Дело № 30-2-202/2024
УИД 76RS0010-01-2023-004102-25
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 8 апреля 2024 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Мурзиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя административной комиссии Ростовского муниципального района Ярославской области ФИО1 на решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 12 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях», в отношении Сергиенко Ольги Анатольевны,
установила:
21 ноября 2023 года административной комиссией Ростовского муниципального района Ярославской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Сергиенко О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Из постановления следует: 26 сентября 2023 года установлено, что Сергиенко О.А. допустила непроведение мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского, произрастающего на земельном участке с кадастровым номером №, распложенного по адресу: <адрес> в нарушение пунктов 1.2, 3.15 Правил благоустройства сельского поселения Петровское Ярославской области, утвержденных решением Муниципального совета сельского поселения Петровское Ярославской области от 28 марта 2018 года №33, что образует в ее действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Решением судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 12 февраля 2024 года постановление административной комиссии Ростовского муниципального района Ярославской области от 21 ноября 2023 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы защитника Сергиенко О.А. по доверенности Попова М.В. судья районного суда пришла к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств совершения Сергиенко О.А. административного правонарушения ввиду нарушения установленной законом процедуры и порядка привлечения лица к административной ответственности.
На решение судьи принесена жалоба председателем административной комиссии Ростовского муниципального района Ярославской области ФИО1 в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 12 февраля 2024 года. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм процессуального права.
В судебное заседание Ярославского областного суда по рассмотрению жалобы Сергиенко О.А. и ее защитник не явились. В письменном отзыве в удовлетворении жалобы Сергиенко О.А. возражала.
Исследовав дело об административном правонарушении, прихожу к следующему:
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктами 1 – 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
В соответствии с частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - предмет контроля) являются: 1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами; 2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах; 3) соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Предмет контроля определяется федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством субъекта Российской Федерации.
Решением Думы Ростовского муниципального района 30.01.2018 № 3 учреждено Управление муниципального контроля администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, в основные задачи которого входит, в том числе муниципальный земельный контроль.
В соответствии с Положением об Управлении муниципального контроля администрации Ростовского муниципального района Ярославской области при осуществлении муниципального земельного контроля оно организует и проводит проверки органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан на предмет соблюдения действующего земельного законодательства в границах сельских поселений и на межселенной территории Ростовского муниципального района Ярославской области в порядке, установленном действующим законодательством РФ, в том числе за использованием земельных участков в соответствии с их целевым назначением и сроками освоения земельных участков, если таковые установлены законодательством, по выполнению мероприятий, направленных на предотвращение порчи земель, сохранение и воспроизводство плодородия почвы.
Управление во исполнение возложенных на него задач и функций имеет в том числе право при осуществлении муниципального земельного контроля проводить в установленном порядке проверки соблюдения земельного законодательства на всех земельных участках, расположенных в границах сельских поселений и на межселенной территории Ростовского муниципального района Ярославской области, в том числе на земельных участках, занятых военными, оборонными и другими специальными объектами – с учетом установленного режима посещения
На территории Петровского сельского поселения Ростовского муниципального района Ярославской области действуют Правила благоустройства сельского поселения Петровское Ярославской области, утвержденные решением Муниципального совета сельского поселения Петровское Ярославской области от 28 марта 2018 года №33.
Правила обязательны к исполнению на территории Сельского поселения Петровское (далее - муниципального образования) для органов местного самоуправления Сельского поселения Петровское (далее - органы местного самоуправления), юридических и физических лиц (пункт 1.2).
Руководители организаций независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории сельского поселения Петровское, граждане и иные лица, имеющие в собственности или ином вещном праве земельные участки на территории сельского поселения, обязаны принимать меры по удалению Борщевика Сосновского (травянистое растение рода Борщевик семейства Зонтичные) с мест его произрастания- земельных участков, находящихся в пользовании (пункт 3.15).
Из материалов настоящего дела об административном правонарушении следует, что факт непроведения мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского, произрастающего на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, то есть данные о совершении Сергиенко О.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях», непосредственно обнаружены 26 сентября 2023 года в рамках выездного обследования, то есть контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, консультантом отдела земельного контроля Управления муниципального контроля администрации Ростовского муниципального района Ярославской области.
Учитывая, что указанное административное правонарушение выражается в несоблюдении обязательных требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами благоустройства сельского поселения Петровское Ярославской области, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля, в соответствии с приведенными выше положениями части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ данное дело об административном правонарушении могло быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.
Согласно части 2 статьи 97 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" постоянный государственный контроль (надзор) в рамках государственного земельного контроля (надзора) не осуществляется.
Постоянный рейд в качестве вида контроля в рамках государственного экологического контроля в настоящее время в Земельном кодексе Российской Федерации, иных федеральных законах, как это предусмотрено частью 2 статьи 97.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не установлен.
При таких обстоятельствах, настоящее дело об административном правонарушении могло быть возбуждено уполномоченным должностным лицом только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Из материалов дела следует, что такой проверки в отношении Сергиенко О.А. не проводилось.
Из дела видно, что 28 сентября 2023 года в административную комиссию Ростовского муниципального района Ярославской области поступил материал, содержащий данные, указывающие на наличие события административного правонарушения по результатам выездного обследования земельного участка, имевшего место 26 сентября 2023 года, то есть контрольного мероприятия, осуществляющегося без взаимодействия с контролируемым лицом, что приведенным выше положениям части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ противоречит.
При таких обстоятельствах, судья районного суда пришла к верному выводу о том, что собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ являются недопустимыми.
Вместе с тем, имеются основания для отмены решения судьи, поскольку оно противоречит положениям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны основания прекращения производства по делу.
В соответствии со статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
Таким образом, в силу вышеназванных положений закона в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении решение судьи должно содержать основания для прекращения производства по делу.
Из резолютивной части решения судьи следует, что оно прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Однако решение судьи по жалобе выводов об отсутствии в действиях Сергиенко О.А. состава административного правонарушения не содержит.
Решение судьи содержит выводы о том, что вина Сергиенко О.А. в совершении административного правонарушения не доказана, что является основанием для прекращения производства по делу в связи с недоказанностью на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Более того, в решении судьи содержатся также выводы о том, что административным органом при производстве по делу были допущены процессуальные нарушения, которые являются существенными, что является основанием для отмены постановления и направления его на новое рассмотрение, а в случае истечения срока давности прекращения производства по делу на данном основании.
Поскольку судьей районного суда допущены существенные процессуальные нарушения, которые повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, принятое по делу решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 12 февраля 2024 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения Сергиенко О.А. к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление административной комиссии Ростовского муниципального района Ярославской области от 21 ноября 2023 года и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 12 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях», в отношении Сергиенко Ольги Анатольевны отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Е.Ю. Щеголькова