Решение по делу № 2-182/2023 от 21.03.2023

Дело № 2-182/2023 копия

УИД59RS0032-01-2023-000213-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего Козловой В.А.,

при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,

рассмотрев 10 мая 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-182/2023 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Администрации Очерского городского округа Пермского края

о прекращении нарушений санитарного законодательства и защите прав потребителей,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском, с учетом уточненных требований к Администрации Очерского городского округа Пермского края, просит: признать действия ответчика к Администрации Очерского городского округа Пермского края, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края,

возложить на Администрацию Очерского городского округа Пермского края обязанность устранить нарушение санитарного законодательства в срок до 31.12.2025, а именно:

- получить положительные санитарно – эпидемиологические заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины № 4767, расположенной по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края в срок до 30.09.2025,

- получить положительные санитарно – эпидемиологические заключения на использование водного объекта скважины № 4767, расположенной по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025,

обязать Администрацию Очерского городского округа Пермского края довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.

В обоснование требований указано, в целях проведения актуализации данных о водных объектах (источниках) используемых для питьевого и хозяйственного водоснабжения населения и юридических лиц на территории Очерского городского округа Пермского края, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, была запрошена указанная информация, согласно которой было установлено, что ООО «Сантехсервис» оказываются услуги по водоснабжению населения в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края на основании договора аренды муниципального имущества № 30-2022 от 02.06.2022. Собственником водозаборной скважины является Администрация Очерского городского округа Пермского края. Источник водоснабжения в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края состоит из водопровода, скважины № 4767, которая расположена по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края и передана ООО «Сантехсервис» согласно приложению № 1 к договору аренды муниципального имущества № 30-2022 от 02.06.2022. Переданное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края услугами центрального питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения.

Согласно реестров санитарно – эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, информация о выдаче положительных санитарно – эпидемиологических заключений на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно – питьевого назначения для водоснабжения водозаборной скважины № 4767 в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края, отсутствует. Информация о выдаче положительного санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта – скважины № 4767, отсутствует.

Таким образом, водоснабжение населения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно – эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно – питьевого назначения для водоснабжения и о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, не соблюдаются требования ст.11, 18, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г.; ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» №416 от 07.12.2011 г., СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Спирина С.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате и времени заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, настаивает на удовлетворении и уточненных требований.

Представитель администрации Очерского городского округа Пермского края Каменских Е.П. в судебное заседание не явилась, уведомлена, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменных пояснениях к иску указала, что согласно ст.52 Федерального закона №131-ФЗ, формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом №131-ФЗ, а также, принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Просила установить срок для исполнения требований истца до 31.12.2025 года включительно, учитывая объемы и сроки исполнения заявленных обязательств, возложенных на органы местного самоуправления.

Представитель третьего лица ООО «Сантехсервис» в судебное заседание не явился, уведомлен, возражений не представил.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 №713 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, на основании которого осуществляет свою деятельность Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (л.д. 6 -11).

Согласно договора аренды муниципального имущества от 02.06.2022 №30-2022, Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа, выступающего от имени собственника муниципального имущества – муниципального образования «Очерский городской округ» (Арендодатель) передал, а ООО «Сантехсервис» (Арендатор) принял в аренду объекты водоснабжения, расположенные на территории п.Павловский, д.Верещагино, п.Подсобное хозяйство, д.Бурдино, д.Верх-Речки Очерского городского округа, согласно Приложению № 1 к настоящему договору. Срок аренды установлен на период с 01.07.2022 по 30.07.2022 с дальнейшей пролонгацией договора на период разработки концессионной документации и проведения конкурсных процедур (п.1.2. Договора). Имущество предоставлено Арендатору для обеспечения населения питьевой водой, обслуживания объектов водоснабжения, подключения новых абонентов к сетям водоснабжения, выдачи технических условий, а также иных целей, не противоречащих назначению имущества (п.1.3. Договора) (л.д. 17-18).

Согласно Приложению № 1 к настоящему договору источник водоснабжения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края состоит из сети водопровода протяженностью 1735,6 м., с кадастровым номером артезианской скважины № 4767 с кадастровым номером 1983 года, которые расположены в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края и переданы ООО «Сантехсервис» по договору аренды муниципального имущества от 02.06.2022 года № 30-2022 (л.д. 19).

Переданное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края услугами центрального питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно реестров санитарно-эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, информация о выдачи положительных санитарно- эпидемиологических заключений на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения - водозаборной скважины № 4767 в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края, отсутствуют. Положительное санитарно- эпидемиологическое заключение на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения - водозаборной скважины № 4767 в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края, отсутствует.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно- эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены в Санитарных правилах и нормах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110- 02».

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.1110- 02). ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьей поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения (подпункт "б" пункта 1.15 СанПиН 2.1.4.111002).

