Дело № 2а-24/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Успенское 27 января 2022 года
Успенский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Пушкарского М.Н.
при секретаре Григорян Ю.В.
с участием:
представителя административного истца – помощника прокурора Успенского района Глухова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному искупрокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Успенского сельского поселения Успенского района Краснодарского края, администрации Кургоковского сельского поселения Успенского района Краснодарского края, администрации Маламинского сельского поселения Успенского района Краснодарского края, администрации муниципального образования Успенский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии достаточных мер, направленных на организацию централизованного питьевого и технического водоснабжения (в порядке ст. 39 КАС РФ),
У С Т А Н О В И Л:
В Успенский районный суд поступило административное исковое заявление от прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Успенский район, МУП «Успенский водоканал» муниципального образования Успенский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии достаточных мер, направленных на организацию централизованного питьевого и технического водоснабжения (в порядке ст. 39 КАС РФ).
Административные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки полноты, своевременности и законности мер, принимаемых органами местного самоуправления по организации централизованного питьевого водоснабжения на территории Успенского района установлено отсутствие на протяжении длительного времени системной и целенаправленной работы на этом направлении, что недопустимо и влечет нарушение прав граждан.
На территории муниципального образования Успенский район расположено 32 населенных пункта, из которых централизованным питьевым водоснабжением обеспечены лишь 12 (п. Дивный, п. Заречный, с. Вольное, с. Марьино, х. Новенький, а. Урупский, а. Коноковский, х. Украинский, х. Лок, х. Подковский).Остальные 20 населенных пунктов, а именно: х. Карс, х. Вольность, х. Державный, п. Западный, х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, х. Веселый, а. Кургоковский,с. Маламино, ст. Николаевская, с. Трехсельское, х. Воронежский, с. Новоурупское, ст. Убеженская, х. Белецкий, п. Мичуринский, п. Лесной, х. Солдатский, централизованного питьевого водоснабжения не имеют, при этом в 9 из перечисленных хуторов и поселковне организована централизованная подача даже технического водоснабжения (х. Карс, х. Вольность, х. Державный, п. Западный х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, х. Солдатский).
В результате бездействия органов местного самоуправления и неисполнения, возложенных на них федеральным законодательством обязанностей, в ряде населенных пунктов района, в частности в п. Мичуринском, наряду с отсутствием централизованного питьевого водоснабжения, с мая 2021 года регулярно происходят аварийные перебои связанные с осуществлением подачи централизованного технического водоснабжения, что приводило к полному приостановлению подачи воды гражданам.
В то же время, в указанный период органами местного самоуправления района и учрежденным специализированным муниципальным предприятием «Успенский водоканал» не был организован надлежащим образом подвоз питьевой воды жителям п. Мичуринского, в результате чего из 900 фактически проживающих там граждан, водой обеспечены лишь около 500 человек (приказ № 547-пр о составлении графика подвоза питьевой воды издан и.о. директора предприятия лишь 21.09.2021).
Прокурор просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Успенский район, выразившееся в непринятии мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в п. Мичуринский, х. Карс, х. Вольность, х. Державный, п. Западный, х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, х. Веселый, а. Кургоковский, с. Маламино, ст. Николаевская, с. Трехсельское, х. Воронежский, с. Новоурупское, ст. Убеженская, х. Белецкий, п. Лесной, х. Солдатский Успенского района.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Успенский район, выразившееся в непринятии мер по организации централизованного технического водоснабжения в х. Карс, х. Вольность, х. Державный, п. Западный х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, х. Солдатский Успенского района.Обязать администрацию муниципального образования Успенский район принять комплекс мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в п. Мичуринский, х. Карс, х. Вольность, х. Державный, п. Западный, х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, х. Веселый, а. Кургоковский, с. Маламино, ст. Николаевская, с. Трехсельское, х. Воронежский, с. Новоурупское, ст. Убеженская, х. Белецкий, п. Лесной, х. Солдатский Успенского района.Обязать администрацию муниципального образования Успенский район принять комплекс мер по организации централизованного технического водоснабжения в х. Карс, х. Вольность, х. Державный, п. Западный х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, х. Солдатский Успенского района.
Впоследствии прокурор уточнил административные исковые требования и просил суд: признать незаконным бездействие администрации Веселовского, Успенского, Трехсельского, Кургоковского, Маламинского, Убеженского и Николаевского сельского поселения Успенского района, выразившееся в непринятии мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в х. Карс, х. Вольность, х. Державный, п. Западный х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, х. Веселый, а. Кургоковский, с. Маламино, ст. Николаевская, с. Трехсельское, х. Воронежский, с. Новоурупское, ст. Убеженская, х. Белецкий, п. Мичуринский Успенского района.Обязать администрации Веселовского, Успенского, Трехсельского, Кургоковского, Маламинского, Убеженского и Николаевского сельского поселения Успенского района принять комплекс мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в х. Карс, х. Вольность, х. Державный, п. Западный х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, х. Веселый, а. Кургоковский, с. Маламино, ст. Николаевская, с. Трехсельское, х. Воронежский, с. Новоурупское, ст. Убеженская, х. Белецкий, п. Мичуринский Успенского района.Признать незаконным бездействие администрации Маламинского, Успенского, Трехсельского и Веселовского поселения Успенского района, выразившееся в непринятии мер по организации централизованного технического водоснабжения в х. Карс, х. Вольность, х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское Успенского района.Обязать администрации Маламинского, Успенского, Трехсельского и Веселовского поселения Успенского района принять комплекс мер по организации централизованного технического водоснабжения в х. Карс, х. Вольность, х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское Успенского района.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Успенский район, выразившееся в непринятии мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в а. Кургоковский, с. Маламино, х. Белицком и п. Мичуринском Успенского района.Обязать до 31.12.2024 года администрацию муниципального образованияУспенский район принять комплекс мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в п. Мичуринском, х. Белецком, а. Кургоковском с. Маламино Успенского района.Обязать МУП «Успенский водоканал» муниципального образования Успенский район принять комплекс мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в х. Карс, х. Вольность, х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, х. Веселый, а. Кургоковский, с. Маламино, ст. Николаевская, с. Трехсельское, х. Воронежский, с. Новоурупское, х. Белецкий, п. Мичуринский, также принять комплекс мер по организации централизованного технического водоснабжения в х. Карс, х. Вольность, х. Серединский, п. Приозерный, х. Успенский, с. Пантейлемоновское, Успенского района.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования и просит суд: признать незаконным бездействие администрации Успенского, Кургоковского, Маламинского сельских поселений Успенского района, выразившееся в непринятии мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в п. Мичуринского, а. Кургоковского, с. Маламино и х. Белецкого Успенского района. Обязать администрации Успенского, Кургоковского, Маламинского сельских поселений Успенского района до 31.12.2024 принять комплекс мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в п. Мичуринского, а. Кургоковского, с. Маламино и х. Белецкого Успенского района. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Успенский район, выразившееся в непринятии мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в а. Кургоковский, с. Маламино, х. Белецком и п. Мичуринском Успенского района.Обязать администрацию муниципального образования Успенский район в срок до 31.12.2024 принять комплекс мер по организации централизованного питьевого водоснабжения в а. Кургоковском, с. Маламино, х. Белецком и п. Мичуринском Успенского района.
В судебном заседании прокурор Глухов В.А. заявленные уточненные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представитель административного ответчика – администрации МО Успенский район Бекиров Э.К. в судебное заседание не явился, представил заявление, с учетом уточненных требований, административный иск признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика – администрации Успенского сельского поселения Корох С.С. в судебное заседание не явился, представил заявление, с учетом уточненных требований, административный иск признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика – администрации Кургоковского сельского поселенияТаков Д.М. в судебное заседание не явился, представил заявление, с учетом уточненных требований, административный иск признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации Маламинского сельского поселенияв судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Как было установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой Успенского района проверки полноты, своевременности и законности мер, принимаемых органами местного самоуправления по организации централизованного питьевого водоснабжения на территории Успенского района установлено отсутствие на протяжении длительного времени системной и целенаправленной работы на этом направлении, что недопустимо и влечет нарушение прав граждан.
