Решение по делу № 2а-569/2021 от 25.01.2021

Дело № 2а-569/2021

<***>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2021 года                            г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Аганиной Я.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к неустановленному лицу о признании информации, распространяемой в сети Интернет на сайте <***> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Воткинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с административным иском о признании информации, размещенной в сети Интернет запрещенной, в котором просит: признать информацию, распространяемую в сети Интернет на сайте <***> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование своих требований указал, что Воткинской межрайонной прокуратурой в рамках мониторинга Интернет-сайтов, содержащих запрещенную к распространению информацию, при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, выявлен Интернет-ресурс, расположенный по адресу: <***> который содержат информацию о способах незаконного приобретения документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (купить паспорт гражданина РФ)

Интернет-ресурс <***> имеет <***> Информация о владельце сайта отсутствует (сведения проверены на whois-service.ru). Таким образом, лицо (владелец сайта), действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления не установлено. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

На сайте <***> размещена информация о возможности приобретения документов удостоверяющих личность (паспорта гражданина РФ), при этом указаны стоимость указанных документов, способы и сроки их доставки. Информация размещенная на сайте в сети Интернет <***> содержит информацию за распространение которой в Российской Федерации предусмотрена уголовная и (или) административная ответственность. На момент проверки указанный Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не внесены.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Административный истец - старший помощник Воткинского межрайонного прокурора ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Просила иск удовлетворить и признать информацию, распространяемую в сети Интернет на сайте <***> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Поскольку данный интернет-ресурс по настоящее время находится в свободном доступе.

Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса, а также согласно Главы 27.1. КАС РФ «Производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Судом установлено, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на страницах сайта в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Информация, размещенная на страницах сети Интернет по указанному в административном иске адресу, содержит сведения о возможности приобретения документов, удостоверяющих личность (паспорт гражданина РФ).

Доступ к сайту открыт для неопределенного круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена, что подтверждено административным истцом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть -технологическая система, предназначенная с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 указанного Положения образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт 10 Положения).

Пунктом 14 Положения предусмотрено, что документы и личные фотографии, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личная фотография могут быть представлены гражданином в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Нарушение требований Положения о паспорте гражданина Российской Федерации в силу его пункта 9 влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, ССС, штампов, печатей, бланков в силу статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации являются уголовно- наказуемыми преступлениями.

Использование поддельных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, позволяет лицам, в том числе фактически не имеющим гражданства Российской Федерации, использовать указанные документы в корыстных, в том числе коррупционных целях, а также для осуществления противоправных действий террористической и экстремистской направленности.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм размещение в сети Интернет информации о возможности приобретения документов удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации в нарушение порядка, установленного Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828), должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов.

Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.

Статьей 19.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати бланка, их использование, передача либо сбыт.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строй в Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что указанный сайт содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, иск подлежит удовлетворению.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещенная на сайте: <***> запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.

В соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Согласно ст.265.4 КАС РФ судебные расходы не подлежат распределению судом.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к неустановленному лицу о признании информации, распространяемой в сети Интернет на сайте <***>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую в сети Интернет на сайте <***>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья                                    Я.В. Аганина

Мотивированное решение суда составлено 03.02.2021.

2а-569/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воткинский межрайонный прокурор
Ответчики
Фф Ии Оо
Другие
Роскомнадзор по УР
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Аганина Яна Вениаминовна
Дело на странице суда
votkinskiygor.udm.sudrf.ru
25.01.2021Регистрация административного искового заявления
25.01.2021Передача материалов судье
27.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2021Судебное заседание
03.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее