Дело № 2-797/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2022 г. г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Захаровой Е.П.
при секретаре Бурлуке О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по исковому заявлению Мамаева Анатолия Александровича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действий
УСТАНОВИЛ:
Мамаев А.А. обратился в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости досрочно, о возложении обязанности совершить определенные действия. Исковые требования мотивировал тем, что 04.05.2021, он обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым за назначением досрочного пенсионного обеспечения по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ). Однако, решением ответчика от 11.10.2021 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия суммарного стажа работы в должностях плавсостава и стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 - 12 лет 6 месяцев. Общий стаж работы учтен продолжительностью 32 года 06 месяцев 17 дней, в том числе, стаж работы в должностях плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности 09 лет 03 месяца 25 дней. При этом, в стаж работы истца с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, дающий право на досрочной назначение страховой пенсии по старости, не учтен период работы истца с 23.01.1984 по 17.05.1990 в качестве электросварщика СУ № 25 треста «Керчьметаллургстрой», поскольку первичной документацией не подтвержден характер выполняемых работ, а именно, занятость на резке и ручной сварке, работа на автоматических и полуавтоматических машинах, на работах с применением флюсов, содержащие вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах. Истец указал на необоснованность не включения указанных периодов в его специальный стаж, так как в соответствии с разъяснениями Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащимися в письме от 19.03.2004 г. № 06/12600, периоды работы до 01.01.1992 должны быть засчитаны в стаж без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. Также, согласно решению, пенсионным органом не приняты к рассмотрению архивные справки о заработной плате № 1812/19/07-03, № 1812/20/07-03, № 1812/21/07-03 от 03.06.2021, за период с апреля 1992 по декабрь 2011, поскольку, не указана денежная единица, в которой производилось начисление заработной платы. Истец сослался на информацию о том, что с 10.01.1992 в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 378 «О мероприятиях в связи с введением в обращение купонов многоразового использования (с изменениями, внесенными согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 171 от 04.04.1992, № 279 от 19.04.1993), в качестве денежной единицы на территории Украины вместо советских рублей использовались украинские купоны многоразового использования, номиналом от 1 до 100 карбованцев, эквивалентно номиналу, которые выполняли функции наличных и эквивалентным соответствующим купюрам деньгам; денежная реформа в Украине была проведена в соответствии с Указом Президента Украины от 25.08.1996 № 762/96, согласно которому, национальная валюта Украины – гривна, была введена в обращение с 02.09.1996, соответственно, в период с апреля 1992 по август 1996 единственной валютой, в которой могла быть начислена заработная плата, являлся украинский карбованец, с сентября 1996 по декабрь 2001 – украинская гривна. Ссылаясь также на то, что характер работы в оспариваемый период подтверждается записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовом стаже и трудовой деятельности, истец просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 период работы с 23.01.1984 по 17.05.1990 в качестве электросварщика СУ № 25 треста «Керчьметаллургстрой», обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и принять к рассмотрению при назначении такой пенсии архивные справки о заработной плате № 1812/19/07-03, № 1812/20/07-03, № 1812/21/07-03 от 03.06.2021, выданные Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив города Керчи».
В судебное заседание истец Мамаев А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на исковые заявленные требования, в которых, сославшись на доводы, аналогичные изложенным в решении об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, указал на необоснованность заявленных исковых требований, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении сторон о времени и месте рассмотрения дела, и согласие на рассмотрение дела в отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствии не явившихся сторон по делу.
Исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, заверенная копия которого приобщена к материалам дела, оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 04.05.2021 Мамаев А.А., с целью реализации его права на получение досрочной страховой пенсии по старости, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 11.10.2021 г. Мамаеву А.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 19-28). В качестве основания для отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости указано на отсутствие суммарного стажа работы в должностях плавсостава и стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 - 12 лет 6 месяцев.
Из содержания указанного решения следует, что общий страховой стаж работы Мамаева А.А. зачтен пенсионным органом продолжительностью 32 года 06 месяцев 17 дней, в том числе, стаж работы в должностях плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности 09 лет 03 месяца 25 дней.
При этом, в стаж работы истца с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, дающий право на досрочной назначение страховой пенсии по старости, не учтен период работы истца с 23.01.1984 по 17.05.1990 в качестве электросварщика СУ № 25 треста «Керчьметаллургстрой», поскольку, полученной в ходе проведенной проверки первичной документацией не подтвержден характер выполняемых работ, а именно, занятость на резке и ручной сварке, работа на автоматических и полуавтоматических машинах, на работах с применением флюсов, содержащие вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах.
С указанными выводами ответчика суд не соглашается, в связи со следующим.
Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено мужчинам по достижении возраста 55 лет, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановления Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются: электросварщики ручной сварки (код позиции 23200000-19906); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (код позиции 23200000-19905); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция 23200000-19756).
Согласно Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные, газорезчики и их подручные, а также электросварщики, занятые на автоматической и полуавтоматической электросварке под слоем флюса (раздел XXXII, с учетом Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 81/).
Как разъяснено в письме Госкомтруда СССР от 14.04.1965 г. № 1240-ИГ, электросварщики, занятые на контактной и точечной сварке, права на льготное пенсионное обеспечение не имеют. При этом следует учитывать, что периоды работы, выполнявшиеся до 01 января 1992 г., по профессии «электросварщик», «газоэлектросварщик», засчитываются в специальный стаж работы без уточнения вида сварки, а после 01 января 1992 г. данная профессия может быть засчитана в специальный стаж при условии занятости на резке и ручной сварке.
Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, за № 1173, предусмотрена профессия газосварщика и электросварщика. При этом наименование должности приведено без указания вида электросварки - ручная сварка либо автоматическая и полуавтоматическая сварка. Следовательно, указанный Список № 2 в отличие от Списка № 2 1991 г. не требовал подтверждения вида выполняемой сварки и используемого сварочного оборудования. Также действующее на тот период пенсионное законодательство не предусматривало в качестве условия для назначения пенсии по Списку № 2 требование о полной занятости в течение рабочего дня льготной трудовой функцией.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004, если по информации, содержащийся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками №1 и №2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. Письмом ГУПФР РФ №06/18593 от 06.10.2003 «О назначении пенсии» также было установлено что периоды работы до 01.01.1992 необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости.
Однако указанные обстоятельства ответчиком при вынесении оспариваемого решения от 11.10.2021 г. необоснованно учтены не были.
Как следует из материалов дела, в трудовой книжке истца отсутствуют записи о приеме истца на неполный рабочий день, временную работу и прочее, то есть его трудовая книжка не содержит записей, которые могли быть истолкованы неоднозначно.
Таким образом, подтвержденный записью в трудовой книжке период работы истца с 23.01.1984 по 17.05.1990 (06 лет 03 месяца 24 дня) в качестве электросварщика СУ № 25 треста «Керчьметаллургстрой», подлежит включению в стаж работы истца с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2.
С учетом указанного периодов специальный стаж истца превышает 12 лет 06 месяцев, что, при зачете ответчиком общего страхового стажа продолжительностью более 25 лет является достаточным основанием для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
За назначением страховой пенсии по старости досрочно истец обратился 04.05.2021, к указанной дате достиг пятидесятипятилетнего возраста, имел общий стаж работы, специальный стаж работы в размере, дающем ему право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, суд находит исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости обоснованными и подлежащими удовлетворению, и полагает необходимым указать на назначение такой пенсии с даты обращения Мамаева А.А. за назначением пенсионного обеспечения, то есть, с 04.05.2021.
В отношении требований о возложении на ответчика обязанности принять к рассмотрению при назначении досрочной страховой пенсии по старости архивные справки о заработной плате, суд указывает следующее.
17.03.2014 г. Государственным Советом Республики Крым было принято постановление «О независимости Крыма».
18.03.2014 года Российская Федерация и Республика Крым заключили договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии со ст. 16 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ, денежной единицей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя является рубль (ч. 1).
До 01.06.2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускаются обращение национальной денежной единицы Украины - гривны и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах (ч. 2 ст. 16 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ).
24.08.1991 года после распада СССР Украина провозгласила себя независимым государством.
До марта 1992 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР.
С 01.04.1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центральным банком Российской Федерации, это переходная денежная единица.
В соответствии с Указом Президента Украины от 07.11.1992 г. № 549/92 «О реформе денежной системы Украины» с 23 часов 00 минут 12.11.1992 г. единым законным средством платежа на территории Украины стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
Таким образом, на территории УССР, а в дальнейшем Украины, по март 1992 года действовала денежная единица – советский рубль, с апреля 1992 по ноябрь 1992 года включительно – купон.
