№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2024 года <адрес>
Ефремовский межрайонный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кострикиной Е.В.,
при секретаре Юровой А.И.,
с участием:
истца Ананьевой О.В., представителя истца в порядке ч. 5 ст. 53 ГПК РФ Юшиной В.А., ответчика – представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Денисовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ананьевой Ольги Викторовны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», Отделу социальной защиты населения по Ефремовскому району – филиалу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании предоставить меры социальной поддержки,
установил:
Ананьева О.В. обратилась в суд с указанным иском, обосновав его тем, что с 16.06.2023 является ветераном труда, в связи с чем в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Однако решением отдела социальной защиты населения по Ефремовскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в предоставлении ежемесячной денежной выплаты ей было отказано, в связи с тем, что она не достигла пенсионного возраста.
Считая отказ незаконным, истец просит суд обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренную ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 01.04.2024.
В судебном заседании истец Ананьева О.В. и ее представитель в порядке ч. 5 ст. 53 ГПК РФ Юшина В.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав, что истец действительно не является получателем пенсии, однако закон не связывает право на получение указанной меры социальной поддержки с фактом достижения ветераном труда пенсионного возраста. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Денисова Е.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истец Ананьева О.В. не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости на основании федерального законодательства, право на определенные законом меры социальной поддержки она может реализовать только при достижении возраста, дающего право на пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании пункта «ж» части 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также федеральным законам, в которые внесены соответствующие изменения, меры социальной поддержки могут устанавливаться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Согласно ст. 22 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данных положений 24.12.2004 принят Закон Тульской области N 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в статье 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, среди которых указаны ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004. Действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.
Статья 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено право ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами» и «О страховых пенсиях», или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности на получение мер социальной поддержки, в том числе ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанных в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленного нормативным правовым актом Тульской области;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленных нормативными правовыми актами Тульской области;
платы за коммунальные услуги (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости твердого топлива при наличии печного отопления, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах, не имеющих центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
В Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий был исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет», и в настоящее время входит в понятие «трудовая пенсия по старости».
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01.01.2015 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3 ст. 36).
В ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Таким образом, предусмотренная статьей 3 Закона от 28.12.2004 N 493-ЗТО мера социальной поддержки, предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Такое право возникнет у женщин не ранее достижения ими возраста 55-ти лет.
Как следует из материалов дела, Ананьева О.В. в установленном порядке 01.04.2024 обратилась в отдел социальной защиты населения по Ефремовскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о назначении и выплате компенсации расходов по плате жилого помещения.
02.04.2024 ответчиком принято решение N 3967543973 об отказе в предоставлении компенсации расходов по оплате жилого помещения, в том числе оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг. При этом указано, что Ананьева О.В. обратилась за реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 Закона Тульской области N 493-3TO от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Поскольку Ананьева О.В. не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не достигла возраста 55 лет, правовых оснований для назначения мер социальной поддержки, предусмотренных законом Тульской области от 28.12.2004 N 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Ананьевой О.В. не предусмотрено.
Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что Ананьева О.В. является ветераном труда, что подтверждается соответствующим удостоверением от 16.06.2023 (серия Т-V № 292794).
Из паспортных данных Ананьевой О.В., 20.05.1983 года рождения, следует, что на дату обращения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки как ветерану труда, ей исполнилось полных 40 лет.
Как установлено судом, получателем пенсии на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» либо страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истец не является.
Ананьева О.В., являясь ветераном труда, получает ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Учитывая, что Ананьева О.В. не достигла возраста 55 лет как на день обращения с заявлением к ответчику, так и на день рассмотрения дела судом, право на предоставление ей мер социальной защиты в форме спорных мер социальной поддержки у нее не возникло.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Ананьевой О.В.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Ананьевой Ольги Викторовны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», Отделу социальной защиты населения по Ефремовскому району – филиалу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.07.2024.
Председательствующий Кострикина Е.В.