Решение по делу № 2-189/2022 от 26.05.2022

Дело № 2-189/2022                                                                                                          

(УИД 27RS0017-01-2022-000272-34)

                                                                                               

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года                                                                                                  с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,

при секретаре Митрохиной Ю.С.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Чупруновой И.В.,

представителя ответчика администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды В.А.,

представителей третьего заинтересованного лица Управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Вишняковой И.В., Кочековой И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Нанайского района Хабаровского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа п. Джонка, Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Нанайского района Попов К.Н. обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа н. Джонка, (МБОУ СОШ п. Джонка) об обязании в течение 6 месяцев, после вступления решения суда в законную силу, выделить медицинский кабинет, оборудовать его в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н), а также получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в образовательном учреждении в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ссылаясь на то, что прокуратурой Нанайского района во исполнение поручения прокурора Хабаровского края от 01.02.2022 № 7/5-11-2022 запрошена информация с управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (управление образования) на предмет оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных учреждений Нанайского района Хабаровского края. В ходе исследования полученной информации установлено, что на территории Нанайского района имеется муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Джонка, в которой отсутствует медицинский кабинет для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся данного образовательного учреждения. По данному факту прокуратурой района 25.03.2022 года в адрес управления образования внесено представление об устранении нарушений в части выделения медицинского кабинета, а также его лицензирования, которое рассмотрено, однако фактически нарушения не устранены. Данные несоблюдения законодательства влекут нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, посещающих данное образовательное учреждение, а также прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

Определением суда от 16 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края.

14 июля 2022 года, прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил возложить на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы, связанные с организацией помещения для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснащением медицинского кабинета МБОУ СОШ п. Джонка, получением им санитарно-эпидемиологического заключения;

возложить на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение четырех месяцев оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

20.09.2022 года прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил возложить на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение четырех месяцев организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Нанайского района Чупрунова И.В. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнительно пояснила, что требование «организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка означает любой способ образования помещения, в том числе его строительство, выделение иного помещения и другие варианты.

Представитель ответчика - директор школы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом своевременно и надлежаще был извещен. Из представленного заявления следует, здание школы введено в эксплуатацию с 1979 года, медицинский кабинет по проекту в школе не предусмотрен. В данный момент в школе обучается 169 обучающихся, это 12 классов-комплектов, также в школе функционирует две дошкольные группа - 42 воспитанника, поэтому свободных помещений в школе нет. Медицинского работника в штатном расписании нет. Необходимую помощь обучающимся и воспитанникам оказывает медицинское учреждение, с которым заключено дополнительное соглашение на оказание медицинских услуг. Находится медицинское учреждение в здании школы, что обеспечивает своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи.

Представитель ответчика администрации Нанайского муниципального района Бельды А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отзыв.

Представители Управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Вишнякова И.В. и Кочекова И.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что МБОУ СОШ п. Джонка заключено соглашение с КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания учащихся в образовательном учреждении на базе ФАПа п. Джонка. Права несовершеннолетних на получение первой медицинской помощи в период обучения и нахождения в Учреждении, не нарушаются. Планом здания медицинский кабинет не предусмотрен. Реконструкция помещений в образовательном учреждении, потребует существенных вложений для размещения медицинского кабинета. При этом создание кабинета нецелесообразно, так как в школе нет ставки медицинского работника. Пунктом 10 Приказа Минздрава № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (далее - Приказ Минздрава № 822н) допускает оказание медицинской помощи несовершеннолетним в помещениях медицинской организации.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (ч. 1). Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч. 2). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи (ч. 3).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; 4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.4).

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены полномочия и ответственность органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.

Согласно ст. 7 Закона государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 54 указанного Федерального закона в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 №822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, который устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанной Программы, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Пунктами 5 - 11 Программы установлено, что первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. В случае не предоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения.

Распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края № 825-р, Министерства образования и науки Хабаровского края № 1581 от 21 июля 2015 года «О совершенствовании медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях Хабаровского края», рекомендовано руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования предоставлять безвозмездно краевым государственным учреждениям здравоохранения помещения, соответствующие условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Оснастить помещения медицинского блока мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения в соответствии с приложением N 3 к Порядку. Заключить соглашения с руководителями краевых государственных учреждений здравоохранения о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях (далее - обучающиеся), в срок до 01 сентября 2015 г.

Руководителям краевых государственных учреждений здравоохранения, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу несовершеннолетним в возрасте до 18 лет (далее - учреждения здравоохранения), обеспечить: Оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний. Введение необходимого количества штатных должностей медицинских работников для работы в отделениях организации медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях с учетом объема оказываемой медицинской помощи и проводимой профилактической работы, численности обучающихся в образовательных организациях. Организацию деятельности медицинских работников в отделениях организации медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях в соответствии с приложениями N 4 и (или) N 6 Порядка. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения помещений образовательной организации (медицинские кабинеты образовательных организаций). Оказание медицинской помощи обучающимся в период их обучения и воспитания в помещениях учреждений здравоохранения в соответствии с пунктом 10 Порядка, в случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у учреждения здравоохранения лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации.

Таким образом, законодатель разделяет обязанность по медицинскому обслуживанию учащихся, которую обеспечивают исполнением органы здравоохранения, и обязанность образовательного учреждения предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Обязанность по представлению такого помещения исполняется путем оборудования медицинских кабинетов в школах. Эта обязанность не отменяется в связи с тем, что Приказом № 822н, допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации, и не исключает в связи с этим исполнение обязанности по оборудованию в школе медицинского кабинета, предназначенного, в том числе и для оказания экстренной медицинской помощи.

Судом установлено, что прокуратурой Нанайского района проведена проверка соблюдения образовательными организациями, осуществляющими деятельность на территории Нанайского муниципального района законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в образовательном учреждении МБОУ СОШ п. Джонка размеры помещений медкабинета не соответствуют требованиям санитарного законодательства, нет возможности выделить дополнительные площади, имеется в наличии соглашение о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания обучающихся с КГБУЗ «Троицкая ЦРБ».

Согласно соглашению № 9 «О совместной деятельности по организации медицинского обслуживания учащихся в МБОУ СОШ п. Джонка» от 10 января 2022 года, заключенному между МБОУ СОШ п. Джонка и КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» следует, что стороны договорись о совместной деятельности по созданию условий для осуществления медицинской деятельности и медицинскому обслуживанию учащихся в МБОУ СОШ п. Джонка на территории «Учреждения здравоохранения» по адресу: <адрес>.

Учредителем МБОУ СОШ п. Джонка Нанайского муниципального района Хабаровского края и собственником ее имущества является Нанайский муниципальный район Хабаровского края, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Нанайского муниципального района, учреждение имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.п. 2.5.3 п. 2 Устава, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи учащимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Школа предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Согласно п.п. 5.6 п. 5 Устава, Учредитель формирует и утверждает муниципальное задание, осуществляет финансовое обеспечение выполнения этого задания.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункты 1 и 2 статьи 209 ГК РФ).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с статьями 294, 296 ГК РФ, то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).

Передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, собственник сохраняет за собой все права на это имущество.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 11 и 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Закона реализация указанного положения закона осуществляется путем создания органами местного самоуправления муниципальных учреждений и их финансирования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по созданию условий для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних обучающихся является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных выделить средства при недостаточности денежных средств у образовательного учреждения для организации помещения, приобретения оборудования, мебели, медицинской техники, изделий медицинского назначения, дезинфекционных средств в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

До настоящего времени ими требования вышеуказанных норм не соблюдены, что также создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Вместе с тем, вышеприведенное законодательство гарантирует оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений без каких-либо ограничений, в том числе, без учета количества обучающихся в образовательных организациях и без учета расстояния между образовательной и медицинской организацией.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что чем требования прокурора в части возложения на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность профинансировать расходы, связанные с организацией помещения для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснащением медицинского кабинета МБОУ СОШ п. Джонка и возложения обязанности на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н) законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, учитывая объем, сложность, характер, а также значимость подлежащих выполнению работ, полагаю разумным определить срок для каждого из ответчиков по 6 месяцев.

Требование прокурора района о необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, не подлежит удовлетворению, так как в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета.

Исходя из положений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" получение лицензии носит заявительный характер (статья 13). Решение о выдаче лицензии принимает лицензирующий орган (статья 14). К компетенции же ответчика разрешение этого вопроса не относится.

Требуя возложить на образовательные учреждения обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии медицинского помещения санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Нанайского района Хабаровского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа п. Джонка, Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы, связанные с организацией, оснащением медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка.

Возложить на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение шести месяцев организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н).

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено: 21 ноября 2022 года.

         Судья                            Сосницкая Е.В.

Дело № 2-189/2022                                                                                                          

(УИД 27RS0017-01-2022-000272-34)

                                                                                               

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года                                                                                                  с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,

при секретаре Митрохиной Ю.С.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Чупруновой И.В.,

представителя ответчика администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды В.А.,

представителей третьего заинтересованного лица Управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Вишняковой И.В., Кочековой И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Нанайского района Хабаровского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа п. Джонка, Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Нанайского района Попов К.Н. обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа н. Джонка, (МБОУ СОШ п. Джонка) об обязании в течение 6 месяцев, после вступления решения суда в законную силу, выделить медицинский кабинет, оборудовать его в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н), а также получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в образовательном учреждении в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ссылаясь на то, что прокуратурой Нанайского района во исполнение поручения прокурора Хабаровского края от 01.02.2022 № 7/5-11-2022 запрошена информация с управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (управление образования) на предмет оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных учреждений Нанайского района Хабаровского края. В ходе исследования полученной информации установлено, что на территории Нанайского района имеется муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Джонка, в которой отсутствует медицинский кабинет для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся данного образовательного учреждения. По данному факту прокуратурой района 25.03.2022 года в адрес управления образования внесено представление об устранении нарушений в части выделения медицинского кабинета, а также его лицензирования, которое рассмотрено, однако фактически нарушения не устранены. Данные несоблюдения законодательства влекут нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, посещающих данное образовательное учреждение, а также прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

Определением суда от 16 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края.

14 июля 2022 года, прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил возложить на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы, связанные с организацией помещения для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснащением медицинского кабинета МБОУ СОШ п. Джонка, получением им санитарно-эпидемиологического заключения;

возложить на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение четырех месяцев оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

20.09.2022 года прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил возложить на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение четырех месяцев организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Нанайского района Чупрунова И.В. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнительно пояснила, что требование «организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка означает любой способ образования помещения, в том числе его строительство, выделение иного помещения и другие варианты.

Представитель ответчика - директор школы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом своевременно и надлежаще был извещен. Из представленного заявления следует, здание школы введено в эксплуатацию с 1979 года, медицинский кабинет по проекту в школе не предусмотрен. В данный момент в школе обучается 169 обучающихся, это 12 классов-комплектов, также в школе функционирует две дошкольные группа - 42 воспитанника, поэтому свободных помещений в школе нет. Медицинского работника в штатном расписании нет. Необходимую помощь обучающимся и воспитанникам оказывает медицинское учреждение, с которым заключено дополнительное соглашение на оказание медицинских услуг. Находится медицинское учреждение в здании школы, что обеспечивает своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи.

Представитель ответчика администрации Нанайского муниципального района Бельды А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отзыв.

Представители Управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Вишнякова И.В. и Кочекова И.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что МБОУ СОШ п. Джонка заключено соглашение с КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания учащихся в образовательном учреждении на базе ФАПа п. Джонка. Права несовершеннолетних на получение первой медицинской помощи в период обучения и нахождения в Учреждении, не нарушаются. Планом здания медицинский кабинет не предусмотрен. Реконструкция помещений в образовательном учреждении, потребует существенных вложений для размещения медицинского кабинета. При этом создание кабинета нецелесообразно, так как в школе нет ставки медицинского работника. Пунктом 10 Приказа Минздрава № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (далее - Приказ Минздрава № 822н) допускает оказание медицинской помощи несовершеннолетним в помещениях медицинской организации.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (ч. 1). Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч. 2). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи (ч. 3).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; 4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.4).

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены полномочия и ответственность органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.

Согласно ст. 7 Закона государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 54 указанного Федерального закона в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 №822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, который устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанной Программы, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Пунктами 5 - 11 Программы установлено, что первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. В случае не предоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения.

Распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края № 825-р, Министерства образования и науки Хабаровского края № 1581 от 21 июля 2015 года «О совершенствовании медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях Хабаровского края», рекомендовано руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования предоставлять безвозмездно краевым государственным учреждениям здравоохранения помещения, соответствующие условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Оснастить помещения медицинского блока мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения в соответствии с приложением N 3 к Порядку. Заключить соглашения с руководителями краевых государственных учреждений здравоохранения о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях (далее - обучающиеся), в срок до 01 сентября 2015 г.

Руководителям краевых государственных учреждений здравоохранения, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу несовершеннолетним в возрасте до 18 лет (далее - учреждения здравоохранения), обеспечить: Оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний. Введение необходимого количества штатных должностей медицинских работников для работы в отделениях организации медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях с учетом объема оказываемой медицинской помощи и проводимой профилактической работы, численности обучающихся в образовательных организациях. Организацию деятельности медицинских работников в отделениях организации медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях в соответствии с приложениями N 4 и (или) N 6 Порядка. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения помещений образовательной организации (медицинские кабинеты образовательных организаций). Оказание медицинской помощи обучающимся в период их обучения и воспитания в помещениях учреждений здравоохранения в соответствии с пунктом 10 Порядка, в случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у учреждения здравоохранения лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации.

Таким образом, законодатель разделяет обязанность по медицинскому обслуживанию учащихся, которую обеспечивают исполнением органы здравоохранения, и обязанность образовательного учреждения предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Обязанность по представлению такого помещения исполняется путем оборудования медицинских кабинетов в школах. Эта обязанность не отменяется в связи с тем, что Приказом № 822н, допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации, и не исключает в связи с этим исполнение обязанности по оборудованию в школе медицинского кабинета, предназначенного, в том числе и для оказания экстренной медицинской помощи.

Судом установлено, что прокуратурой Нанайского района проведена проверка соблюдения образовательными организациями, осуществляющими деятельность на территории Нанайского муниципального района законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в образовательном учреждении МБОУ СОШ п. Джонка размеры помещений медкабинета не соответствуют требованиям санитарного законодательства, нет возможности выделить дополнительные площади, имеется в наличии соглашение о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания обучающихся с КГБУЗ «Троицкая ЦРБ».

Согласно соглашению № 9 «О совместной деятельности по организации медицинского обслуживания учащихся в МБОУ СОШ п. Джонка» от 10 января 2022 года, заключенному между МБОУ СОШ п. Джонка и КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» следует, что стороны договорись о совместной деятельности по созданию условий для осуществления медицинской деятельности и медицинскому обслуживанию учащихся в МБОУ СОШ п. Джонка на территории «Учреждения здравоохранения» по адресу: <адрес>.

Учредителем МБОУ СОШ п. Джонка Нанайского муниципального района Хабаровского края и собственником ее имущества является Нанайский муниципальный район Хабаровского края, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Нанайского муниципального района, учреждение имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.п. 2.5.3 п. 2 Устава, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи учащимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Школа предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Согласно п.п. 5.6 п. 5 Устава, Учредитель формирует и утверждает муниципальное задание, осуществляет финансовое обеспечение выполнения этого задания.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункты 1 и 2 статьи 209 ГК РФ).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с статьями 294, 296 ГК РФ, то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).

Передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, собственник сохраняет за собой все права на это имущество.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 11 и 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Закона реализация указанного положения закона осуществляется путем создания органами местного самоуправления муниципальных учреждений и их финансирования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по созданию условий для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних обучающихся является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных выделить средства при недостаточности денежных средств у образовательного учреждения для организации помещения, приобретения оборудования, мебели, медицинской техники, изделий медицинского назначения, дезинфекционных средств в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

До настоящего времени ими требования вышеуказанных норм не соблюдены, что также создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Вместе с тем, вышеприведенное законодательство гарантирует оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений без каких-либо ограничений, в том числе, без учета количества обучающихся в образовательных организациях и без учета расстояния между образовательной и медицинской организацией.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что чем требования прокурора в части возложения на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность профинансировать расходы, связанные с организацией помещения для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснащением медицинского кабинета МБОУ СОШ п. Джонка и возложения обязанности на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н) законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, учитывая объем, сложность, характер, а также значимость подлежащих выполнению работ, полагаю разумным определить срок для каждого из ответчиков по 6 месяцев.

Требование прокурора района о необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, не подлежит удовлетворению, так как в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета.

Исходя из положений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" получение лицензии носит заявительный характер (статья 13). Решение о выдаче лицензии принимает лицензирующий орган (статья 14). К компетенции же ответчика разрешение этого вопроса не относится.

Требуя возложить на образовательные учреждения обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии медицинского помещения санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Нанайского района Хабаровского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа п. Джонка, Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы, связанные с организацией, оснащением медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка.

Возложить на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение шести месяцев организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н).

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено: 21 ноября 2022 года.

         Судья                            Сосницкая Е.В.

