РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2020 года г. Пыть-Ях
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего |
Щербак О.Н., |
при секретаре |
Нажмудиновой С.К., |
с участием: |
|
представителя истца |
Степановой Г.В., |
представителя ответчика |
Зайцевой Н.Я., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Ивана Алексеевича к муниципальному казенному учреждению Администрации города Пыть-Яха о предоставлении жилого помещения в собственность,
установил:
Степанов И.А. обратился в суд к администрации г. Пыть-Яха с иском о возложении обязанности предоставить ему в собственность взамен принадлежащей двухкомнатной квартиры другое равнозначное по площади и по числу комнат жилое помещение без доплаты разницы в стоимости жилых помещений.
В обоснование требований указал, что является собственником названной квартиры, которая расположена в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2020 годы.
Согласно названной программе приобретение жилых помещений для последующего предоставления гражданам, расселяемым из аварийных домов, финансируется из бюджетов муниципального образования и автономного округа.
Он обратился к ответчику по вопросу расселения, где ему были предложены варианты расселения: выплата выкупной стоимости принадлежащей ему квартиры или жилое помещение по договору мены с доплатой разницы в стоимости жилых помещений. Полагает, что вправе претендовать на заключение договора мены, но без доплаты, поскольку и муниципальной и региональной адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда такое условие не предусмотрено.
В судебном заседании представитель истца, Степанова Г.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, сославшись на правоприменительную практику Верховного Суда РФ.
Представитель ответчика, Зайцева Н.Я., действующая на основании доверенности, иск не признала. Полагала, что статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено расселение путем заключения договора мены с доплатой разницы в стоимости предоставляемого жилья. Сослалась на условия муниципальной программы, предусматривающей такую доплату.
Истец в судебное заседание не явился, уведомлен должным образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, САА является собственником жилого помещения по адресу: г.Пыть-Ях ХМАО - Югры
Распоряжением администрации города Пыть-Яха №1590-ра от 1 июля 2016 года обозначенный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В отношении жильцов дома муниципалитетом предпринимаются меры к расселению способами, предусмотренными жилищным законодательством.
Степанов А.А. первоначально обращался в администрацию города с заявлениями о выплате выкупной стоимости принадлежащей ему квартиры. В последующем он изменил намерения и просил предоставить ему в собственность другое равнозначное по площади и числу комнат жилое помещение взамен принадлежащего ему.
На последний вариант расселения ответчик предложил заключить договор мены с доплатой разницы в стоимости жилых помещений, ссылаясь на условия статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предметом спора является порядок реализации права истца на расселение из аварийного жилого многоквартирного дома путем предоставления ему взамен изымаемого другого жилого помещения с зачетом его стоимости. А именно, по договору мены с доплатой или без таковой.
Постановлением администрации г.Пыть-Яха от 7 июня 2019 года №192-па утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2020 годы.
По условиям названной программы, предусмотренные ею мероприятия, реализуются в отношении аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Согласно таблице №1 к указанному постановлению в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Пыть-Яха, признанных аварийными до 1 января 2017 года, подлежащих переселению в 2019-2020 годах за счет финансирования средствами Фонда (Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) включен многоквартирный жилой дом по адресу: .
Механизм реализации программы и контроль хода её выполнения (пункт 5 приложения к постановлению №192-па) предусматривает, что в целях реализации программы предполагается привлечение средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципального бюджета, личных средств граждан.
Данная адресная муниципальная программа принята в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением правительства ХМАО - Югры от 1 апреля 2019 года №104-п «Об адресной программе ХМАО - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Обозначенный жилой многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, включен и в окружную адресную программу (позиция 474 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории ХМАО - Югры, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Таблица №2).
Окружная программа также содержит указание на предположительное привлечение средств муниципальных образований автономного округа - участников программы, личных средств граждан, инвесторов, застройщиков.
Вместе с тем, по условиям указанной окружной программы среди источников финансирования программы перечислены средства: государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета автономного округа, бюджетов муниципальных образований автономного округа. Графа «иные источники финансирования» содержит нулевые показатели.
Раздел 5 адресной программы ХМАО - Югры предусматривает ответственность муниципальных образований - участников программы за реализацию мероприятий программы, их конечные результаты, целевое использование выделяемых финансовых средств.
Программа содержит прямое указание на то, что финансирование расходов, связанных с приобретением жилых помещений у застройщиков по цене свыше размера предельной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения, установленной Минстроем, у лиц, не являющихся застройщиками, по цене свыше 3/4 предельной стоимости 1 кв.м., установленной Минстроем, осуществляется за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджетов муниципальных образований автономного округа.
Окружная программа принята в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»), в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», решения задач по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории , признанного до в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Ни федеральным законодательством, ни адресными программами не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Как изложено выше, объем финансирования программы определяется только из бюджетов различных уровней, а также средств Фонда.
Таким образом, требование администрации города о доплате при заключении договора мены нельзя признать обоснованным.
Поскольку истец лишен возможности реализовать свое право во внесудебном порядке, получая отказ со стороны ответчика, суд находит обоснованным восстановление нарушенных прав истца заявленным способом.
Вместе с тем, следует отметить, что требование истца о предоставлении взамен занимаемого равнозначного по общей площади и количеству комнат жилого помещения не основано на законе.
Так, по смыслу пункта 3 части 6 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» при разрешении вопроса предоставления жилого помещения взамен изымаемого обязательным критерием является только равнозначность по площади изымаемому. Требования к равнозначности по количеству комнат (как например в ст.89 ЖК РФ) названная норма не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Степанова Ивана Алексеевича к муниципальному казенному учреждению Администрации города Пыть-Яха удовлетворить частично.
Возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение Администрацию г.Пыть-Яха обязанность предоставить Степанову Ивану Алексеевичу в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: город Пыть-Ях, равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью без доплаты разницы в стоимости жилых помещений.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись