2-4692/2020
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
18 августа 2020 года г.о. Красногорск
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Климовой Ю.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству здравоохранения Московской области о признании права на единовременную компенсационную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд и с иском к Министерству здравоохранения <адрес> о признании права на единовременную компенсационную выплату, указав в обоснование заявленных требований, что работает в системе здравоохранения <адрес> с 2014 года.
С 01 сентября 2014 года по 16 марта 2016 года работала в Константиновской амбулатории МБУЗ «Домодедовская центральная городская больница», затем по ходатайству Главного врача ФИО4 переводом перешла в ГАУЗ МО «Амбулатория совхоза имени Ленина» с 17 марта 2016 года, где работает по настоящее время.
В 2014 году, в период своей трудовой деятельности, на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты №49 от 12 сентября 2014 года истцу была выплачена компенсация в размере <данные изъяты>, с условием что истец отработает в МБУЗ «Домодедовская центральная городская больница» 5 лет.
Однако, по решению суда сумма в размере <данные изъяты> из ранее выплаченного 1 миллиона рублей была взыскана с истца.
В настоящее время ФИО2 продолжает трудиться в медицинском учреждении сельского поселения, полагает что статус ее не поменяется и она не перестала соответствовать условиям, при которых выплаченная компенсация будет правомерной, так как выплата производилась из бюджета Министерства здравоохранения Московской области, на территории оперативного подчинения которого истец продолжает трудиться по настоящее время в сельском медучреждении, в связи с чем просит суд признать за ней право на единовременную компенсационную выплату.
В судебное заседание истец ФИО2 явилась, требования заявления поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель истца ФИО5 исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям изложенным в возражениях, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения сторон, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в пункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подпункт "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" этого же пункта (подпункт "г" пункта 3 части 12.2 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.
К таким исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную компенсационную выплату, относятся следующие случаи прекращения трудового договора:
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (пункт 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 01.09.2014 года была принята на работу на должность врача-стоматолога Константиновской амбулатории МБУЗ «Домодедовская центральная городская больница».
12.09.2014 года между Министерством здравоохранения Московской области и ФИО2 заключен договор с медицинским работником, соответствующим требованиям, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", по условиям которого Министерство здравоохранения Московской области обязалось в течение 30 календарных дней с момента заключения договора перечислить на счет в банке, указанный в договоре, единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей, а медицинский работник ФИО2 обязалась отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с Учреждением.
В соответствии с п.п. 2.3.2 указанного договора в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока работы медицинский работник обязуется произвести в течение тридцати календарных дней со дня прекращения трудового договора возврат в бюджет Московской области на счет, указанный Учреждением, части полученной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 части первой статьи 77, пунктами 1,2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Заявление об увольнении в порядке перевода в ЕАУЗ МО «Амбулатория совхоза им. Ленина» было подано ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от 16.03.2016 года № № трудовой договор от 01.09.2014 года расторгнут.
Уведомление № о необходимости возврата части единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>. было вручено ДД.ММ.ГГГГ.
Однако ФИО2 указанную сумму в добровольном порядке не возвратила и Министерство взыскало часть единовременной компенсационной выплаты с ФИО2 в судебном порядке.
Решением Видновского городского суда Московской области 21.01.2019 года по гражданскому делу № о с ФИО2 в пользу Министерства здравоохранения Московской области взыскана часть единовременной компенсационной выплаты в сумме <данные изъяты>, <данные изъяты> проценты за пользование чужими денежными средствами.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда ДД.ММ.ГГГГ по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Видновского городского суда Московской области от 21.01.2019 года вынесено апелляционное определение, которым в удовлетворении требований Министерства о взыскании с ФИО2 процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>. - отказано. В остальной части решение оставлено без изменения. Апелляционная жалоба ФИО2 - удовлетворена частично.
Исполнительный лист ФС № по делу № 2 -98/2019 выдан 29.04. 2020 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 воспользовалась своим правом на получение единовременной компенсационной выплаты и в связи с неисполнением условий договора указанная выплата взыскана с нее судом.
Учитывая, что единовременная компенсационная выплата, предусмотренная частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно, ее повторное предоставление медицинским работникам в целом, а равно и в той части, в которой она была возвращена по прежнему месту работы, противоречит правовой природе данной выплаты и действующему правовому регулированию.
Доводы истца о том, что она продолжает трудиться в медицинском учреждении сельского поселения, и не перестала соответствовать условиям, при которых выплаченная компенсация будет правомерной, суд находит не состоятельными, поскольку предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику при его переезде из одного сельского населенного пункта в другой сельский населенный пункт противоречит компенсационной природе этой выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Министерству здравоохранения Московской области о признании права на единовременную компенсационную выплату – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.08.2020 года.
Судья Ю.А. Климова