В соответствии ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ - юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно ч.1, ч.3 ст.18 названного Федерального закона №52-ФЗ, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

На основании п.3.6.,3.7. Общих требований по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13, в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Данные нарушения также указывают на нарушение требований ч.3 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно осуществление забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из водных объектов скважин, ведется из не разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Соответственно, при осуществлении эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения в п. Павловский Очерского городского округа должны приниматься меры по обеспечению безопасности названных систем, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращения возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, снижения последствий аварийных ситуаций.

Согласно п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В силу п.1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Пунктом 1.13 названных правил установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района.

Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, установлению в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лежат на муниципальном образовании Очерский городской округ, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация Очерского городского округа Пермского края, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Таким образом, администрация Очерского городского округа Пермского края при осуществлении деятельности по распределении воды неопределенному кругу потребителей п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края, допустило нарушение вышеназванного законодательства.

Из представленных документов следует, что водоснабжение населения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно­питьевого назначения для водоснабжения и о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, не соблюдены требования ст.11, ст.18. ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; ч. 1., ст. 10, ч. 3, ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416 от 07.12.2011 г., СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Администрацией Очерского городского округа Пермского края не разработан проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины) п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края с наличием заключения органов Роспотребнадзора, что не соответствует требованиям п.1.13. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», допускает использование водных объектов (скважины) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края.

Из вышеизложенного следует, что иск Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к ответчику Администрации Очерского городского округа Пермского края подлежит удовлетворению.

При этом, в соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, срок до 31.12.2025 является разумным сроком для разработки проектов организации зон санитарной охраны участка водозабора и получении санитарно-эпидемиологических заключений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить частично.

Признать действия ответчика к Администрации Очерского городского округа Пермского края, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в п. Павловский, Очерского городского округа Пермского края.

Возложить на Администрацию Очерского городского округа Пермского края обязанность устранить нарушение санитарного законодательства в срок до 31.12.2025, а именно:

- получить положительные санитарно – эпидемиологические заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины № 4767, расположенной по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025,

- получить положительные санитарно – эпидемиологические заключения на использование водного объекта скважины № 4767, расположенной по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025.

Обязать Администрацию Очерского городского округа Пермского края довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Копия верна: судья В.А. Козлова

Дело № 2-182/2023 копия

УИД59RS0032-01-2023-000213-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего Козловой В.А.,

при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,

рассмотрев 10 мая 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-182/2023 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Администрации Очерского городского округа Пермского края

о прекращении нарушений санитарного законодательства и защите прав потребителей,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском, с учетом уточненных требований к Администрации Очерского городского округа Пермского края, просит: признать действия ответчика к Администрации Очерского городского округа Пермского края, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края,

возложить на Администрацию Очерского городского округа Пермского края обязанность устранить нарушение санитарного законодательства в срок до 31.12.2025, а именно:

- получить положительные санитарно – эпидемиологические заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины № 4767, расположенной по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края в срок до 30.09.2025,

- получить положительные санитарно – эпидемиологические заключения на использование водного объекта скважины № 4767, расположенной по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025,

обязать Администрацию Очерского городского округа Пермского края довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.

В обоснование требований указано, в целях проведения актуализации данных о водных объектах (источниках) используемых для питьевого и хозяйственного водоснабжения населения и юридических лиц на территории Очерского городского округа Пермского края, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, была запрошена указанная информация, согласно которой было установлено, что ООО «Сантехсервис» оказываются услуги по водоснабжению населения в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края на основании договора аренды муниципального имущества № 30-2022 от 02.06.2022. Собственником водозаборной скважины является Администрация Очерского городского округа Пермского края. Источник водоснабжения в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края состоит из водопровода, скважины № 4767, которая расположена по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края и передана ООО «Сантехсервис» согласно приложению № 1 к договору аренды муниципального имущества № 30-2022 от 02.06.2022. Переданное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края услугами центрального питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения.

Согласно реестров санитарно – эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, информация о выдаче положительных санитарно – эпидемиологических заключений на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно – питьевого назначения для водоснабжения водозаборной скважины № 4767 в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края, отсутствует. Информация о выдаче положительного санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта – скважины № 4767, отсутствует.

Таким образом, водоснабжение населения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно – эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно – питьевого назначения для водоснабжения и о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, не соблюдаются требования ст.11, 18, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г.; ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» №416 от 07.12.2011 г., СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Спирина С.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате и времени заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, настаивает на удовлетворении и уточненных требований.

Представитель администрации Очерского городского округа Пермского края Каменских Е.П. в судебное заседание не явилась, уведомлена, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменных пояснениях к иску указала, что согласно ст.52 Федерального закона №131-ФЗ, формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом №131-ФЗ, а также, принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Просила установить срок для исполнения требований истца до 31.12.2025 года включительно, учитывая объемы и сроки исполнения заявленных обязательств, возложенных на органы местного самоуправления.

