Дело № 5-270/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пермь 6 апреля 2018 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Рябов А.А.,
при секретаре судебного заседания Евсеенко П.И.,
с участием представителей ООО «Современный квартал «Новый центр» ФИО1 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении
ООО «Современный квартал «Новый центр» <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в отдел по вопросам миграции ОП № 7 (дислокация Свердловский район) Управления МВД России по городу Перми поступил рапорт инспектора ОВТМ УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю о том, что в действиях ООО «Современный квартал «Новый центр» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю поступило уведомление ООО «Современный квартал «Новый центр» о прекращении ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с ФИО3, которая ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> прекратило свою деятельность путём реорганизации в форме присоединения к ООО «Современный квартал «Новый центр».
Трудовую деятельность ФИО3. осуществляла на территории Пермского края без разрешительных документов на основании разрешения на временное проживание иностранных граждан срок действия которого был с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ данное разрешение было аннулировано УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю, в связи с чем ФИО3 трудовую деятельность осуществлять не могла, либо осуществляла её незаконно. Также по ЦБДУИГ установлено что ФИО3 выехала с территории РФ ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом ООО «Современный квартал «Новый центр» предоставлены недостоверные сведения о дате расторжении трудового договора с гражданкой ФИО3 Датой расторжения трудового договора является дата выезда ФИО3 -ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, как указано в приказе № № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, несвоевременно подав уведомление о расторжении трудового договора с иностранной гражданкой, ООО «Современный квартал «Новый центр» нарушило требования Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Кроме того, в нарушение требований вышеуказанного Федерального закона и Приказа ФМС России от 28.06.2010 № 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации", ООО «Современный квартал «Новый центр» нарушена форма и порядок подач уведомления: в разделе 3 уведомления отсутствуют сведения о разрешительных документах либо ссылки на акты законодательства РФ на основании которых иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ; отсутствуют сведения о виде договора, заключенного с ФИО3; бланк уведомления предоставлен на 2-х листах, что противоречит форме уведомления, установленного вышеуказанным Приказом № 147.
В судебное заседание представитель ОП № 7 УМВД России по г. Перми не явился, извещен судом в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ, ходатайство о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя не представил.
В судебном заседании представители ООО «Современный квартал «Новый центр» ФИО1 и ФИО2 с протоколом не согласились, суду пояснили, что уведомление не было подано вовремя, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 работала в должности уборщицы в ООО, о выезде ФИО3 не знали, скорее всего, вместо ФИО3 все это время работала другая женщина, похожая на ФИО3 возможно ее близкая родственница. До даты увольнения ФИО3 ежемесячно перечислялась заработная плата на расчетный счет, который ФИО3 указала при приеме на работу. Выявленные нарушения формы предоставленного уведомления они считают малозначительным нарушением, при этом указали, что в приказе № 147 нет указаний на то, что уведомление о расторжении договора нельзя составлять на 2 листах.
Судья, выслушав представителей общества, изучив материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
Согласно части 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Часть 8 ст. 13 Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», устанавливает, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Порядок и последовательность действий при представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства установлен приказом ФМС России № 147 от 28.06.2010 «О формах и порядке уведомления федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ». Согласно этому приказу:
П.2. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
П.3. Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении уведомления не допускается использование сокращенных слов, аббревиатур и исправлений.
П.4. В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) заключил или прекратил (расторг) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).
П.5. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.
П.6. Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
Этим же приказом ФМС от 28.06.2010 № 147 утверждена форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (приложение № 20). Из данного приказа следует, что в уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля, в том числе на оборотной стороне уведомления.
Из представленных материалов следует, что ФИО3 выехала с территории Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Современный квартал «Новый центр» предоставило уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО3 указав дату прекращения договора – ДД.ММ.ГГГГ, что является недостоверным сведением, поскольку датой расторжения трудового договора является дата выезда ФИО3 – ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в нарушение требований Приказа ФМС России от 28.06.2010 № 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" ООО «Современный квартал «Новый центр» нарушена форма и порядок подачи уведомления: в разделе 3 уведомления отсутствуют сведения о разрешительных документах либо ссылки на акты законодательства РФ на основании которых иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ; отсутствуют сведения о виде договора, заключенного с ФИО3 бланк уведомления предоставлен на 2-х листах, что противоречит форме уведомления, установленного вышеуказанным Приказом № 147.
Виновность ООО «Современный квартал «Новый центр» установлена совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом об обнаружении признаком административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, распечаткой базы ЦБДУИГ, приказом о приёме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, копией дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о расторжении трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта иностранного гражданина, разрешением на временное проживание, копией страхового свидетельства, копией свидетельства о постановке на учёт физического лица в налоговом органе, листом записи в ЕГРЮЛ, выпиской из ЕГРЮЛ, копией устава и иными представленными материалами.
Доводы представителей ООО «Современный квартал «Новый центр» о том, что ФИО3 осуществляла свою деятельность в должности уборщицы по ДД.ММ.ГГГГ опровергаются сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ. Доводы о том, что за ФИО3 могла работать её близкая родственница, судья признаёт несостоятельными, поскольку работодатель обязан предоставлять работу, производить оплату труда и осуществлять другие обязанности, в том числе при увольнении работника, исключительно в отношении того лица с которым заключен трудовой договор. Таким образом, ООО «Современный квартал «Новый центр» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению миграционного законодательства.
Действия ООО «Современный квартал «Новый центр» судья квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, т.е. неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, не установлено, поскольку объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности, состав названного административного правонарушения является формальным и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Современный квартал «Новый центр» является субъектом малого предпринимательства.
При этом анализ обстоятельств настоящего дела не позволяет сделать вывод о возможности назначения лицу наказания в виде предупреждения, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, угрозы безопасности государства. В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения. Лицо совершило правонарушение, которое создает угрозу охраняемым общественным отношениям, которые выразилось в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, с учетом того, что одной из целей контроля в сфере трудовой деятельности иностранных граждан является миграционный учет и обеспечение национальной безопасности РФ и защита иных национальных интересов РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также исключающих производство по делу, судьёй не установлено.
При назначении наказания, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, судья считает необходимым учесть, что ранее ООО «Современный квартал «Новый центр» не привлекалось к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение.
Согласно п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно п. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах назначение ООО «Современный квартал «Новый центр» административного наказания в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав ООО «Современный квартал «Новый центр» и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, при назначении наказания, суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, то факт, что ООО «Современный квартал «Новый центр» является субъектом малого предпринимательства, ранее не привлеклось к административной ответственности, и считает необходимым назначить ООО «Современный квартал «Новый центр» наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
признать ООО «Современный квартал «Новый центр» (<данные изъяты>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей.
Штраф подлежит оплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: получатель - Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление МВД России по Пермскому краю), банк получателя – Отделение Пермь, №
Постановление может быть обжаловано, опротестовано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Рябов