РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2024 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего Медведевой Н.П.,
При секретаре судебного заседания Меркуловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Молотовой Н. М. о взыскании задолженности по оплате за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Красноглинский районный суд <адрес> с названным иском, мотивировав свои требования тем, что Молотова Н.М. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, «Озерки», <адрес> 23 км., <адрес>. За период с <дата> по <дата> не исполняла обязанность по оплате за предоставленные ООО «ЭкоСтройРесурс» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что привело к возникновению задолженности в размере 60017,92 рублей.
24.10.2023г по указанному иску было вынесено заочное решение, которым исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Определением Красноглинского районного суда <адрес> от26.04.2024г. по заявлению Молотовой Н.М. отменено заочное решение, принятое по данному гражданскому делу (ранее №), производство по делу возобновлено.
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил заявленные требования, просил суд взыскать с Молотовой Н.М. в свою пользу задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с <дата> по 31.07.2021г. в размере 28792,96 рубля.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в иске содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ответчик Молотова Н.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, дополнив, что на территории <адрес> «Озерки» отсутствуют места накопления ТКО, которые обслуживает истец. Установленные на территории <адрес> контейнеры, установлены собственниками домов для их личных нужд, и для пользоваться иными гражданам, не предназначены. Указанная истцом контейнерная площадка по адресу <адрес> квартал 1 <адрес>,33 находится от нее на значительном расстоянии. Истцом не представлены доказательства оказания услуг по вывозу мусора с <адрес>.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ООО "Трансэко" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представил.
Выслушав ответчика, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Согласно п.8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> №, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При отсутствии такой заявки и в соответствии с п. 8(17) Постановления Правительства РФ от <дата> №, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступные способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, обращение с ТКО является видом коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, представляемые региональным оператором.
Судом установлено, что Молотова Н.М. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, «Озерки» <адрес> 23км., <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН и не оспаривалось ответчиком.
ООО «ЭкоСтройРесурс» ссылается на то, что ответчику предоставлены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что оспаривается ответчиком. Ответчик указывает на отсутствие контейнерной площадки для сбора ТКО, оборудованной для сбора мусора от её домовладения с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ссылается на то, что услуги по обращению с ТКО истец ей не оказывал.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.
В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
Согласно статье 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта РФ, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № (далее также - Правила разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО).
В соответствии с пунктом 5 данных Правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта РФ) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 этих же правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта РФ.
В силу требований пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из приведенных положений следует, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Довод истца о том, что с 01.01.2019г Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортировку, обработку, обезвреживание и захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 17 приложение №) установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Представитель истца не представил доказательства фактического оказания услуги по вывозу ТКО с указанием места накопления в соответствии с реестром и территориальной схемой накопления ТКО (в которую входит адрес ответчика).
Суд, при установленных фактических обстоятельствах дела, приходит к выводу, что между собственником жилого дома по адресу <адрес>, «Озерки» 23 км <адрес> ООО «ЭкоСтройРесурс» договорные отношения не сложились.
Так, установлено, что реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Самара по состоянию на 03.04.2024г, в том числе на территории района Красноглинский, не содержит сведений о месте (площадке) накопления ТКО, источником образования которых является жилой дом по адресу ответчика: <адрес>, «Озерки» 23 км <адрес>.
Из ответа департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара от 29.03.2024г. следует, что территория индивидуальной жилой застройки <адрес> характеризуется высокой плотностью застройки, что создает условия, при которых затруднен выбор места для создания контейнерной площадки без нарушения требований к соблюдению расстояний до нормируемых объектов, установленных СанПиН <дата>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевойводе и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН <дата>-21), в частности расстояние до индивидуальных жилых должно быть не менее 20 метров. Вместе с тем на данный территории имеются муниципальные контейнерные площадки, имеющие адресную привязку: <адрес>, тер. <адрес>, 9, <адрес>, тер. <адрес>, 35, <адрес>, тер. <адрес>, 39, <адрес>, тер. <адрес>, 47, <адрес>, тер. <адрес>, 48. Ближайшее место накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, тер. <адрес>, 9, располагается на расстоянии приблизительно 125 м (измерение проведено посредством инструментов публичной кадастровой карты). Кроме того, собственник жилого дома по адресу: <адрес>, может пользоваться любой удобной общедоступной муниципальной контейнерной площадкой на территории города.
Молотовой Н.М. представлены фотографии места расположения контейнера по адресу <адрес> тер. <адрес>, 9, подтверждающие, что данный контейнер установлен собственником дома для личных нужд, контейнерная площадка отсутствует, контейнер находится у забора жилого дома, и для складирования отходов иных лиц не предусмотрен. Кроме того в реестре мест накопления домовладение ответчицы к контейнеру по адресу <адрес> тер. <адрес>, 9, не закреплено.
Также в приложенной департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара выдержке из реестра мест накопления ТКО имеется информации об осуществлении деятельности по вызову ТКО по <адрес>, тер.<адрес> ООО «ТрансЭко».
Из сообщения ООО «ТрансЭко» от 07.05.2024г. следует, что в соответствии с заключенными договора на транспортирование и договорами соисполнения по транспортированию твердых коммунальных отходов определены территории, на которых осуществляет деятельность по транспортированию ТКО, а именно – внутригородские районы г.о. Самары: Кировский, Куйбышевский, Красноглинский, Промышленный. Транспортирование (вывоз) ТКО осуществляется с мест накопления – общедоступных контейнерных площадок и площадок юридических лиц. Вывоз с общедоступных контейнерных площадок осуществляется в соответствии с СанПиН. Ближайшая контейнерная площадка к спорному адресу: <адрес>, квартал 1-31,33.
Однако, в реестре мест накопления домовладение ответчицы к контейнеру по адресу <адрес>, квартал 1-31,33, так же не указано, и кроме того, указанная контейнерная площадка расположена значительно далеко, в многоэтажной жилой застройке Новая Самара.
В силу приведенного выше пункта 9 Правил разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Кроме того, истец не ссылался и не представил доказательств того, что предоставление коммунальной услуги было обеспечено и без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с ТКО (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
С учетом установленных фактических обстоятельство по делу, суд приходит к выводам о том, что истец не представил доказательств фактического оказания ответчику услуг по обращению с ТКО, в связи с чем заявленные истцом требования полагает необоснованными. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Молотовой Н. М. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.
Судья: Н.П.Медведева