Дело № 2-558/2018
(32RS0020-01-2018-000668-50)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Навля Брянской области 18 декабря 2018 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Авдеева Ю.С.,
при секретаре Седых Е.И.,
с участием истца Фроловой Т.Н.,
представителя ответчика Сидоровой Т.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фроловой Т.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – УПФ РФ) в Навлинском муниципальном районе <адрес> о признании незаконным отказ о назначении государственной пенсии по старости в связи с проживанием в радиационной зоне,
УСТАНОВИЛ:
Фролова Т.Н. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области, в котором просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Навлинском муниципальном районе <адрес> назначить ей государственную пенсию по старости на основании п.п.5 п.1 ст.4 и п.3 ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», поскольку размер данной пенсии значительно превышает размер назначенной ей трудовой пенсии по старости, которую она получает с 2015 года без учета периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, к которой относится <адрес>, где он фактически проживает с ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что зарегистрирована по адресу: <адрес>, только с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Фролова Т.Н. подтвердила свои исковые требования, просила суд признать факт ее постоянного проживания в <адрес>, относящемуся к зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить ей государственную пенсию по старости с момента первоначального обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований суду пояснила, что по адресу: <адрес> она постоянно проживает с ДД.ММ.ГГГГ с мужем, с которым зарегистрировала брак ДД.ММ.ГГГГ, до этого проживала в <адрес>, где до сентября 2015 года получала пенсию по инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ её место жительство было зарегистрировано в <адрес>. В этом же году ей была назначена пенсия по старости на общих основаниях, без учета периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Не согласна с отказом УПФ РФ в Навлинском муниципальном районе назначить ей государственную пенсию по старости в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Считает, что она прожила в <адрес> необходимое количество лет.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Сидорова Т.В. суду пояснила, что Фроловой Т.Н. отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости за проживание в радиационной зоне, поскольку на дату обращения за пенсией в соответствии с пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» у истца отсутствует требуемая продолжительность проживания в радиационной зоне, к которой относится <адрес>, в количестве 4 лет, так как официально она проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и с учетом этого приобретет право на назначение ей государственной пенсии по старости в сентябре 2019 года.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства, имеющие в деле, допросив свидетелей, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г № 400-ФЗ. «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на государственную пенсию по старости имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из материалов дела, Фролова Т.Н. 17 августа 2018 г. обратилась в УПФ РФ в Навлинском муниципальном районе <адрес> с заявлением о назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне радиационного загрязнения.
Решением УПФ РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области №180000003674/510283/18 Фроловой Т.Н. отказано в назначении государственной пенсии по старости, в связи с отсутствием на дату обращения за пенсией по старости требуемой продолжительности проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
В силу правил ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
В силу правил ст.20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место его постоянного или преимущественного проживания.
Конституция РФ (ч.1 ст.27) предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Исходя из этих положений Конституции следует, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая право на льготы и компенсации.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 5 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Согласно п.8 ч.1 ст.13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст.34 приведенного Закона гражданам, указанным в п. 8 части первой статьи 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Согласно ранее действовавшему Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №237-Р, п. Навля, Брянской области отнесен к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Факт постоянного проживания Фроловой Т.Н. в п. Навля Брянской области в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании не нашел свое подтверждение.
В письменных материалах дела отсутствуют объективные и достоверные доказательства, свидетельствующие о постоянном проживании Фроловой Т.Н. в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, а иное суду не представлено.
Заключение брака ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ФИО4(л.д. 6) не свидетельствует о постоянном проживании Фроловой Т.Н.в <адрес> в указанный период времени.
Согласно копии паспорта выданного ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5) истец с декабря 1987 года до сентября 2015 года зарегистрирована в <адрес>, в <адрес> зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ, статье 2 закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Аналогично это понятие раскрывается и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». Данным постановлением предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
При этом, регистрация, являясь административным актом, выступает в качестве одного из доказательств постоянного проживания по определенному адресу, но не может в качестве бесспорного подтверждения такого проживания браться за основу при наличии иных доказательств с определенностью подтверждающих иное. Как указал Конституционный суд в пункте 2 Постановления от 02.02.1998 г. № 4-П, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Свидетели ФИО5 и ФИО6, пояснившие в судебном заседании, что периодически встречали Фролову Т.Н. с 2010 года в <адрес> по адресу <адрес>, своими показаниями не подтвердили факт постоянного проживания Фроловой Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, территория которого относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Справка без номера, выданная ДД.ММ.ГГГГ врачом ГБУЗ «<данные изъяты>» ФИО7, из которой следует, что истец с 2013 года регулярно обращается за амбулаторной помощью в ГБУЗ «Навлинская ЦРБ» судом не принимается, как доказательство постоянного проживания Фроловой Т.В. в <адрес>, поскольку из амбулаторной карты Фроловой Т.В. следует, что до 2015 года (до момента регистрации в <адрес>) только один раз в 2014 году Фролова Т.В. обращалась в <данные изъяты> за медицинской помощью к стоматологу.
Исходя из нормы ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца, поскольку совокупностью представленных доказательств, не подтвержден факт ее проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и факт наличия у нее права на получение мер социальной поддержки как лица пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с проживанием в указанный период в загрязненной зоне.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198,199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ :
Отказать Фроловой Т.Н. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Навлинский районный суд.
Председательствующий судья Ю.С. Авдеев