Решение по делу № 2а-252/2018 от 14.12.2017

Дело № 2а-252/2018                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 марта 2018 года                                   г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Шкробова Д.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Удмуртской Республике к Сентякову О.П. о взыскании обязательных платежей и санкций,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сентякову О.П. о взыскании транспортного налога за 2015 года в сумме 1 314 руб., транспортного налога за 2013 год в сумме 380,8 руб., пени в размере 968,83 руб. за период с <дата> по <дата> и в размере 93,6 руб. за период с <дата> по <дата>, указывая следующее.

По данным налогового органа Сентяков О.П. является плательщиком транспортного налога и обязан своевременно и в полном объеме вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога. На имя административного ответчика зарегистрированы:

с <дата> легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, с мощностью двигателя 71,4 лошадиных силы;

с <дата> легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, с мощностью двигателя 73 лошадиных силы.

Налогоплательщику за 2015 год начислен транспортный налог на автомобиль <***>, регистрационный номер №*** в размере 1 314 руб. по ставке налога 18 руб. на одну лошадиную силу, а также налог за 8 месяцев 2013 года на легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в размере 380,8 руб. по ставке налога 8 руб. на одну лошадиную силу

Налог в установленный срок уплачен не был, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ, на сумму недоимки по транспортному налогу начисляется пеня. Сумма пени согласно карточке расчета с бюджетом начислена:

в размере 968,83 руб. на сумму недоимки по налогу в размере 3 942 руб. за период с <дата> по <дата>;

в размере 93,6 руб. на сумму недоимки по налогу в размере 380,8 руб. за период с <дата> по <дата>.

В связи с отсутствием уплаты налога в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ должнику направлено требование №*** от <дата> До настоящего времени долг не погашен. Налоговая инспекция обращалась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данного налога, выдан судебный приказ №*** от <дата>, который отменен <дата>

Представитель административного ответчика Сентякова О.П. – Михайлов А.А. представил письменные возражения на административный иск, в которых сослался на пропуск административным истцом срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, а также специального срока, определенного ст. 48 НК РФ, по требованию об уплате налога №*** от <дата>, которое составлено «задним числом» и не было получено административным ответчиком.

В соответствии с ч. 3 ст. 291 КАС РФ, административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно данным налогового органа на имя Сентякова О.П. зарегистрированы:

с <дата> легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, с мощностью двигателя 71,4 лошадиных силы;

с <дата> легковой автомобиль <***>, регистрационный номер №***, с мощностью двигателя 73 лошадиных силы.

<дата> налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** на уплату транспортного налога за 2015 год в сумме 1 885 руб., из них 571 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, и 1 314 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в срок до <дата>.

<дата> налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** на уплату транспортного налога за 2014 год в сумме 572 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в срок до <дата>.

<дата> налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** на уплату транспортного налога за 8 месяцев 2013 года в сумме 380 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в срок до <дата>.

<дата> налоговым органом административному ответчику направлено требование №*** об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 571 руб. в срок до <дата>.

<дата> налоговым органом административному ответчику направлено требование №*** об уплате транспортного налога за 2013 год в размере 380,8 руб. в срок до <дата>.

<дата> налоговым органом административному ответчику направлено требование №*** об уплате пени по транспортному налогу в размере 990,27 руб., 118,33 руб., 1 162,29 руб., 50,29 руб. в срок до <дата>.

<дата> налоговым органом административному ответчику направлено требование №*** об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 1 885 руб., пени по транспортному налогу в размере 10,06 руб. в срок до <дата>.

<дата> мировым судьей судебного участка № <*****> УР выдан судебный приказ о взыскании с Сентякова О.П. транспортного налога, налога на имущество за 2013-2015 гг., начисленных по данным налогам пени в общей сумме 7 215 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № <*****> УР от <дата> указанный судебный приказ отменен

Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами.

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 ст. 358 НК РФ принадлежащие административному ответчику транспортные средства отнесены к объектам налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 НК РФ), которым для легковых автомобилей в соответствии с положениями п.п. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ является место жительства (место пребывания) физического лица.

Как следует из представленных административным истцом документов, автомобиль <***>, регистрационный номер №***, зарегистрирован <дата> в <*****>.

Статьей 1 Закона Ленинградской области от 22.11.2002 г. № 51-ОЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 18 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Таким образом, административному ответчику обоснованно начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 1 314 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***.

Расчет налога проверен судом и признан верным.

В соответствии со ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Таким образом, требования административного истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2015 год в размере 1 314 руб. обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 2 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется только законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки обращения налоговых органов в суд с заявлением и требованием о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов определяются только налоговым законодательством, имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение. К регулированию данной категории правоотношений не подлежат применению по аналогии нормы гражданского законодательства РФ о сроках давности в силу ст. 2 ГК РФ и п. 3 ст. 1 НК РФ.

Таким образом, довод представителя Сентякова О.П. о пропуске налоговым органом срока исковой давности основан на неверном толковании закона.

Из смысла ст. 46, 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафа вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени, штрафа в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, установленных НК РФ.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации).

В соответствии с абз. 3, 4 п. 1 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 г. № 20-ФЗ) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (1 500 рублей в ред. Федерального закона от 29.11.2010 г. № 324-ФЗ), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

<дата> налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** на уплату транспортного налога за 2015 год в сумме 1 885 руб., из них 571 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, и 1 314 руб. за автомобиль <***>, регистрационный номер №***, в срок до <дата>.

Требованием №*** от <дата> об уплате транспортного налога за 2015 год установлен срок для уплаты последнего - до <дата>.

Сумма задолженности по транспортному налогу и пени с учетом сумм, указанных в требовании №*** превышает 3 000 руб.

Судебный приказ о взыскании с Сентякова О.П. транспортного налога за 2015 год вынесен <дата>, отменен <дата>.

Административный иск подан в суд <дата>, следовательно, налоговым органом срок обращения за выдачей судебного приказа о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2015 год, подачи административного иска не пропущен. Доводы представителя Сентякова О.П. в данной части опровергаются исследованными доказательствами.

Пункт 6 ст. 69 НК РФ не связывает наступление правовых последствий направления требования об уплате налога, пени, штрафа с наличием доказательств его получения, в соответствии с указанным пунктом в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Факт направления требований налоговым органом Сентякову О.П. подтвержден представленными доказательствами, в связи с чем доводы о ненаправлении административному ответчику требований подлежат отклонению.

В части требований о взыскании транспортного налога за 2013 год и пени суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 5 указанной статьи обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с подп. 4, 5 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 г. № 1150-О и в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В силу вышеизложенного, подлежит признанию безнадежной к взысканию недоимка административного ответчика по транспортному и задолженность по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу, образовавшаяся на 1 января 2015 года.

При этом не имеет значение факт взыскания недоимки по указанным налогам в судебном порядке, ее уплаты до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как положениями указанного закона признание недоимки по транспортному, земельному и налогу на имущество физических лиц безнадежной в зависимость от данных обстоятельств не поставлено. Кроме того, иное толкование положений данного закона при решении вопроса о признании недоимки безнадежной ставит в неравное положение налогоплательщиков, имевших недоимку по указанным налогам на 01.01.2015 г. и уплативших ее до вступления в силу закона от 28.12.2017 г.
№ 436-ФЗ, и налогоплательщиков, не сделавших это, а также налогоплательщиков, в отношении недоимки которых вынесено судебное постановление о ее взыскании, и налогоплательщиков, в отношении которых такие постановление не вынесены, что нарушает принцип равенства налогообложения, установленный ст. 3 НК РФ.

Как следует из административного иска и представленных к нему расчетам пени, требуемые к взысканию налоговым органом, начислены на недоимку по транспортному налогу, имевшую место на <дата>, следовательно, данная задолженность по пени и недоимка по транспортному налогу за 2013 год в силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются безнадежными и полежат списанию.

В соответствии со ст. 111, 114 КАС РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ госпошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в размере 400 руб. в пользу муниципального образования «Город Воткинск».

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293, 294 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Удмуртской Республике – удовлетворить в части.

Взыскать с Сентякова О.П., проживающего по адресу: Удмуртская Республика, <*****>:

транспортный налог за 2015 г. в размере 1 314 руб. – на расчетный счет УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике) – 40101810200000010001, БИК 049401001, ИНН 1828011010, КПП 182801001, ОКТМО 41618448, КБК 18210604012021000110

Взыскать с Сентякова О.П. государственную пошлину в размере 400 руб. в пользу муниципального образования «Город Воткинск».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда составлено в совещательной комнате.

Судья                                      Д.Н. Шкробов

2а-252/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 3 по УР
Ответчики
Сентяков О. П.
Сентяков Олег Поликарпович
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Шкробов Дмитрий Николаевич
Дело на странице суда
votkinskiygor.udm.sudrf.ru
14.12.2017Регистрация административного искового заявления
14.12.2017Передача материалов судье
15.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2018Судебное заседание
19.02.2018Судебное заседание
01.03.2018Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
01.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив
01.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее