Дело № 2-130/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 24 апреля 2018 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Банновская ООШ», администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности оборудовать территорию площадки временного хранения золошлаков навесом и искусственным водонепроницаемым, химически стойким покрытием в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в Усть-Коксинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Банновская ООШ», администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности оборудовать территорию площадки временного хранения золошлаков навесом и искусственным водонепроницаемым, химически стойким покрытием в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки площадки хранения золошлаковых отходов МБОУ «Банновская ООШ» по адресу: <адрес>, установлено нарушение требований законодательства по охране окружающей среды и природопользования. При эксплуатации котельной по вышеуказанному адресу осуществляется хранение золошлаков от сжигания каменного угля на почве на открытой площадке. Хранение золошлаков производится на не имеющей твердого покрытия площадке, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками. В целях устранения имеющихся нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «Банновская ООШ» было внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Тойдонова Э.Л. настаивала на удовлетворении исковых требований на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Усть-Коксинский район» Леонтюк Г.И. не явилась, обратившись с ходатайством о рассмотрении дела без их участия, по исковым требованиям возражений не имеют.
Ответчик МБОУ «Банновская ООШ», третьи лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай в лице ТО в Усть-Коксинском, Усть-Канском районах на рассмотрение дела не явились, извещены надлежаще.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Под накоплением отходов в силу п. 17 ст. 1 данного Закона понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения и транспортирования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Таким образом, законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» временное складирование отходов производства и потребления допускается:
на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;
на приемных пунктах сбора вторичного сырья;
на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;
на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
Невыполнение законных требований прокурора о соблюдении требований закона в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления установленных в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц.
Как установлено в судебном заседании в ходе проведенной прокуратурой района проверки площадки хранения золошлаковых отходов МБОУ «Банновская ООШ» по адресу: <адрес> установлено нарушение требований законодательства по охране окружающей среды и природопользования. При эксплуатации котельной по вышеуказанному адресу осуществляется хранение золошлаков от сжигания каменного угля на почве на открытой площадке. Хранение золошлаков производится на не имеющей твердого покрытия площадке, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками, что не соответствует требованиям п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. В целях устранения имеющихся нарушений прокуратурой района 26.12.2017 года в адрес директора МБОУ «Банновская ООШ» было внесено представление, но по результатам рассмотрения которого, нарушения до настоящего времени не устранены.
Соответственно, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению, ответчикам надлежит оборудовать прилегающую территорию навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков, ветров и искусственным водонепроницаемым, химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) для исключения попадания золошлаков в почву.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Банновская ООШ», администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности оборудовать территорию площадки временного хранения золошлаков навесом и искусственным водонепроницаемым, химически стойким покрытием удовлетворить в полном объеме.
Обязать МБОУ «Банновская ООШ», администрацию муниципального образования «Усть-Коксинский район» оборудовать территорию площадки временного хранения золошлаков, расположенную по адресу: <адрес> Республики Алтай, навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков, ветров и искусственным водонепроницаемым, химически стойким покрытием в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.