Представитель третьего лица ООО «Сантехсервис» в судебное заседание не явился, уведомлен, возражений не представил.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 №713 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, на основании которого осуществляет свою деятельность Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (л.д. 6 -11).

Согласно договора аренды муниципального имущества от 02.06.2022 №30-2022, Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа, выступающего от имени собственника муниципального имущества – муниципального образования «Очерский городской округ» (Арендодатель) передал, а ООО «Сантехсервис» (Арендатор) принял в аренду объекты водоснабжения, расположенные на территории п.Павловский, д.Верещагино, п.Подсобное хозяйство, д.Бурдино, д.Верх-Речки Очерского городского округа, согласно Приложению № 1 к настоящему договору. Срок аренды установлен на период с 01.07.2022 по 30.07.2022 с дальнейшей пролонгацией договора на период разработки концессионной документации и проведения конкурсных процедур (п.1.2. Договора). Имущество предоставлено Арендатору для обеспечения населения питьевой водой, обслуживания объектов водоснабжения, подключения новых абонентов к сетям водоснабжения, выдачи технических условий, а также иных целей, не противоречащих назначению имущества (п.1.3. Договора) (л.д. 17-18).

Согласно Приложению № 1 к настоящему договору источник водоснабжения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края состоит из сети водопровода протяженностью 1735,6 м., с кадастровым номером артезианской скважины № 4767 с кадастровым номером 1983 года, которые расположены в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края и переданы ООО «Сантехсервис» по договору аренды муниципального имущества от 02.06.2022 года № 30-2022 (л.д. 19).

Переданное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края услугами центрального питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно реестров санитарно-эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, информация о выдачи положительных санитарно- эпидемиологических заключений на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения - водозаборной скважины № 4767 в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края, отсутствуют. Положительное санитарно- эпидемиологическое заключение на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения - водозаборной скважины № 4767 в п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края, отсутствует.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно- эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены в Санитарных правилах и нормах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110- 02».

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.1110- 02). ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьей поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения (подпункт "б" пункта 1.15 СанПиН 2.1.4.111002).

В соответствии ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ - юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно ч.1, ч.3 ст.18 названного Федерального закона №52-ФЗ, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

На основании п.3.6.,3.7. Общих требований по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13, в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Данные нарушения также указывают на нарушение требований ч.3 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно осуществление забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из водных объектов скважин, ведется из не разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Соответственно, при осуществлении эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения в п. Павловский Очерского городского округа должны приниматься меры по обеспечению безопасности названных систем, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращения возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, снижения последствий аварийных ситуаций.

Согласно п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В силу п.1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Пунктом 1.13 названных правил установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района.

Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, установлению в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лежат на муниципальном образовании Очерский городской округ, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация Очерского городского округа Пермского края, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Таким образом, администрация Очерского городского округа Пермского края при осуществлении деятельности по распределении воды неопределенному кругу потребителей п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края, допустило нарушение вышеназванного законодательства.

Из представленных документов следует, что водоснабжение населения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно­питьевого назначения для водоснабжения и о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, не соблюдены требования ст.11, ст.18. ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; ч. 1., ст. 10, ч. 3, ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416 от 07.12.2011 г., СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Администрацией Очерского городского округа Пермского края не разработан проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины) п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края с наличием заключения органов Роспотребнадзора, что не соответствует требованиям п.1.13. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», допускает использование водных объектов (скважины) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края.

Из вышеизложенного следует, что иск Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к ответчику Администрации Очерского городского округа Пермского края подлежит удовлетворению.

При этом, в соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, срок до 31.12.2025 является разумным сроком для разработки проектов организации зон санитарной охраны участка водозабора и получении санитарно-эпидемиологических заключений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить частично.

Признать действия ответчика к Администрации Очерского городского округа Пермского края, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в п. Павловский, Очерского городского округа Пермского края.

Возложить на Администрацию Очерского городского округа Пермского края обязанность устранить нарушение санитарного законодательства в срок до 31.12.2025, а именно:

- получить положительные санитарно – эпидемиологические заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины № 4767, расположенной по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025,

- получить положительные санитарно – эпидемиологические заключения на использование водного объекта скважины № 4767, расположенной по адресу: п. Подсобное хозяйство, Очерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025.

Обязать Администрацию Очерского городского округа Пермского края довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Копия верна: судья В.А. Козлова

2-182/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермксому краю
Ответчики
ООО "СанТехСервис"
Другие
Администрация Очерского городского округа
Суд
Очерский районный суд Пермского края
Судья
Козлова Вера Алексеевна
Дело на странице суда
ocher.perm.sudrf.ru
21.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2023Передача материалов судье
23.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2023Дело оформлено
06.07.2023Дело передано в архив
10.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее