Дело №2а-342/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 11 февраля 2022 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., при секретаре Турунхаевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия к Соколову Александру Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по РБ обратилось в суд к Соколову А.С. с административным иском о взыскании задолженности по налогам в сумме 18478,34 руб. Свои требования мотивируют тем, что ответчику были направлены требования №, которые до настоящего времени ответчиком не исполнены. На основании п. 2 ст. 48 НК РФ просят восстановить пропущенный срок для обращения в суд.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще. На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ его неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Административный ответчик не явился. Был извещен надлежаще. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
На основании ч. 6 ст. 289 КАС РФ, суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 48 НК РФ внесены изменения, с 23 декабря 2020 года общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица увеличена с 3 000 рублей до 10000 руб.
Их представленных административным истцом требований об уплате налога следует, что общая сумма налога превысила 3000 руб. по состоянию на 16 мая 2018 года, согласно требованию № об уплате налога, пени в срок до 05 июня 2018 года. В силу абзаца 2 п. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, то есть в течении 6 месяцев с 16 мая 2018 года, то есть до 16 ноября 2018 года.
Учитывая, что налоговый орган к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа обращался за истечением срока обращения в суд 24 сентября 2021 года, с административным исковым заявлением обратился в суд 18 января 2022 года, срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании налога, пени, установленный абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ истек.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В своем ходатайстве о восстановлении пропущенного срока административный истец в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд ссылается на загруженность, в связи с огромным количеством налогоплательщиков, на проведение объемной работы по устранению расхождений, выявленных в тестовых выгрузках, данных в централизованные компоненты программного обеспечения, а также ссылается на невозможность подготовки и формирования заявлений сотрудниками инспекции в дистанционном режиме в нерабочие дни, объявленными Указами Президента РФ от 25 марта 2020 год №206, от 2 апреля 2020 года №239, от 28 апреля 2020 года №294. Вместе с тем, Указами Президента РФ нерабочие дни были объявлены с 30 марта 2021 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, суд, установив факт пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением без уважительной причины, отказывает в удовлетворении административного искового заявления без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия к Соколову Александру Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Кабанский районный суд РБ в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Баторова