Дело № 2-525/2023
УИД 61RS0020-01-2023-000139-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.
при секретаре Сугейко Д.А.
с участием ст. пом. прокурора г. Новошахтинска Степанюк Н.А.
представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска Веснина А.А., действующего на основании доверенности от 28.01.2021 №,
представителя третьего лица КУИ Администрации г. Новошахтинска Клименко Н.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2023 №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-525/2023 по иску прокурора г. Новошахтинска Бондаренко В.Л., действующего в интересах Орловой С.А., Орлова А.А,, Орлова Д,А., Орлова К.А., Орловой Ю.А,, к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании совершить действия, третьи лица - муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" г. Новошахтинска, Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска, МКУ города Новошахтинска «Управление капитального строительства»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать Администрацию г. Новошахтинска в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером: №, общей площадью 750 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой города Новошахтинска в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение требований приказа прокурора обрасти от 14.07.2020 №94 «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства» проведена соответствующая проверка, в результате которой установлено, что в соответствии с распоряжением Администрации города Новошахтинска от 27.12.2013 №1182 «О бесплатном предоставлении в общедолевую собственность Орловой С.А., Орлову А.А,, Орлову Д,А., Орлову К.А. и Орловой Ю.А, земельного участка для индивидуального жилищного строительства» в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером: №, общей площадью 750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Согласно сведениям, представленным администрацией города и Орловой С.А, а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения по <адрес> в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют. С момента предоставления семье Орловой С.А. названного земельного участка прошло восемь лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена. Прокуратурой города 07.10.2022 главе администрации г. Новошахтинска вносилось представление, которое 07.11.2022 рассмотрено, однако действенных мер по устранению нарушений не принято. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение. От Орловой С.А. в прокуратуру города поступило обращение о защите нарушенных прав в сфере землепользования, что позволяет прокурору города обратиться в суд с заявлением в ее и ее семьи интересах. В обоснование своих требований прокурор ссылается на положения ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1 СК РФ, ч. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, ч. 1 ст. 8.2, ч. 1, ч. 6.2 ст. 8.3 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС (ред. от 26.05.2021) «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», ч. 6 ст. 2 ЖК РФ, п. 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденные Министерством регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 № 2516-0 по жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-Ф3. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит исковые требования удовлетворить.
Старший помощник прокурора г. Новошахтинска Степанюк Н.А., а также истец Орлова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснили, что полагают срок исковой давности не истек, и начинает течь с момента обнаружения.
Истцы Орлов А.А., Орлов Д.А., Орлов К.А., Орлова Ю.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, с учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Веснин А..А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном возражении, приобщенным к материалам дела, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, дополнительно пояснив, что для проведения всех мероприятий, указанных в иске необходимо около трех лет.
Представитель 3-го лица КУИ Администрации г. Новошахтинска Клименко Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела, просил применить к исковым требованиям срока исковой давности.
Представитель третьего лица МКУ "УГХ" г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Представитель 3-го лица МКУ «УКС» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, представил возражения на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать в полном объеме, полагая, что требования прокурора являются неисполнимыми в указанный им срок. На проведение необходимых мероприятий потребуется не менее трех лет. Дело рассмотрено в отсутствие 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, представителя 3-го лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС (ред. от 26.05.2021) «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» (далее - Закон № 19-ЗС), в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания детей не менее 3 лет.
Частью 1 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом.
Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, помимо прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 6.2 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС уполномоченный орган городского округа не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка в указанном в пункте 6.1 настоящей статьи месте осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка: 1) выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляет мероприятия, необходимые для государственного кадастрового учета такого земельного участка; 2 определяет вид разрешенного использования земельного участка; 3) определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Обеспечение выполнения мероприятий, направленных на определение технических условий подключения (технологического присоединения) территории и земельных участков, предоставляемых в рамках реализации прав граждан РФ, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства» г. Новошахтинска.
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Данная позиция подтверждается и «Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», утвержденными Приказом Министерства регионального развития России от 09.09.2013 № 372.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением Администрации города Новошахтинска от 27.12.2013 № 1182 «О бесплатном предоставлении в общедолевую собственность Орловой С.А., Орлову А.А,, Орлову Д,А., Орлову К.А. и Орловой Ю.А, земельного участка для индивидуального жилищного строительства» в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером: №, общей площадью 750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям, представленным Администрацией города и Орловой С.А, а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения по <адрес> в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.
Между тем, Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в пп.4 п. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «Город Новошахтинск», принятого решением Новошахтинской городской Думы от 25.11.2021 № 285.
Таким образом, действующим законодательством и Уставом муниципального образования «Город Новошахтинск» предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе, при предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
С учетом вышеизложенного, доводы представителей ответчика Администрации г. Новошахтинска и 3-го лица КУИ Администрации г. Новошахтинска, изложенные в письменных возражениях на иск, суд находит несостоятельными, поскольку на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению земельных участков многодетным семьям с инженерной инфраструктурой.
Само по себе отсутствие у органа местного самоуправления достаточных средств на обеспечение земельных участков необходимой инфраструктурой и отсутствие финансирования не могут являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.
Таким образом, в судебном заседании установлено и не опровергается ответчиком, что Администрацией г. Новошахтинска Ростовской области на протяжении длительного времени не предприняты меры по обеспечению возможности подключения выделенного истцам земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, по разработке и утверждению проекта об обеспечении инженерной инфраструктурой земельного участка по адресу: <адрес>, что лишает истцов возможности использования земельного участка по назначению для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, иск прокурора г. Новошахтинска, предъявленный в интересах истцов, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, суд принимает во внимание возражения представителей ответчика и 3-их лиц о том, что для обеспечения спорного земельного участка инженерной инфраструктурой потребуется не менее 3-х лет, и полагает, что предложенный истцом годичный срок на исполнение решения суда является недостаточным. Поэтому суд, исходя из требований об исполнимости судебного постановления, с учетом обстоятельств настоящего дела, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ полагает возможным установить 3-х летний срок для выполнения возложенной на ответчика обязанности, исчисляя указанный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Представителем третьего лица заявлено о применении к настоящим исковым требованиям срока исковой давности.
Согласно положениям ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Норма абзаца 5 статьи 208 ГК РФ направлена на устранение длящихся нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения, вне зависимости от истечения сроков исковой давности.
Согласно разъяснениям, данных судам в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. Положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Иск, предъявленный прокурором в интересах многодетной семьи Орловых является негаторным, поскольку им заявлены требования об устранении нарушений права истцов, не соединенных с лишением их владения спорным земельным участком, следовательно, на данные требования исковая давность не распространяется. Одновременно суд полагает необходимым отметить, что о применении срока исковой давности к заявленным требованиям может заявить сторона спора, а не участник процесса, которым является третье лицо КУИ Администрации г. Новошахтинска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Новошахтинска Бондаренко В.Л., действующего в интересах Орловой С.А., Орлова А.А,, Орлова Д,А., Орлова К.А., Орловой Ю.А,, к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании совершить действия, третьи лица - муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" г. Новошахтинска, Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска, МКУ города Новошахтинска «Управление капитального строительства», удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Новошахтинска (ИНН 6151005266, ОГРН 1026102485034) в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером: №, общей площадью 750 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение составлено 24.04.2023