Дело № 2а-7105/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,
с участием представителя административного ответчика Бельской М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котова Никиты Николаевича к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, военному комиссариату г.Петропавловска-Камчатского, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края» о признании незаконным решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Котов Н.Н. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, военному комиссариату г.Петропавловска-Камчатского о признании незаконным решения о призыве на военную службу. В обоснование иска указано на то, что 15 октября 2021 года призывной комиссией было вынесено решение о призыве его на военную службу. С указанным решением он не согласен, поскольку при проведении медицинского освидетельствования отсутствовал врач невропатолог, таким образом медицинское освидетельствование было проведено ненадлежащим образом. Кроме того, медицинское освидетельствование было проведено без результатов обязательных анализов и исследований, он заявил жалобы на состояние здоровья, однако направление на дополнительное обследование ему выдано не было.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края».
Административный истец Котов Н.Н. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В судебном заедании представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Камчатского края» Бельская М.Н. административное исковое заявление не признала.
Административные ответчики призывная комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа, военный комиссариат г.Петропавловска-Камчатского, в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, материалы личного дела призывника, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности
Как следует из пункта 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение о призыве Котова Н.Н. на военную службу принято призывной комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа 15 октября 2021 года, с настоящим административным исковым заявлением в суд Котов Н.Н. обратился 06 ноября 2021 года, соответственно, предусмотренный пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок административным истцом не пропущен.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон №53-ФЗ) порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона №53-ФЗ определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (далее - призывная комиссия), решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона №53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии со статьей 5.1 приведенного Закона граждане при призыве на военную службу в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.
Согласно пункту 2 указанной статьи врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В силу пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Согласно пункту 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
Пунктом 7 «Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья», утвержденной совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года №240/168 (далее - Инструкция), также предусмотрено проведение вышеназванных диагностических исследований.
Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования граждан, подлежащих учету, им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок). В день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника (приложение № 7 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) до истечения срока его хранения (пункт 8 Инструкции).
Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе (пункт 9 Инструкции).
В силу пункта 1 приложения №31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663» граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе документы согласно списку, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
В соответствии с пунктом 4 приложения №31, у каждого прибывшего гражданина начальник 2 отделения военного комиссариата проверяет наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям, сверяет их данные с содержанием личного дела призывника. В ходе беседы и из содержания представленных документов выявляются изменения в семейном положении гражданина, а также связанные с состоянием его здоровья, образованием, профессиональной подготовкой и др. В случае отсутствия у гражданина документов, позволяющих призывной комиссии вынести в отношении него соответствующее решение, он направляется начальником 2 отделения за недостающими документами. При этом ему устанавливается срок повторной явки на заседание призывной комиссии с вручением под личную подпись повестки.
Таким образом, установленный перечень документов необходим к предоставлению гражданином при явке на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии во время проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу для принятия объективного решения. Гражданин, не представивший все необходимые документы в соответствии с установленными требованиями, направляется за недостающими документами.
Вышеприведенные требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, предусматривают обязательное прохождение такими гражданами вышеперечисленных диагностических исследований до определения им категории годности к военной службе. Категория годности к военной службе гражданам определяется с учетом результатов таких диагностических исследований. Названные нормативные правовые акты не содержат норм позволяющих определить категорию годности гражданина к военной службе без проведения диагностических исследований, предусмотренных пунктом 14 Положения, и без оценки их результатов.
Это также означает, что и решение призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу не может быть принято без определения категории годности его к военной службе в том порядке, который установлен указанными нормативными актами.
Процедура медицинского освидетельствования в целях определения категории годности к военной службе, установленная вышеприведенными нормативными правовыми актами, и ее выполнение, служит не только гарантией соблюдения прав граждан Российской Федерации на надлежащую оценку состояния их здоровья в целях определения их годности к прохождению военной службы по призыву, но также направлены и на обеспечение интересов государства, заключающихся в призыве на военную службу именно таких лиц, которые по состоянию своего здоровья могут ее нести.
При рассмотрении дела установлено, что Котов Н.Н., 25 июля 2001 года рождения, 17 января 2018 года поставлен на воинский учет в отделе Военного комиссариата Камчатского края по г.Петропавловску-Камчатскому.
Решением призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 октября 2021 года Котову Н.Н. определена категория годности к военной службе «А-1», принято решение о призыве Котова Н.Н. на военную службу с предназначением в военно-морские силы.
В соответствии с итоговым заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, Котов Н.Н. здоров, годен к военной службе, категория годности «А», показатель предназначения «1».
Согласно карте медицинского освидетельствования призывника, в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона №53-ФЗ, при принятии заключения медицинской комиссией о годности Котова Н.Н. к военной службе, он был осмотрен всеми врачами, в том числе врачом-невропатологом. Всеми врачами выдано соответствующее заключение о годности.
Вместе с тем, данные медицинских исследований, в том числе анализ крови и анализ мочи, исследования крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеров гепатита «B» и «C» на медицинское освидетельствование, сделанные в соответствии с пунктом 6 Инструкции, представлены не были и, соответственно, врачами, проводившими осмотр и составившими заключение о состоянии здоровья и категории годности к военной службе, не изучались.
Таким образом, Котову Н.Н. была определена категория годности, принято решение о его призыве на военную службу вопреки обязательным требованиям пункта 14 Положения, пунктов 6 - 9 Инструкции, при отсутствии в материалах личного дела истца результатов указанных исследований и без их оценки. При таких данных у призывной комиссии отсутствовали основания полагать надлежащим прохождение призывником медицинских исследований, по результатам которого возможно было прийти к выводу о категории годности к военной службе.
Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что решение призывной комиссии о призыве административного истца на военную службу принято с существенными нарушениями установленной законодательством процедуры медицинского освидетельствования призывников. Нарушение этой процедуры ставит под сомнение объективность медицинского заключения о годности административного истца к военной службе.
Следовательно, поскольку процедура медицинского освидетельствования призывника в силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона №53-ФЗ включается в процедуру призыва гражданина на военную службу, то вышеуказанные нарушения процедуры медицинского освидетельствования, допущенные в отношении административного истца, указывают и на нарушение призывной комиссией при принятии оспариваемого решения вышеназванной установленной законодательством процедуры призыва административного истца на военную службу, то есть, оспариваемое решение призывной комиссии, противоречит вышеназванным нормам законодательства.
Такое решение о призыве на военную службу, принятое без проведения полного обследования состоянии здоровья истца, нарушает его права на полную и всестороннюю оценку состояния здоровья, при решении вопроса о призыве на военную службу, гарантированные вышеперечисленным законодательством Российской Федерации.
Более того, материалы личного дела призывника не содержат доказательств направления его для прохождения медицинских исследований до проведения медицинского освидетельствования и определения категории годности к военной службе, состоявшихся 15 октября 2021 года.
Между тем, вышеприведенные положения законодательства указывают на то, что результаты проведения этих исследований влияют на определение категории годности призывника к военной службе и имеют значение при принятии решения призывной комиссии о призыве на военную службу.
На основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств обжалуемое заявителем решение о призыве на военную службу вынесено с существенными нарушениями установленной законодательством процедуры медицинского освидетельствования, в связи с чем административное исковое заявление Котова Н.Н. подлежит удовлетворению.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Часть 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Принимая во внимание, что призывная комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа является органом, уполномоченным организовывать медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, и принятию в отношении них решений о призыве на военную службу с учетом категории годности, суд, руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым возложить на призывную комиссию Петропавловск-Камчатского городского округа устранить нарушение прав Котова Н.Н.
На основании части 1 статьи 111, части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Камчатского края» в пользу Котова Н.Н. подлежат взысканию судебные расходы в виде оплаченной госпошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Котова Никиты Николаевича к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, военному комиссариату г.Петропавловска-Камчатского, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края» о признании незаконным решения о призыве на военную службу, удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 октября 2021 года в отношении Котова Никиты Николаевича о призыве на военную службу.
Обязать призывную комиссию Петропавловск-Камчатского городского округа устранить допущенное нарушение прав Котова Никиты Николаевича.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Камчатского края» в пользу Котова Никиты Николаевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
По вступлению в законную силу решения суда отменить меры предварительной защиты в виде приостановления действия решения призывной комиссии о призыве Котова Никиты Николаевича на военную службу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий Степанова Ю.Н.
Мотивированное решение составлено 10 января 2022 года.
УИД: 41RS0001-01-2021-011886-12