Дело № 2а-252/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 марта 2018 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Шкробова Д.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Удмуртской Республике к Сентякову О.П. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сентякову О.П. о взыскании транспортного налога за 2015 года в сумме 1 314 руб., транспортного налога за 2013 год в сумме 380,8 руб., пени в размере 968,83 руб. за период с <дата> по <дата> и в размере 93,6 руб. за период с <дата> по <дата>, указывая следующее.
По данным налогового органа Сентяков О.П. является плательщиком транспортного налога и обязан своевременно и в полном объеме вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога. На имя административного ответчика зарегистрированы:
с <дата> легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, с мощностью двигателя 71,4 лошадиных силы;
с <дата> легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, с мощностью двигателя 73 лошадиных силы.
Налогоплательщику за 2015 год начислен транспортный налог на автомобиль <***>, регистрационный номер №*** в размере 1 314 руб. по ставке налога 18 руб. на одну лошадиную силу, а также налог за 8 месяцев 2013 года на легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в размере 380,8 руб. по ставке налога 8 руб. на одну лошадиную силу
Налог в установленный срок уплачен не был, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ, на сумму недоимки по транспортному налогу начисляется пеня. Сумма пени согласно карточке расчета с бюджетом начислена:
в размере 968,83 руб. на сумму недоимки по налогу в размере 3 942 руб. за период с <дата> по <дата>;
в размере 93,6 руб. на сумму недоимки по налогу в размере 380,8 руб. за период с <дата> по <дата>.
В связи с отсутствием уплаты налога в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ должнику направлено требование №*** от <дата> До настоящего времени долг не погашен. Налоговая инспекция обращалась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данного налога, выдан судебный приказ №*** от <дата>, который отменен <дата>
Представитель административного ответчика Сентякова О.П. – Михайлов А.А. представил письменные возражения на административный иск, в которых сослался на пропуск административным истцом срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, а также специального срока, определенного ст. 48 НК РФ, по требованию об уплате налога №*** от <дата>, которое составлено «задним числом» и не было получено административным ответчиком.
В соответствии с ч. 3 ст. 291 КАС РФ, административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно данным налогового органа на имя Сентякова О.П. зарегистрированы:
с <дата> легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, с мощностью двигателя 71,4 лошадиных силы;
с <дата> легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, с мощностью двигателя 73 лошадиных силы.
<дата> налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** на уплату транспортного налога за 2015 год в сумме 1 885 руб., из них 571 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, и 1 314 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в срок до <дата>.
<дата> налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** на уплату транспортного налога за 2014 год в сумме 572 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в срок до <дата>.
<дата> налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** на уплату транспортного налога за 8 месяцев 2013 года в сумме 380 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в срок до <дата>.
<дата> налоговым органом административному ответчику направлено требование №*** об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 571 руб. в срок до <дата>.
<дата> налоговым органом административному ответчику направлено требование №*** об уплате транспортного налога за 2013 год в размере 380,8 руб. в срок до <дата>.
<дата> налоговым органом административному ответчику направлено требование №*** об уплате пени по транспортному налогу в размере 990,27 руб., 118,33 руб., 1 162,29 руб., 50,29 руб. в срок до <дата>.
<дата> налоговым органом административному ответчику направлено требование №*** об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 1 885 руб., пени по транспортному налогу в размере 10,06 руб. в срок до <дата>.
<дата> мировым судьей судебного участка № <*****> УР выдан судебный приказ о взыскании с Сентякова О.П. транспортного налога, налога на имущество за 2013-2015 гг., начисленных по данным налогам пени в общей сумме 7 215 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № <*****> УР от <дата> указанный судебный приказ отменен
Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст. 358 НК РФ принадлежащие административному ответчику транспортные средства отнесены к объектам налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 НК РФ), которым для легковых автомобилей в соответствии с положениями п.п. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ является место жительства (место пребывания) физического лица.
Как следует из представленных административным истцом документов, автомобиль <***>, регистрационный номер №***, зарегистрирован <дата> в <*****>.
Статьей 1 Закона Ленинградской области от 22.11.2002 г. № 51-ОЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 18 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Таким образом, административному ответчику обоснованно начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 1 314 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***.
Расчет налога проверен судом и признан верным.
В соответствии со ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Таким образом, требования административного истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2015 год в размере 1 314 руб. обоснованно и подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 2 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется только законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки обращения налоговых органов в суд с заявлением и требованием о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов определяются только налоговым законодательством, имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение. К регулированию данной категории правоотношений не подлежат применению по аналогии нормы гражданского законодательства РФ о сроках давности в силу ст. 2 ГК РФ и п. 3 ст. 1 НК РФ.
Таким образом, довод представителя Сентякова О.П. о пропуске налоговым органом срока исковой давности основан на неверном толковании закона.
Из смысла ст. 46, 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафа вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени, штрафа в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, установленных НК РФ.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации).
В соответствии с абз. 3, 4 п. 1 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 г. № 20-ФЗ) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (1 500 рублей в ред. Федерального закона от 29.11.2010 г. № 324-ФЗ), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
<дата> налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** на уплату транспортного налога за 2015 год в сумме 1 885 руб., из них 571 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, и 1 314 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в срок до <дата>.
Требованием №*** от <дата> об уплате транспортного налога за 2015 год установлен срок для уплаты последнего - до <дата>.
Сумма задолженности по транспортному налогу и пени с учетом сумм, указанных в требовании №*** превышает 3 000 руб.
Судебный приказ о взыскании с Сентякова О.П. транспортного налога за 2015 год вынесен <дата>, отменен <дата>.
Административный иск подан в суд <дата>, следовательно, налоговым органом срок обращения за выдачей судебного приказа о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2015 год, подачи административного иска не пропущен. Доводы представителя Сентякова О.П. в данной части опровергаются исследованными доказательствами.
Пункт 6 ст. 69 НК РФ не связывает наступление правовых последствий направления требования об уплате налога, пени, штрафа с наличием доказательств его получения, в соответствии с указанным пунктом в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Факт направления требований налоговым органом Сентякову О.П. подтвержден представленными доказательствами, в связи с чем доводы о ненаправлении административному ответчику требований подлежат отклонению.
В части требований о взыскании транспортного налога за 2013 год и пени суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 5 указанной статьи обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с подп. 4, 5 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 г. № 1150-О и в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
В силу вышеизложенного, подлежит признанию безнадежной к взысканию недоимка административного ответчика по транспортному и задолженность по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу, образовавшаяся на 1 января 2015 года.
При этом не имеет значение факт взыскания недоимки по указанным налогам в судебном порядке, ее уплаты до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как положениями указанного закона признание недоимки по транспортному, земельному и налогу на имущество физических лиц безнадежной в зависимость от данных обстоятельств не поставлено. Кроме того, иное толкование положений данного закона при решении вопроса о признании недоимки безнадежной ставит в неравное положение налогоплательщиков, имевших недоимку по указанным налогам на 01.01.2015 г. и уплативших ее до вступления в силу закона от 28.12.2017 г.
№ 436-ФЗ, и налогоплательщиков, не сделавших это, а также налогоплательщиков, в отношении недоимки которых вынесено судебное постановление о ее взыскании, и налогоплательщиков, в отношении которых такие постановление не вынесены, что нарушает принцип равенства налогообложения, установленный ст. 3 НК РФ.
Как следует из административного иска и представленных к нему расчетам пени, требуемые к взысканию налоговым органом, начислены на недоимку по транспортному налогу, имевшую место на <дата>, следовательно, данная задолженность по пени и недоимка по транспортному налогу за 2013 год в силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются безнадежными и полежат списанию.
В соответствии со ст. 111, 114 КАС РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ госпошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в размере 400 руб. в пользу муниципального образования «Город Воткинск».
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293, 294 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Удмуртской Республике – удовлетворить в части.
Взыскать с Сентякова О.П., проживающего по адресу: Удмуртская Республика, <*****>:
транспортный налог за 2015 г. в размере 1 314 руб. – на расчетный счет УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике) – 40101810200000010001, БИК 049401001, ИНН 1828011010, КПП 182801001, ОКТМО 41618448, КБК 18210604012021000110
Взыскать с Сентякова О.П. государственную пошлину в размере 400 руб. в пользу муниципального образования «Город Воткинск».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда составлено в совещательной комнате.
Судья Д.Н. Шкробов