Решение по делу № 33-3750/2018 от 16.03.2018

Судья Абрамова Л.Л.

Дело № 33-3750/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Толстиковой М.А.,

судей Савельева А.А., Выдриной Ю.Г.,

при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09.04.2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 13.12.2017 года, которым постановлено:

Признать незаконным бездействие ОАО "Российские железные дороги", выразившиеся в не оборудовании железнодорожного переезда 1 км ветка 8, состоящий на балансе Кунгурской дистанции пути работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения.

Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный переезд 1 км ветка 8, состоящий на балансе Кунгурской дистанции пути работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения

Заслушав доклад судьи Савельева А.А., пояснения представителя ответчика Яковлева А.Н., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги"), выразившиеся в не оборудовании железнодорожного переезда 1 км ветка 8, состоящий на балансе Кунгурской дистанции пути работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения; обязании ОАО "Российские железные дороги" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный переезд 1 км ветка 8, состоящий на балансе Пермской дистанции пути работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения.

Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ОАО "Российские железные дороги", с решением суда не согласно, считает, что судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом не применен закон, подлежащий применению, допущено неправильное толкование закона, указав, что действующим законодательством о железнодорожном транспорте отсутствует требование об оборудовании железнодорожных переездов специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. Ссылаясь на ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", считает, что данная норма применена судом необоснованно, поскольку норма является отсылочной и может быть применена только в том случае, когда нормами законодательства Российской Федерации о железнодорожном транспорте будут установлены такие требования по оборудованию железнодорожных переездов, в настоящее время такие требования отсутствуют. Установка средств фиксации на железнодорожных переездах в условиях отсутствия нормативного закрепления перечня разрешенных к установке средств автоматической фиксации, порядка установки средств фиксации, порядка передачи данных в органы ГИБДД, и регламентированной обязанности владельцев железнодорожных переездов по передаче данных в органы государственного надзора, является формальностью. Судом необоснованно отклонены доводы ответчика о том, что требовать установку на железнодорожных переездах специальных технических средств и определять переезды, подлежащие оборудованию такими средствами, может только уполномоченный орган, осуществляющий контроль в области безопасности дорожного движения, а не прокуратура. При отсутствии решения органа управления Госавтоинспекции об установке средств фиксации, определения места его установки и режима работы, прокуратура и суд не вправе определять железнодорожные переезды, подлежащие оборудованию средствами фиксации. Судом первой инстанции при вынесении решения не учтены противоречия в действующем законодательстве, которые в общей совокупности с представленными доказательствами свидетельствуют о необоснованности заявленных истцом требований. Специальные технические средства фиксации, отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог и не являются оборудованием железнодорожных переездов. В настоящее время в Государственную думу внесен законопроект о внесении изменений в ст. 21 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым обязанность по оборудованию железнодорожных переездов техническими средствами фиксации, возлагается на владельцев автомобильных дорог.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.

Судом первой инстанции верно установлено и подтверждается материалами дела, что Пермской транспортной прокуратурой в соответствии с п. 6.2 протокола заседания межведомственной рабочей группы по профилактике непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте от 21.12.2016 года проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок содержания и эксплуатации железнодорожных переездов.

По результатам проверки установлено, что ОАО "Российские железные дороги" не исполняются требования по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.

Железнодорожный переезд 1 км ветка 8, состоящий на балансе Кунгурской дистанции пути, не оборудован специальными техническими средствами.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца, поскольку владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, данная обязанность лежит на ОАО "Российские железные дороги".

Районный суд, сославшись на положения п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года "О прокуратуре Российской Федерации", обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что истец не является полномочным органом для обращения в суд, является ненадлежащим истцом, а также, подавая настоящий иск, прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО "Российские железные дороги".

Суд первой инстанции, возлагая обязанности ОАО "Российские железные дороги" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать указанный железнодорожный переезд, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения. Данный срок является разумным и обоснованным, отклонив доводы представителя ответчика об установлении годичного срока, поскольку указанный срок ответчиком не мотивирован, не обоснован доказательствами.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их верными и мотивированными.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

На основании п. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2001 года "О железнодорожном транспорте" безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2001 года "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Согласно с ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Судом первой инстанции сделан верный вывод об удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства подтверждено, что у ответчика имеется обязанность по содержанию объекта транспортной инфраструктуры в силу прямого указания закона и отсутствием действий по надлежащему содержанию данного сооружения. Обязанность по надлежащему обеспечению указанного объекта недвижимости специализированными сохранными мерами возложена на собственника данного имущества в силу прямого указания закона, поэтому проведение соответствующих мероприятий в виде установки технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения должно выполняться ответчиком ОАО "Российские железные дороги".

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации о железнодорожном транспорте требований, предусматривающих обязанность по оснащению железнодорожных переездов указанными техническими средствами, не свидетельствует об освобождении ответчика от исполнения предписаний, предусмотренных ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В данной правовой норме предусмотрена обязанность по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте. Что касается технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения, то в этой части вопросы оснащения ими железнодорожных переездов какими-либо специальными нормами права в области железнодорожного транспорта не регламентированы. Правовое регулирование деятельности по оборудованию переездов средствами фиксации нарушений правил дорожного движения содержится в ст. 21 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Доводы апеллянта о том, что в Государственную думу внесен законопроект о внесении изменений в ст. 21 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий обязанность по оборудованию железнодорожных переездов техническими средствами фиксации, возлагается на владельцев автомобильных дорог, не имеют правового значения для данного спора, и не влекут отмену вынесенного судом первой инстанции решения, поскольку в настоящее время обязанность по оборудованию железнодорожных переездов техническими средствами фиксации возложена на владельца железнодорожных путей.

Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, по существу сводятся к его несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного по сути правильного решения.

Возражения представителя ответчика относительно неисполнимости принятого судом решения не являются обоснованными, поскольку невозможность исполнения решения суда в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не подтверждена какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами.

Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, не установлены.

Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 13.12.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3750/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Савельев Андрей Александрович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
09.04.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее