, им способствовавших, не приняты, ответ содержит сведения о невозможности исполнения представления, о запланированных мероприятиях в отношении указанного в представлении защитного сооружения гражданской обороны.
Так, согласно ответу от 17.07.2024 защитное сооружение гражданской обороны по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 58 значится в составе государственной казны Российской Федерации. В утвержденном и согласованном ГУ МЧС России по Иркутской области перечне ЗС ГО указанное ЗС ГО числится со статусом «подлежит снятию с учета». В целях исполнения поручения Росимущества от 11.04.2024 Территориальным управлением утвержден и согласован ГУ МЧС России по Иркутской области перечень ЗС ГО, подлежащих снятию с учета (изменению типа), и согласно этому перечню ЗС ГО по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 58, числится со статусом «подлежит изменению типа». Согласно позиции ГУ МЧС России по Иркутской области данное ЗС ГО может быть использовано для укрытия населения г. Иркутска и должно находиться в государственной или муниципальной собственности. Потребность федеральных организаций в данном ЗС ГО отсутствует. Территориальным управлением длительный период времени неоднократно направлялись обращения в адрес Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, администрации города Иркутска об определении потребности в федеральных ЗС ГО. Информация об отсутствии потребности от Правительства Иркутской области в Территориальное управление поступила в ноябре 2022 года и 11.06.2024. Требования Правил к содержанию и эксплуатации ЗС ГО предъявляются к организациям, имеющим ЗС ГО на балансе и эксплуатирующим ЗС ГО. На балансе Территориального управления ЗС ГО по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 58 не состоит, Территориальным управлением не эксплуатируется. Согласно позиции Минфина России, отраженной в протоколе Росимущества от 26.10.2022 № 239, средства на восстановление ЗС ГО Росимуществу выделятся не будут в связи с тем, что в обязанности Росимущества не входят мероприятия по гражданской обороне и укрытию населения, вследствие чего расходование денежных средств будет являться нецелевым. Территориальным управлением готовится пакет документов на изменение типа «Убежища» названного ЗС ГО на тип «Укрытие». В соответствии с рекомендациями МЧС России на территории Российской Федерации до конца октября 2024 года Правительству Иркутской области предстоит проведение инвентаризации ЗС ГО, расположенных на территории Иркутской области, по результатам которой будут приняты решения о дальнейшем использовании ЗС ГО (в том числе и указанного ЗС ГО). Применение к работникам мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью Территориального управления, ненадлежащее исполнение сотрудниками Территориального управления возложенных на них должностных обязанностей не установлено.
23.10.2024 прокурором Октябрьского района г. Иркутска в отношении и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Степановой С.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту невыполнения изложенных в представлении законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
При этом постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, существенных нарушений закона при его вынесении, безусловно влекущих к прекращению производства по делу, судья не усматривает. Постановление вынесено с участием Степановой С.П., которая, воспользовавшись правом дать письменные объяснения, указала, что с вмененным правонарушением не согласна, представление полагает неисполнимым и не основанным на действующем законодательстве.
Ошибочное указание в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении даты совершения правонарушения – 17.07.2024, не является существенным нарушением, датой совершения правонарушения является дата по истечении месячного срока со дня внесения представления об устранении нарушений закона – 26.07.2024.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; выпиской из ЕГРН о собственнике защитного сооружения по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 58 и характеристиках объекта; заключением специалиста от 26.04.2024; представлением прокурора Октябрьского района г. Иркутска от 25.06.2024; сопроводительным письмом заместителя прокурора области; ответом от 17.07.2024 на представление; приказом от 11.06.2024 о возложении на заместителя руководителя Степанову С.П. временного исполнения обязанностей врио руководителя ТУ Росимущества в Иркутской области на время очередного отпуска Сартаковой Н.В. и иными материалами дела, которые отвечают признакам допустимости, достоверности, достаточности.
Названные доказательства получены в соответствии с требованиями законодательства, при их собирании и закреплении порядок не нарушен.
Исследовав и оценив в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях представленные по делу доказательства, судья приходит к выводу о доказанности вины Степановой С.П. как должностного лица ТУ Росимущества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Требования прокурора законны, вытекают из его полномочий, установленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Объективных данных, свидетельствующих о выполнении требований прокурора в представлении от 25.06.2024 в полном объеме, материалы дела не содержат, судье не представлены.
Представление прокурора, внесенное им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, не оспорено, незаконным, неисполнимым в том числе по основаниям, указанным в ответе от 17.07.2024 и в письменных возражениях, не признано, сведений об обратном не имеется.
Как установлено по материалам дела, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 58, имеет статус ЗС ГО, включен в реестр федерального имущества, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона, доказательств выбытия в установленном порядке спорного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации не имеется. По общим правилам, установленным статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доводы возражений о том, что в обязанности ТУ Росимущества в Иркутской области не входят мероприятия по гражданской обороне и укрытию населения, вследствие чего расходование денежных средств будет являться нецелевым, поскольку содержание и восстановление ЗС ГО не является их расходным обязательством, судья признает несостоятельными, поскольку отсутствие финансирования на проведение мероприятий по приведению ЗС ГО в соответствие с требованиями действующего законодательства не может являться основанием для освобождения в данном случае собственника объекта от обязанностей, предусмотренных законом.
Довод о том, что конкретные меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушения, которые должен был выполнить руководитель ТУ Росимущества, в представлении прокуратуры не указаны, не может быть принят во внимание, поскольку орган, осуществляющий контроль (надзор) в силу предоставленных полномочий, не вправе указывать на перечень и последовательность действий, которые лицо, получившее представление, должно совершить в целях недопущения в последующем подобных нарушений, поскольку в противном случае контролирующий орган будет вмешиваться в деятельность соответствующего субъекта, что недопустимо, так как ответственность установлена только за неисполнение представления, а не за отступление от указания органа по ходу его исполнения. Поэтому неуказание на конкретные меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, не обуславливает фактическую неисполнимость представления.
В силу статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Правомерность привлечения указанного должностного лица, подписавшего в период исполнения обязанностей руководителя ТУ Росимущества в Иркутской области ответ на представление, к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в месячный срок изложенных в представлении от 25.06.2024 законных требований прокурора сомнений не вызывает, на дату совершения правонарушения Степанова С.П. являлась должностным лицом, ответственным за выполнение представления прокурора.
Действия указанного должностного лица правильно квалифицированы по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и Закона о прокуратуре.
При назначении административного наказания судья руководствуется требованиями ст.ст. 4.1-4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающих общие правила назначения административного наказания за совершение административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
Уклонение при изложенных выше обстоятельствах от выполнения требований прокурора является грубым нарушением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, свидетельствующим о пренебрежительном отношении должностного лица к законодательству, игнорировании его требований, а потому рассматриваемое деяние признаков малозначительности не содержит.
В силу п. 7 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся, следовательно, оснований для применения положений, предусмотренных ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении наказания за совершение и.о. руководителя ТУ Росимущества правонарушения, выявленного в ходе прокурорской проверки, не имеется.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, оценив его последствия, судья находит правильным назначить должностному лицу ТУ Росимущества наказание в виде административного штрафа в минимальном размере. Данный вид наказания будет соответствовать целям административного наказания. Оснований для назначения административного наказания в виде дисквалификации судья не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Степанову Светлану Петровну, занимавшую должность исполняющего обязанности руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Реквизиты для внесения административного штрафа: <данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицом, привлеченным к административной ответственности, должна быть направлена в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, суд направляет второй экземпляр постановления судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания суммы административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Е.В. Повещенко