Дело № 2-189/2022                                                                                                          

(УИД 27RS0017-01-2022-000272-34)

                                                                                               

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года                                                                                                  с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,

при секретаре Митрохиной Ю.С.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Чупруновой И.В.,

представителя ответчика администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды В.А.,

представителей третьего заинтересованного лица Управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Вишняковой И.В., Кочековой И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Нанайского района Хабаровского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа п. Джонка, Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Нанайского района Попов К.Н. обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа н. Джонка, (МБОУ СОШ п. Джонка) об обязании в течение 6 месяцев, после вступления решения суда в законную силу, выделить медицинский кабинет, оборудовать его в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н), а также получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в образовательном учреждении в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ссылаясь на то, что прокуратурой Нанайского района во исполнение поручения прокурора Хабаровского края от 01.02.2022 № 7/5-11-2022 запрошена информация с управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (управление образования) на предмет оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных учреждений Нанайского района Хабаровского края. В ходе исследования полученной информации установлено, что на территории Нанайского района имеется муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Джонка, в которой отсутствует медицинский кабинет для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся данного образовательного учреждения. По данному факту прокуратурой района 25.03.2022 года в адрес управления образования внесено представление об устранении нарушений в части выделения медицинского кабинета, а также его лицензирования, которое рассмотрено, однако фактически нарушения не устранены. Данные несоблюдения законодательства влекут нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, посещающих данное образовательное учреждение, а также прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

Определением суда от 16 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края.

14 июля 2022 года, прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил возложить на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы, связанные с организацией помещения для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснащением медицинского кабинета МБОУ СОШ п. Джонка, получением им санитарно-эпидемиологического заключения;

возложить на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение четырех месяцев оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

20.09.2022 года прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил возложить на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение четырех месяцев организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Нанайского района Чупрунова И.В. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнительно пояснила, что требование «организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка означает любой способ образования помещения, в том числе его строительство, выделение иного помещения и другие варианты.

Представитель ответчика - директор школы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом своевременно и надлежаще был извещен. Из представленного заявления следует, здание школы введено в эксплуатацию с 1979 года, медицинский кабинет по проекту в школе не предусмотрен. В данный момент в школе обучается 169 обучающихся, это 12 классов-комплектов, также в школе функционирует две дошкольные группа - 42 воспитанника, поэтому свободных помещений в школе нет. Медицинского работника в штатном расписании нет. Необходимую помощь обучающимся и воспитанникам оказывает медицинское учреждение, с которым заключено дополнительное соглашение на оказание медицинских услуг. Находится медицинское учреждение в здании школы, что обеспечивает своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи.

Представитель ответчика администрации Нанайского муниципального района Бельды А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отзыв.

Представители Управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Вишнякова И.В. и Кочекова И.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что МБОУ СОШ п. Джонка заключено соглашение с КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания учащихся в образовательном учреждении на базе ФАПа п. Джонка. Права несовершеннолетних на получение первой медицинской помощи в период обучения и нахождения в Учреждении, не нарушаются. Планом здания медицинский кабинет не предусмотрен. Реконструкция помещений в образовательном учреждении, потребует существенных вложений для размещения медицинского кабинета. При этом создание кабинета нецелесообразно, так как в школе нет ставки медицинского работника. Пунктом 10 Приказа Минздрава № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (далее - Приказ Минздрава № 822н) допускает оказание медицинской помощи несовершеннолетним в помещениях медицинской организации.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (ч. 1). Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч. 2). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи (ч. 3).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; 4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.4).

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены полномочия и ответственность органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.

Согласно ст. 7 Закона государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 54 указанного Федерального закона в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 №822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, который устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанной Программы, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Пунктами 5 - 11 Программы установлено, что первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. В случае не предоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения.

Распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края № 825-р, Министерства образования и науки Хабаровского края № 1581 от 21 июля 2015 года «О совершенствовании медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях Хабаровского края», рекомендовано руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования предоставлять безвозмездно краевым государственным учреждениям здравоохранения помещения, соответствующие условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Оснастить помещения медицинского блока мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения в соответствии с приложением N 3 к Порядку. Заключить соглашения с руководителями краевых государственных учреждений здравоохранения о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях (далее - обучающиеся), в срок до 01 сентября 2015 г.

Руководителям краевых государственных учреждений здравоохранения, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу несовершеннолетним в возрасте до 18 лет (далее - учреждения здравоохранения), обеспечить: Оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний. Введение необходимого количества штатных должностей медицинских работников для работы в отделениях организации медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях с учетом объема оказываемой медицинской помощи и проводимой профилактической работы, численности обучающихся в образовательных организациях. Организацию деятельности медицинских работников в отделениях организации медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях в соответствии с приложениями N 4 и (или) N 6 Порядка. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения помещений образовательной организации (медицинские кабинеты образовательных организаций). Оказание медицинской помощи обучающимся в период их обучения и воспитания в помещениях учреждений здравоохранения в соответствии с пунктом 10 Порядка, в случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у учреждения здравоохранения лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации.

