Дело № 2-849/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 августа 2017 года город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Карагодиной Е.Л.
при секретаре Ишемгуловой А.М.
с участием:
помощника Гайского межрайонного прокурора Сергеева В.К.,
ответчика индивидуального предпринимателя Рахматулина Ш.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Рахматулину Ш. В., администрации г.Гая Оренбургской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Гайский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Рахматулину Ш.В., администрации г.Гая Оренбургской области о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства о противодействии терроризму, по тем основаниям, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что здания и помещения универсама «Бриз» не оборудованы системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением. Просит суд обязать ИП Рахматулина Ш.В. оборудовать универсам системой технического контроля, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также обязать администрацию г.Гая в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести выездное обследование универсама на предмет определения состояния его антитеррористической защищенности.
В судебном заседании прокурор Сергеев В.К. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ИП Рахматуллин Ш.В. исковые требования признал.
Представитель ответчика администрации г. Гая извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 4 части 2 ст. 5 Закона закреплено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 (ред. от 22.07.2017) утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).
Согласно п.23 названным Требованиям все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой оповещения и управления эвакуацией;
в) системой освещения.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней (п. 30 Требований).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно с подп. 6.1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма.
В судебном заседании установлено, что согласно свидтельетсву о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ, Рахматулин Ш.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела установлено, что двухэтажное здание магазина «Бриз-Универсам» на праве собственности принадлежит Рахматулину Ш.В.
Универсам «Бриз», расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к местам массового пребывания людей, что подтверждается паспортом безопасности 2017 года.
Согласно справке о результатах проверки от 30 июня 2017 года в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности индивидуального предпринимателя Рахматулина Ш.В., проводимой Гайской межрайонной прокуратурой 30 июня 2017 года, были выявлены нарушения действующего законодательства, заключающиеся в том, что здание и помещения объекта с местом массового пребывания людей «Универсам «Бриз» не оборудованы системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением.
Из имеющихся в материалах дела объяснений Сочнева Ю.В., являющегося представителем ИП Рахматулина Ш.В., от 30 июня 2017 года следует, что в настоящее время универсам не оборудован системой видеонаблюдения, но ее планирует установить в течение одного года.
Таким образом, непринятие мер со стороны правообладателя объекта с массовым пребыванием людей «Универсам «Бриз» к организации мероприятий, направленных на физическую защиту данного объекта, оборудовании последнего системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики по вопросу антитеррористической защищенности, не обеспечивает надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного объекта, может способствовать совершению противоправных действий в отношении его посетителей и персонала, а, следовательно, влечет за собой нарушение их прав на безопасность и охрану жизни.
Осуществление деятельности розничной торговли при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать индивидуального предпринимателя Рахматулина Ш. В. оборудовать здание и помещения объекта с массовым пребыванием людей «Универсам «Бриз», расположенного по адресу: <адрес>, системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории объекта, архивирование и хранение в течение 30 дней.
Обязать администрацию г.Гая провести в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выездное обследование объекта с массовым пребыванием людей «Универсам «Бриз», расположенный по адресу: <адрес>, на предмет определения состояния его антитеррористической защищенности.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Карагодина
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2017 года.