Денежная реформа в Украине была проведена в соответствии с Указом Президента Украины от 25.08.1996 г. № 762/96, согласно которому национальная валюта Украины – гривна и ее сотая часть копейка, была введена в обращение с 02.09.1996 г.
Согласно пункту 2 Указа Президента Украины от 25.08.1996 г. № 762/96, Национальному банку Украины с 02.09.1996 г. выпустить в оборон банкноты стоимостью 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 гривен и разменную монету номинальной стоимостью 1, 2, 5, 10, 25 и 50 копеек и прекратить эмиссию украинских карбованцев.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Украины от 25.08. 1996 г. № 762/96, украинские карбованцы подлежали обмену на гривны (банкноты и разменную монету), по курсу 100 000 (сто тысяч) карбованцев на 1 гривну.
На основании изложенного, суд считает доказанным обстоятельства того, что в Крыму, входившем в состав Украины до 18.03.2014 г., в период с 02.09.1996 г. заработная плата начислялась в национальной денежной единице государства – украинской гривне, обращение которой на территории Республики Крым допускалось до 01.06.2014 г.
Соответственно, до указанного времени, в т.ч. с апреля 1989 г. и до марта 1992 г. денежной единицей являлся советский рубль; с апреля 1992 г. по 12 ноября 1992 г. – купон, с 12 ноября 1992 г. по сентябрь 1996 г. денежной единицей являлся украинский карбованец.
Указанные обстоятельства являются общеизвестными, и доказыванию не подлежат, не требуют дополнительного письменного подтверждения.
Таким образом, приведенные в обжалуемом решении доводы ответчика о том, что представленные истцом справки о заработной плате № 1812/19/07-03, № 1812/20/07-03, № 1812/21/07-03 от 03.06.2021 (л.д. 101, 102, 103) не отвечают необходимым требованиям, являются несостоятельными.
Суд также учитывает, что архивные справки выданы истцу архивным учреждением на основании данных личной карточки формы Т-2, ведомостей о заработной плате, переданных на хранение предприятием работодателем, содержание справок позволяет с достоверностью установить размер заработной платы истца в определенные в справках периоды: с июня 1990 по декабрь 1994, в период с января 1995 по декабрь 1999, в период с января 2000 по декабрь 2002. При этом, отсутствие указания работодателем на денежную единицу, которой производилось начисление заработной платы, может являться основанием для ограничения права истца на выбор периода работы, из которого рассчитывается среднемесячный заработок для определения размера трудовой пенсии по старости, на истца не могут быть возложены негативные последствия, связанные с не исполнением работодателем своей обязанности по передаче в архив трудовой документации, по правильности ведения такой документации.
При указанных выше обстоятельствах, также принимая во внимание то, что справки о заработной плате содержат сведения, позволяющие бесспорно определить размер среднемесячного заработка истца, оснований для отказа в принятии указанных справок у пенсионного органа не имелось.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении на ответчика обязанности принять к рассмотрению при назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 архивные справки о заработной плате № 1812/19/07-03, № 1812/20/07-03, № 1812/21/07-03 от 03.06.2021, выданные Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив города Керчи», с учетом установленных судом данных о начислении истцу заработной платы за период с июня 1990 г. по март 1992 г. – в советских рублях, с апреля 1992 г. по октябрь 1992 г. – в купонах, с ноября 1992 г. по август 1996 г. – в украинских карбованцах, с сентября 1996 г. по декабрь 2002 г. – в гривнах.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мамаева Анатолия Александровича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действий - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 11.10.2021 об отказе в досрочном назначении Мамаеву Анатолию Александровичу страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста по Списку № 2 согласно пункту 9 части 1 ст. 30 Федерального Закона от 23.12.2013 г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить Мамаеву Анатолию Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 ст. 30 Федерального Закона от 23.12.2013 г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 04.05.2021.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым при назначении Мамаеву Анатолию Александровичу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 ст. 30 Федерального Закона от 23.12.2013 г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», принять к рассмотрению архивные справки о заработной плате № 1812/19/07-03, № 1812/20/07-03, № 1812/21/07-03 от 03.06.2021, выданные Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив города Керчи», с учетом установленных судом данных о начислении истцу заработной платы за период с июня 1990 г. по март 1992 г. – в советских рублях, с апреля 1992 г. по октябрь 1992 г. – в купонах, с ноября 1992 г. по август 1996 г. – в украинских карбованцах, с сентября 1996 г. по декабрь 2002 г. – в гривнах.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Захарова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2022 г.
Судья Захарова Е.П.