Таким образом, законодатель разделяет обязанность по медицинскому обслуживанию учащихся, которую обеспечивают исполнением органы здравоохранения, и обязанность образовательного учреждения предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Обязанность по представлению такого помещения исполняется путем оборудования медицинских кабинетов в школах. Эта обязанность не отменяется в связи с тем, что Приказом № 822н, допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации, и не исключает в связи с этим исполнение обязанности по оборудованию в школе медицинского кабинета, предназначенного, в том числе и для оказания экстренной медицинской помощи.

Судом установлено, что прокуратурой Нанайского района проведена проверка соблюдения образовательными организациями, осуществляющими деятельность на территории Нанайского муниципального района законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в образовательном учреждении МБОУ СОШ п. Джонка размеры помещений медкабинета не соответствуют требованиям санитарного законодательства, нет возможности выделить дополнительные площади, имеется в наличии соглашение о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания обучающихся с КГБУЗ «Троицкая ЦРБ».

Согласно соглашению № 9 «О совместной деятельности по организации медицинского обслуживания учащихся в МБОУ СОШ п. Джонка» от 10 января 2022 года, заключенному между МБОУ СОШ п. Джонка и КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» следует, что стороны договорись о совместной деятельности по созданию условий для осуществления медицинской деятельности и медицинскому обслуживанию учащихся в МБОУ СОШ п. Джонка на территории «Учреждения здравоохранения» по адресу: <адрес>.

Учредителем МБОУ СОШ п. Джонка Нанайского муниципального района Хабаровского края и собственником ее имущества является Нанайский муниципальный район Хабаровского края, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Нанайского муниципального района, учреждение имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.п. 2.5.3 п. 2 Устава, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи учащимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Школа предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Согласно п.п. 5.6 п. 5 Устава, Учредитель формирует и утверждает муниципальное задание, осуществляет финансовое обеспечение выполнения этого задания.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункты 1 и 2 статьи 209 ГК РФ).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с статьями 294, 296 ГК РФ, то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).

Передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, собственник сохраняет за собой все права на это имущество.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 11 и 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Закона реализация указанного положения закона осуществляется путем создания органами местного самоуправления муниципальных учреждений и их финансирования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по созданию условий для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних обучающихся является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных выделить средства при недостаточности денежных средств у образовательного учреждения для организации помещения, приобретения оборудования, мебели, медицинской техники, изделий медицинского назначения, дезинфекционных средств в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

До настоящего времени ими требования вышеуказанных норм не соблюдены, что также создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Вместе с тем, вышеприведенное законодательство гарантирует оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений без каких-либо ограничений, в том числе, без учета количества обучающихся в образовательных организациях и без учета расстояния между образовательной и медицинской организацией.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что чем требования прокурора в части возложения на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность профинансировать расходы, связанные с организацией помещения для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснащением медицинского кабинета МБОУ СОШ п. Джонка и возложения обязанности на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н) законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, учитывая объем, сложность, характер, а также значимость подлежащих выполнению работ, полагаю разумным определить срок для каждого из ответчиков по 6 месяцев.

Требование прокурора района о необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, не подлежит удовлетворению, так как в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета.

Исходя из положений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" получение лицензии носит заявительный характер (статья 13). Решение о выдаче лицензии принимает лицензирующий орган (статья 14). К компетенции же ответчика разрешение этого вопроса не относится.

Требуя возложить на образовательные учреждения обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии медицинского помещения санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Нанайского района Хабаровского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа п. Джонка, Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы, связанные с организацией, оснащением медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка.

Возложить на МБОУ СОШ п. Джонка после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение шести месяцев организовать помещение для расположения медицинского кабинета в МБОУ СОШ п. Джонка, оснастить медицинский кабинет в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Приказу № 822н).

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено: 21 ноября 2022 года.

         Судья                            Сосницкая Е.В.

2-189/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Нанайского района Хабаровского края
Ответчики
Администрация Нанайского муниципального района
МБОУ СОШ п.Джонка
Другие
Управление образования администрации Нанайского муниципального района
Суд
Нанайский районный суд Хабаровского края
Судья
Сосницкая Елена Викторовна
Дело на странице суда
nanaysky.hbr.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2022Передача материалов судье
30.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2022Подготовка дела (собеседование)
16.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
01.08.2022Подготовка дела (собеседование)
01.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
20.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее