Решение по делу № 11-11505/2020 от 06.10.2020

Судья Манкевич Н.И.

Дело № 2-1346/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-11505/2020

12 ноября 2020 года                         г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Плотниковой Л.В., Челюк Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Татаринцевой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска на решение Ленинского районного суда города Челябинска от 06 августа 2020 года по иску Мелибаевой Т. Р. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска о признании права на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска Сениной Т.В., представителя третьего лица Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Гитюк Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Ефименко Л.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мелибаева Т.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска (далее – УПФР, пенсионный орган), с учетом уточнения, о признании за ней права на назначение страховой пенсии по старости с 24.10.2019 года, возложении обязанности назначить ей страховую пенсию по старости с 24.10.2019 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что 25.09.2019 года она обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, установленной ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решениями УПФР №846428/19 от 09.01.2020 и от 20.04.2020 ей было отказано в этом в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания на территории РФ и снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства на территории Республики Узбекистан, а также продолжением трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан и отсутствии возможности постоянного проживания на территории Российской Федерации. Полагает принятые решения незаконными, поскольку она является гражданкой Российской Федерации и имеет регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации.

Истец Мелибаева Т.Р. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель истца Ефименко Л.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Ответчик УПФР в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Ранее возражал против иска, поскольку до настоящего времени истец продолжает проживать и работать на территории Республики Узбекистан.

Третье лицо Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР) своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на исковое заявление с возражениями против иска.

Суд постановил решение, которым исковые требования Мелибаевой Т.Р. удовлетворил частично. Признал незаконными решения УПФР № 846428/19 от 09.01.2020 года и от 20.04.2020 года об отказе в назначении Мелибаевой Т.Р. страховой пенсии по старости. Обязал УПФР назначить ей страховую пенсию по старости с 24.10.2019 года. Взыскал с УПФР в пользу Мелибаевой Т.Р. расходы по оплате юридических услуг в размере 10000 руб., государственную пошлину в размере 300 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований Мелибаевой Т.Р. отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Сославшись на Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года, указал, что граждане Российской Федерации, переселившиеся на место жительства на территорию Российской Федерации (далее – РФ) с территории государства – участника Соглашения, не имеющие регистрации по месту жительства на территории РФ, могут реализовать право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ без применения норм Соглашения от 13.03.1992 года при условии подтверждения регистрации по месту пребывания на территории РФ и снятия гражданина с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Указанные документы при обращении 25.09.2019 года в УПФР истец не представила, а запрошенные пенсионным органом сведения, подтверждающие снятие ее с регистрационного учета, из компетентных органов Республики Узбекистан не поступили.

В письменном мнении на апелляционную жалобу представитель третьего лица ОПФР поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Мелибаева Т.Р. указала, что на момент обращения в УПФР у нее имелся паспорт гражданина Российской Федерации, она была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и по месту жительства в городе Челябинске. В Республике Узбекистан постоянного места жительства не имела, была временно зарегистрирована с 29.01.2019 года по 15.07.2020 года. Получателем пенсии в Республике Узбекистан не являлась. Решение полагает законным и обоснованным.

Истец о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена, в суд не явилась, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Согласно частям 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015 года.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно названному приложению возраст, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяется путем суммирования значения возраста, при наступлении которого предоставлялось право на указанную пенсию по состоянию на 31.12.2018 года, и указанного в приложении количества месяцев.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции по состоянию на 31.12.2018 года) было предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

На основании приложения 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" для лиц, у которых названный возраст наступает в 2019 году, дополнительно прибавляется 6 месяцев.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Мелибаева Т.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась 26.09.2019 года к ответчику УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решениями УПФР №846428/19 от 09.01.2020 года и от 20.04.2020 года установлено, что Мелибаева Т.Р. достигла возраста <данные изъяты> месяцев, продолжительность ее страхового стажа составляет 17 лет 08 месяцев 02 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 30,138, однако ей отказано в назначении указанной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания на территории РФ и снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства на территории Республики Узбекистан, а также продолжением трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан и отсутствии возможности постоянного проживания на территории Российской Федерации (л.д. 8-11, 37-41).

Удовлетворяя исковые требования в части признания незаконными решений ответчика об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить указанную пенсию, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения в УПФР с заявлением о назначении пенсии Мелибаева Т.Р. являлась гражданином Российской Федерации, была зарегистрирована по месту жительства в городе Челябинске, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, получателем пенсии в Республике Узбекистан не являлась, регистрации постоянного места жительства в Республике Узбекистан не имела.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

13.03.1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992 года), в соответствии с частью 1 статьи 6 которого назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

В силу части 4 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» при смене пенсионером места жительства выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новому месту жительства или пребывания, подтвержденным документами о регистрации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации – документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.

В случае, когда место фактического проживания не совпадает с местом жительства, местом пребывания на территории Российской Федерации, необходим документ, подтверждающий место фактического проживания гражданина на территории Российской Федерации.

При постоянном проживании гражданина Российской Федерации, которому устанавливается пенсия, за пределами территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место постоянного жительства за пределами территории Российской Федерации.

В силу п. 57 названного Перечня документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства.

Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (п. 58 Перечня).

Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является его личное заявление (п. 59 Перечня).

В соответствии с п.59.1 Перечня постоянное проживание в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, имеющего подтвержденное регистрацией место жительства в Российской Федерации, подтверждается документами, предусмотренными пунктом 57 настоящего перечня.

Обосновывая отказ истцу в назначении страховой пенсии по старости ответчиком в оспариваемом решении указано на отсутствие документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания на территории РФ и снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства на территории Республики Узбекистан, на продолжение трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан, отсутствие факта постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Между тем, из анализа указанных правовых норм следует, что для правильного разрешения дела в части вопроса о наличии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», обстоятельствами, имеющими значение, является гражданство и место жительства Мелибаевой Т.Р.

Гражданство Российской Федерации Мелибаевой Т.Р. подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации №<данные изъяты>, выданным ДД.ММ.ГГГГ года ГУ МВД России по Челябинской области (л.д. 6, 7).

Местом жительства в соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Мелибаева Т.Р. с 19.03.2019 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 7).

Как следует из справок УВД г. Коканда МВД Республики Узбекистан от 05.12.2019 года, от 22.04.2020 года, от 12.06.2020 года, Мелибаева Т.Р. на учете постоянного места жительства в Республике Узбекистан не состояла и не состоит, была временно зарегистрирована в городе Коканде Республики Узбекистан с 29.01.2019 года по 26.07.2019 года, с 26.07.2019 года до 20.01.2020 года, с 20.01.2020 года до 15.07.2020 года, (л.д. 70, 107, 151).

Согласно справке Отдела внебюджетного фонда г. Коканда управления Ферганской области при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 05.12.2019 года № ШМ/30-30-02-01-19-1975, Мелибаева Т.Р. в отделе Внебюджетного Пенсионного фонда г. Коканда на учете не состоит, пенсия и пособие ей не назначались (л.д. 69).

Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 09.10.2019 года подтверждается, что Мелибаева Т.Р. зарегистрирована в качестве застрахованного лица с 11.03.2019 года (л.д.72,73).

С учетом того, что совокупностью указанных доказательств подтвержден факт гражданства Российской Федерации и факт проживания на территории Российской Федерации Мелибаевой Т.Р. на момент подачи заявления назначении пенсии, у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для отказа в назначении пенсии по основаниям, приведенным в оспариваемом решении.

Факт продолжения работы в Республике Узбекистан сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии постоянного проживания истца на территории Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии сведений из компетентных органов Республики Узбекистан, подтверждающих снятие Мелибаевой Т.Р. с регистрационного учета, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку истец не состояла на регистрационном учете в качестве постоянно проживающей в Республике Узбекистан.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании решений ответчика незаконными, возложении на УПФР обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 24.10.2019 года – даты достижения истцом возраста 55 лет 6 месяцев.

В связи с отсутствием доводов апелляционной жалобы решение суда в остальной части не было предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с постановленным судом решением и подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Челябинска от 06 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11-11505/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Мелибаева Татьяна Раимовна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска
Другие
Гитюк Е.А.
ОПФР по Челябинской области
Насреддинов Тимур Олегович
Ефименко Людмила Владимировна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Плотникова Людмила Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
07.10.2020Передача дела судье
12.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020Передано в экспедицию
12.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее