Дело № 2-15/2024 (№ 2-385/2023)
УИД 57RS0002-01-2023-000433-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2024 года пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Баранова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семиохиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах ДТП к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,
установил:
прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд в интересах ДТП с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» (далее – БУЗ ОО «Верховская ЦРБ») и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Верховского района по обращению ДТП проведена проверка по вопросу обеспечения ее лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – тест-полосками для глюкометра, в ходе которой установлено, что ДТП находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет 2 типа и имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение
Лечащим врачом БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» ДТП рекомендовано: контроль гликемии 1 раз в день, таб. Метформин 850 мг по 2 таблетки 2 раза в день, таб. Вилдаглиптин 50 мг 1 таб. 2 раза в день, таб. Гликлазид 30 мг по 4 таб. в день, инсулин Гларгин 300 МЕ/мл 1,5 мл № 3 по 13 ед/сутки.
Из информации, предоставленной ГУП ОО «Орелфармация» и БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», установлено, что рецепт на имя ДТП серии 54-23
№ от ДД.ММ.ГГГГ тест-полоски Акку-Чек Актив, № аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № от ДД.ММ.ГГГГ тест-полоски Акку-Чек Актив, № аннулирован ДД.ММ.ГГГГ. Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-23
№ Галвус, таб.50 мг, №, рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-23
№ тест-полоски Акку-Чек Актив № находятся на отсроченном исполнении.
Несмотря на наличие медицинских показаний Департаментом здравоохранения Орловской области ДТП лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – тест-полосками для глюкометра не обеспечена, что нарушает ее права на своевременное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Также в ходе проведенной проверки установлено, что согласно выписке БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», ДТП за истекший период 2023 года
БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», льготные рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия выписываются не в полном объеме.
Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области и
БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» допущены нарушения права на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями пациента
ДТП
В связи с чем, прокурор просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать бесплатное предоставление ДТП лекарственных препаратов по МНН: метформин, вилдаглиптин, гликлазид, инсулин Гларгин и изделий медицинского назначения – тест-полосками для глюкометра в необходимом количестве, вплоть до отмены лекарственных препаратов и медицинских изделий лечащим врачом. Обязать
БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность ДТП в медицинских изделиях и лекарственных препаратов, выписывать рецепты на медицинские изделия - тест-полоски для глюкометра и лекарственные препараты по МНН: метформин, вилдаглиптин, гликлазид, инсулин Гларгин.
В судебном заседании старший помощник прокурора Верховского района Орловской области Алисова Т.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец ДТП, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, заявлений не направила.
Представитель ответчика – главный врач БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» Блонская Г.И. в судебное заседание не явилась, в ходатайстве просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в представленных возражениях на исковое заявление представитель ответчика по доверенности Парсентьева В.С. просит отказать прокурору Верховского района Орловской области в удовлетворении исковых требований об обязании обеспечивать бесплатное предоставление
ДТП лекарственных препаратов «Метформин», «Вилдаглиптин», «Гликлазид», «Инсулин гларгин» и изделий медицинского назначения тест-полосок для глюкометра в необходимом количестве, вплоть до отмены лекарственных препаратов и медицинских изделий лечащим врачом, поскольку отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области по обеспечению ДТП лекарственными препаратами, а также отсутствует информация об обращении ДТП в отделение Социального Фонда по месту регистрации для получения набора социальных услуг.
Представитель третьего лица – директор ГУП Орловской области «Орелформация» ДТА в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств не направил.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011
№ 323-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).
Статьей 43 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 6.1 Федерального Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определено право инвалидов, в том числе лиц, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Пунктом 2 ст. 6.2 Федерального Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств гражданам, в том числе инвалидам и при заболевании «Диабет» граждане имеют право на льготное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 вышеуказанного закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее: Положение)).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на
2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
Согласно пункту 4 Приложения № 9 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов граждане, указанные в пункте 10 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», обеспечиваются лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств областного бюджета в случае наличия у них заболеваний, включенных в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Правительством Российской Федерации.
На территории Верховского района Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами через ООО «Аптека № 33».
Судом установлено, что ДТП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» у врача-эндокринолога с диагнозом сахарный диабет 2 типа, в связи с указанным диагнозом ей рекомендовано в том числе контроль гликемии 1 раз в день (тест-полоски Акку чек актив), инсулин Гларгин 300 МЕ/мл 1,5 мл № 3 (Туджео) по 13 ед/сутки, иглы инсулиновые № 100 по 1 игле в день, таблетки Метформин 850 мг № 60 по 2 таблетки 2 раза в день, таблетки Вилдаглиптин 50 мг № 56 по 1 таблетке 2 раза в день, таблетки Гликлазид МВ 30 мг № 60 по 4 таблетки в день.
Из информации представленной ГУП ОО «Орелфармация», БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» и Департаментом здравоохранения Орловской области следует, что рецепты на льготные лекарственные препараты и медицинские изделия ДТП за истекший период 2023 года выписываются не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1.16 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 (ред. от 24.11.2021) «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки, а в случае выписки таких рецептов указанным категориям граждан, достигшим пенсионного возраста, срок действия рецепта составляет 3 месяца со дня выписки. Для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3-х месяцев. Рецепты на все остальные лекарственные препараты действительны в течение 2-х месяцев со дня выписки.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881.
В соответствии с данной программой утвержден Порядок лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по которому участниками обеспечения населения лекарственными препаратами являются: уполномоченная фармацевтическая организация; бюджетные учреждения здравоохранения, расположенные на территории Орловской области; фармацевтические организации; аптечные организации, расположенные на территории Орловской области; государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области; бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Медицинский информационно-аналитический центр».
При этом именно Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом и осуществляет оплату поставленных в соответствии с государственными контрактами лекарственных препаратов.
Согласно письму ФФОМС от 17.07.2006 № 5149/40-1 о направлении Методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» Формирование сводной заявки (ежеквартальное или ежемесячное) на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (далее - Сводная заявка), рекомендуется осуществлять в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Врач (фельдшер) при наличии соответствующих справочников представляет руководителю лечебно-профилактического учреждения информацию о потребности в необходимых лекарственных средствах на установленный период (приложение 3). Руководитель лечебно-профилактического учреждения при получении потребности на необходимые лекарственные средства обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность (приложение 4) на планируемый период до пятого числа текущего месяца и передает в аптечное учреждение на согласование. Аптечное учреждение при согласовании сводной потребности учитывает остатки лекарственных средств в аптеке, расход, количество принятых на обеспечение рецептов по определенным наименованиям лекарственных средств и др. Подписанная руководителями и заверенная печатями ЛПУ и аптечного учреждения сводная потребность передается в муниципальный орган управления здравоохранением Российской Федерации до десятого числа месяца, предшествующего началу планируемого периода. При отсутствии муниципального органа управления здравоохранением Российской Федерации сводная потребность формируется центральной районной больницей. Муниципальный орган управления здравоохранением осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью муниципального органа управления здравоохранением сводная потребность передается в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации до пятнадцатого числа текущего месяца, предшествующего началу планируемого периода для формирования сводной потребности субъекта Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что вопреки действующему законодательству ДТП не была своевременно и должным образом обеспечена необходимыми ей по медицинским показаниям лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, отсутствие которых может повлиять на прогрессирование заболевания.
Доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области по обеспечению ДТП лекарственными препаратами являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что ДТП имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Кроме того, необеспечение ДТП лекарственными препаратами и медицинскими изделиями нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Верховского района Орловской области в полном объеме.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп. 19 п. 1, п.п. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Департамент здравоохранения Орловской области освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом того, что ответчик БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» финансируется из бюджета Орловской области (п. 5 Устава), не имеет денежных средств на оплату госпошлины, является бюджетным учреждением, суд полагает возможным не взыскивать госпошлину.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах ДТП к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать бесплатное предоставление ДТП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственных препаратов по МНН: метформин, вилдаглиптин, гликлазид, инсулин Гларгин и изделий медицинского назначения – тест-полосками для глюкометра в необходимом количестве, вплоть до отмены лекарственных препаратов и медицинских изделий лечащим врачом.
Обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность ДТП в медицинских изделиях и лекарственных препаратах, выписывать рецепты на медицинские изделия - тест-полоски для глюкометра и лекарственные препараты по МНН: метформин, вилдаглиптин, гликлазид, инсулин Гларгин.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.С. Баранов