На территории муниципального образования Успенский район расположены 4 населенных пункта (а. Кургоковский, с. Маламино, х. Белецкий, п. Мичуринский), которые централизованным питьевым водоснабжением не обеспечены.
Согласно части 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена, в том числе, на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В пункте 4 ст. 2 Закона № 416-ФЗ закреплено понятие водоснабжения, согласно которому - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). При этом из пункта 3 ст. 2 настоящего закона следует, что водоподготовка представляет собой обработку воды, обеспечивающую ее использование в качестве питьевой или технической воды.
В соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. При этом частью первой ст. 6 настоящего закона закреплены также полномочия органов местной власти по определению для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (п. 4), утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласованию инвестиционных программ (п. 6).
В силу части 1.1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений части 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) о возможности закрепления за сельскими поселениями дополнительных вопросов местного значения городских поселений статьей 2 Закона Краснодарского края от 08.06.2016 года № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», за сельскими поселениями Краснодарского края закреплен, в том числе и вопрос местного значения, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, а именно - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленный законодательством РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Также установлено, что на территории района администрацией муниципального образования Успенский район осуществляется региональная программа «Развитие водопроводно-канализационного хозяйства на территории муниципального образования Успенский район»,задачей которой является обеспечение питьевым водоснабжением жителей п. Мичуринского, а. Кургоковского, с. Маламино и х. Белецкого. Согласно муниципальной подпрограмме «Развитие водопроводно-канализационного хозяйства на территории муниципального образования Успенский район» ответственным лицом является заместитель главы муниципального образования Успенский район по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Буркот Н.Н., срок окончания исполнения вышеуказанной подпрограммы составляет 31.12.2024 год.
Несмотря на неоднократное принятие прокурором Успенского района мер реагирования в виде представлений в адрес главы муниципального образования Успенский район об устранений нарушений законодательства о водоснабжении населения, в том числе в части бездействия в вопросе организации во всех вышеуказанных населенных пунктах района централизованного питьевого водоснабжения, до настоящего времени конкретных действенных мер не последовало.
Так, в результате бездействия органов местного самоуправления и неисполнения возложенных на них федеральным и региональным законодательством обязанностей, в ряде населенных пунктов района, в частности в п. Мичуринском, наряду с отсутствием централизованного питьевого водоснабжения, с мая 2021 года регулярно происходят аварийные перебои связанные с осуществлением подачи централизованного технического водоснабжения, что приводило к полному приостановлению подачи воды гражданам.
В то же время, в указанный период органами местного самоуправления района и учрежденным специализированным муниципальным предприятием «Успенский водоканал» не был организован надлежащим образом подвоз питьевой воды жителям п. Мичуринского, в результате чего из 900 фактически проживающих там граждан, водой обеспечены лишь около 500 человек (приказ № 547-пр о составлении графика подвоза питьевой воды издан и.о. директора предприятия лишь 21.09.2021).
Бездействие органов местного самоуправления в лице администрации муниципального образования Успенский район и Успенского, Кургоковского, Маламинского сельских поселений грубо нарушает, предусмотренное статьей 132 Конституции Российской Федерации право граждан на удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно п. 2 ст. 177 КАС РФ по сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что заявленные требования прокурора законны, обоснованы, следовательно, они подлежат удовлетворению в полном объеме, доказательств обратного, административными ответчиками не представлено. Суд, при удовлетворении требований также принимает во внимание позиции административных ответчиков по признанию заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░ ░░. 39 ░░░ ░░)– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 04.02.2022.
░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░