Дело №33-2729/2024
Судья Словеснова А.А. (дело №2-582/2023; УИД 68RS0002-01-2023-000015-09)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июля 2024г. г.Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Емельяновой Н.В.,
судей: Дробышевой Т.В., Альчиковой Е.В.,
при секретаре Татарцевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании заявление Кузнецова В.В. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам апелляционного определения Тамбовского областного суда от 27.06.2023г. по гражданскому делу по иску Кузнецова В.В. к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о предоставлении субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг,
Заслушав доклад судьи Емельяновой Н.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.В. обратился в суд с иском к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о предоставлении субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с октября 2022 года по март 2023 года.
В обоснование требований указал, что 20.09.2022г. он обратился к ответчику с заявлением на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ***, приложив необходимый пакет документов.
29.09.2022г. ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» письменно оказал ему в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине того, что расходы на оплату жилого помещения и жилищных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, поскольку его совокупный среднемесячный доход за предшествующий расчетный период с 01.09.2021г. по 28.02.2022г. составил 52 371,27 руб.
С данным решением ответчика он не согласен, пояснив, что действительно им по решению суда получено только в феврале 2022г. пособие по безработице в сумме 52 371,27 руб. за отчетный период с 17.04.2020г. по 16.10.2020г., которое является ранее недоплаченным ему пособием по безработице, в связи с чем, не может в силу налогового законодательства рассматриваться как доход, полученный в 2022 году.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 февраля 2023 года исковые требования Кузнецова В.В. удовлетворены.
Приказ Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки граждан» от 29 сентября 2022 года № 15792-од в части отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении Кузнецова Владимира Викторовича отменен.
На Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки граждан», возложена обязанность предоставить Кузнецову В.В., субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с октября 2022 года по март 2023 года.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 27.06.2023г. решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 20 февраля 2023 года отменено, в удовлетворении исковых требований Кузнецова В.В. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение Тамбовского областного суда от 27.06.2023г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Кузнецова В.В. без удовлетворения.
25.06.2024г. Кузнецов В.В. обратился с заявлением о пересмотре апелляционного определения по вновь открывшимся обстоятельствам. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ *** от 24.06.2024г. по делу о проверке конституционности пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с его жалобой, считает, что у него есть данное право предусмотренное ст. 392 ГПК РФ.
Выслушав истца и его представителя, поддержавших указанное заявление, представителя ответчика, не возражавшего против его удовлетворения, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации права и свободы, предусмотренные статьей 46 Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежат.
В соответствии с положениями статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
Основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются: вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части третьей настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства; новые обстоятельства - указанные в части четвертой настоящей статьи, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
К вновь открывшимся обстоятельствам относятся: существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда; преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.
К новым обстоятельствам относятся: отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу; признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу; признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации; установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека; определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в таком постановлении содержится указание на то, что сформулированная в нем правовая позиция имеет обратную силу применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами; установление или изменение федеральным законом оснований для признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки.
Согласно статье 393 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу судебное постановление пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, принявшим это постановление. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам постановлений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменено или принято новое судебное постановление, производится судом, изменившим судебное постановление или принявшим новое судебное постановление.
В соответствии с ч.1 ст. 397 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотрев заявление, представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, удовлетворяет заявление и отменяет судебные постановления или отказывает в их пересмотре.
Как разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений" по результатам рассмотрения заявления, представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам суд выносит определение об удовлетворении заявления, представления и отменяет судебные постановления либо отказывает в их пересмотре (часть 1 статьи 397 ГПК РФ). Копия определения об удовлетворении заявления, представления направляется в орган, на исполнении которого находится отмененное судебное постановление.
Удовлетворение судами первой, апелляционной, кассационной инстанций, а также Президиумом Верховного Суда Российской Федерации заявления, представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам является основанием для повторного рассмотрения дела соответствующим судом по правилам, установленным ГПК РФ для суда данной инстанции (статьи 393, 397 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что апелляционным определением Тамбовского областного суда от 27.06.2023г. решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 20 февраля 2023 года отменено, в удовлетворении исковых требований Кузнецова В.В. к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о предоставлении субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг отказано.
Принимая указанное апелляционное определение, судебная коллегия указала, что тот факт, что в расчетном периоде, а именно с 20.11.2021 г. по февраль 2022 года Кузнецов В.В. осуществлял уход за лицами, достигшими возраста 80 лет, при обоснованном включении в расчет среднедушевого дохода полученной суммы 52 371, 27 руб. не влечет за собой признание незаконным приказа ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 29.09.2022г. ***-од об отказе Кузнецову В.В. в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения среднедушевого дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина с целью определения его права на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в п. 37 Правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, в силу которого среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.
Поводом к рассмотрению Конституционным Судом РФ явилась жалоба гражданина Кузнецова В.В.. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявителем положение, изложенное в п 37 Правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанное положение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой на его основании решается вопрос об определении среднемесячного дохода одиноко проживающего трудоспособного гражданина, осуществляющего за нетрудоспособным лицом уход, в связи с которым Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 предусмотрены ежемесячные компенсационные выплаты, в случае совпадения (полностью или частично) периода названного ухода с расчетным периодом, если в его отдельные месяцы гражданин получал доходы.
По результатам рассмотрения Конституционный Суд РФ постановил, что оспоренное положение было признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает для определения среднемесячного дохода в целях решения вопроса о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанному гражданину, если в одном или нескольких месяцах расчетного периода он получал доходы, учитываемые в соответствии с данными Правилами, включение в число месяцев, на количество которых делится сумма его доходов, полученных в течение расчетного периода, наряду с месяцами получения таких доходов других месяцев расчетного периода, в которые им осуществлялся уход, обусловливающий назначение ежемесячных компенсационных выплат в соответствии с данным Указом Президента Российской Федерации.
Конституционно-правовой смысл пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Постановлено судебные постановления, вынесенные по делу с участием гражданина Кузнецова В.В. на основании пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что принятое Постановление Конституционного Суда РФ ***-П от 24.06.2024г. по делу о проверке конституционности пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с жалобой гражданина Кузнецова В.В. является новым обстоятельством, которое в силу ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ служит основанием для пересмотра вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 27 июня 2023 года.
Руководствуясь ст. 392, 397 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заявление Кузнецова В.В. о пересмотре по новым обстоятельствам апелляционного определения судебной коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда от 27.06.2023 года удовлетворить.
Отменить апелляционное определение судебной коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда от 27.06.2023 года, назначить к рассмотрению судом апелляционной инстанции гражданское дело по иску Кузнецова В.В. к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о предоставлении субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг по апелляционной жалобе ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 февраля 2023 года на 05 августа 2024 года на 11 час. 40 мин. в здании Тамбовского областного суда по адресу: ***
Председательствующий:
Судьи:
Судья Словеснова А.А.
(дело №2-582/2023; УИД 68RS0002-01-2023-000015-09)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2024г. г.Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Емельяновой Н.В.,
судей: Дробышевой Т.В., Альчиковой Е.В.,
при секретаре Кануткиной Е.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское делопо искуКузнецова В.В. к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о предоставлении субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг,
поапелляционной жалобе Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки граждан» на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 20 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Емельяновой Н.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.В. обратился в суд с иском к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о предоставлении субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с октября 2022 года по март 2023 года.
В обоснование требований указал, что 20.09.2022г. он обратился к ответчику с заявлением на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ***, приложив необходимый пакет документов.
29.09.2022г. ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» письменно оказал ему в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине того, что расходы на оплату жилого помещения и жилищных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, поскольку его совокупный среднемесячный доход за предшествующий расчетный период с 01.09.2021г. по 28.02.2022г. составил 52371,27 руб.
С данным решением ответчика он не согласен, поскольку действительно им по решению суда получено только в феврале 2022г. пособие по безработице в сумме 52371,27 руб. за отчетный период с 17.04.2020г. по 16.10.2020г., которое является ранее недоплаченным ему пособием по безработице, в связи с чем, не может в силу налогового законодательства рассматриваться как доход, полученный в 2022 году.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 февраля 2023 года исковые требования Кузнецова В.В. удовлетворены.
Приказ Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки граждан» от 29 сентября 2022 года № ***од в части отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении Кузнецова В.В. отменен.
На Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки граждан», возложена обязанность предоставить Кузнецову В.В., субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с октября 2022 года по март 2023 года.
В апелляционной жалобе ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» просит решение суда отменить.
Указывает, что Кузнецов В.В. обратился в учреждение 20.09.2022 г. с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.
Считает, что судом неверно сделан вывод, что расчетный период исчисляется с 20 февраля 2022 года по 20 сентября 2022 года. Расчетный период, по мнению автора жалобы, исчисляется не днями, как указано в решении суда, а месяцами. В связи с чем, по заявлению Кузнецова В.В. расчетный период составлял с сентября 2021 года по февраль 2022 года.
Отмечает, что на основании пункта 37 Правил среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течении расчетного периода (не начисленных), на количество месяцев этого расчетного периода, в течении которых он имел доходы.
Так, согласно ответу на межведомственный запрос Кузнецову В.В. выплачено пособие по безработице 52 371 рубль 27 копеек в феврале 2022 г., в остальные месяцы расчетного периода доходов не имел. Среднемесячный доход составляет: 52371,27/1 месяц -52371,27 рублей.
Согласно п. 39 Правил среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи. Среднедушевой доход Кузнецова В.В. составляет: 52371 27/1=52371 27 рублей.
Кроме этого, указывает, что если по решению суда не учитывать в доход указанную сумму, то у трудоспособного заявителя отсутствуют доходы и он не относится к какой-либо категории лиц, имеющих право на отсутствие дохода. В пакете документов от 20.09.2022 года Кузнецова В.В. отсутствуют сведения о доходе и причины их отсутствия, а так же им не декларирован доход.
Также отмечает, что выводы, указанные в решении суда первой инстанции не содержат указаний на нормы действующего законодательства, которые нарушило Учреждение, приняв решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Помимо этого, в резолютивной части судебного решения на учреждение возложена обязанность предоставить Кузнецову В.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с октября 2022 года по март 2023 года, при этом не указана сумма выплаты субсидии Кузнецову В.В. за указанный период. Согласно пунктам 2 и 20 Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, региональных стандартов стоимости жилищно- коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Судом в ходе рассмотрения данного дела вопросы определения порядка и размера субсидии Кузнецову В.В. не исследовались и не изучались, истцом размер субсидии также не был определен исходя из данных норм законодательства.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 27.06.2023г. решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 20 февраля 2023 года отменено, в удовлетворении исковых требований Кузнецова В.В. к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о предоставлении субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определением Тамбовского областного суда от 27.06.2023г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Кузнецова В.В. без удовлетворения.
25.06.2024г. Кузнецова В.В. обратился с заявлением о пересмотре апелляционного определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 22.07.2024 заявление Кузнецова В.В. о пересмотре по новым обстоятельствам апелляционного определения судебной коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда от 27.06.2023 года удовлетворено.
Отменено апелляционное определение судебной коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда от 27.06.2023 года, производство по рассмотрению апелляционной жалобы возобновлено.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исходит из следующего.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 20.09.2022г. Кузнецова В.В. обратился к ответчику с заявлением на предоставление с 01.10.2022г. сроком на 6 месяцев субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ***, приложив необходимый пакет документов (л.д.31-32).
Приказом ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 29.09.2022г. ***-од Кузнецова В.В. отказано в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку расходы на оплату жилого помещения и жилищных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (л.д.34).
16.11.2022г. Кузнецов В.В. обратился в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» с заявлением о даче разъяснений о том, каким образом рассчитывался его среднемесячный доход, в ответе на которое ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» 15.12.2022г. письменно разъяснил, что полученное истцом в феврале 2022г. пособие по безработице в сумме 52371,27 руб. является его доходом, полученным за 6 предшествующих месяцев до месяца подачи заявления (л.д.11-12).
В соответствии счастью 1 статьи 159Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Изпункта 4 части 2 статьи 159Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право на субсидии имеют граждане - собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3Жилищного кодексаРоссийской Федерации).
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. (далее- Правила №761)
Из пункта 2 Правил N 761 следует, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
СогласноПеречнювидов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденномупостановлениемПравительства РФ от 20.08.2003 N 512 (подпункт «д» пункта 1), при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе пособие по безработице.
Из пункта 32 Правил *** (в редакции, действующей с 30 апреля 2020 года по настоящее время) следует, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.
Таким образом, исчисление расчетного периода необходимо производить без учета конкретного числа, в данном случае он будет составлять с сентября 2021 года по февраль 2022 года (с заявлением истец обратился в сентябре 2022 года).
52371,31 руб. получены истцом 18.02.2022 г., т.е. в расчетном периоде, в связи с чем, обоснованно были учтены ответчиком при рассмотрении заявления Кузнецова В.В.. о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 25 августа 2021 года 52371, 31 руб.- это недоплаченное пособие по безработице за период с 17 апреля по 16 октября 2020 года. ( л.д.6-10).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 20.08.2003 г. №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе пособие по безработице.
В связи с этим полученная заявителем по решению суда сумма денежных средств за период безработицы (более пятидесяти тысяч рублей) признается судебной коллегией полученной в месяц ее фактической выплаты, входящий в расчетный период.
В соответствии с п. 37 Правил N 761 среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.
Таким образом, установленный порядок исчисления среднемесячного дохода в том числе одиноко проживающего гражданина предполагает учет как сумм доходов, полученных в течение расчетного периода, так и количества месяцев расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы,
Судом установлено и следует из материалов дела, что в расчетный период с сентября 2021 года по февраль 2022 года, а именно с 20.11.2021 г. по февраль 2022 года Кузнецов В.В. осуществлял уход за лицами, достигшими возраста 80 лет. При этом, ежемесячные компенсационные выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и выплачиваемые к пенсиям нетрудоспособных лиц, за которыми осуществляется уход, не могут быть учтены при исчислении среднемесячного дохода заявителя в силу действующего правового регулирования
Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.06.2024 N 32-П "По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с жалобой гражданина Кузнецова В.В." разъяснен конституционно-правовой смысл п. 37 Правил 716, в силу которых данный пункт Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он предполагает для определения среднемесячного дохода в целях решения вопроса о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг одиноко проживающему неработающему трудоспособному гражданину, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом (нетрудоспособными лицами), если в одном или нескольких месяцах расчетного периода он получал доходы, учитываемые в соответствии с данными Правилами, включение в число месяцев, на количество которых делится сумма его доходов, полученных в течение расчетного периода, наряду с месяцами получения таких доходов других месяцев расчетного периода, в которые им осуществлялся уход, обусловливающий назначение ежемесячных компенсационных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455.
Применяя данные разъяснения Конституционного Суда РФ ответчиком произведен расчет среднемесячного дохода Кузнецова В.В. с учетом периода осуществления им ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет и в пределах расчетного периода.
Согласно представленной ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» письменной позиции с учетом осуществления Кузнецовым В.В. ухода за нетрудоспособным гражданином в расчетный период, а также с учетом полученного им в расчетный период дохода в размере 52371,27 руб, его среднемесячный доход быдет ниже величины прожиточного минимума в целом по Тамбовской области, установленный постановлением администрации Тамбовской области от 06 сентября 2021 г. №675 «Об установлении величины прожиточного минимума в целом по Тамбовской области за 2022 год на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения», что дает ему право на получение субсидии на оплату жилого помещения за период с октября 2022 года по март 2023 года.
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований являются обоснованными.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика о наличии оснований для отмены судебного решения по причине того, что отсутствуют основания для признания незаконным приказа ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 29.09.2022 №15792-од, принятого в отношении истца, в связи с тем, что он соответствовал действующему на момент его издания правовому регулированию.
Оспаривание данного приказа является одним из способов восстановления права истца на получение субсидии. Судебной коллегией предлагалось ответчику в ходе рассмотрения дела, решить вопрос о пересмотре данного приказа с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.06.2024 №32-П и произведенного расчета, от чего ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» уклонилось.
Поскольку в настоящее время имеются основания для признания за Кузнецовым В.В. права на получение субсидии, оспариваемый приказ подлежит отмене.
При этом истцом заявлялись требования о признании права на получение субсидии, а не о взыскании конкретной денежной суммы. Из представленного ответчиком расчета следует, что данное право возникает у истца в каждый спорный месяц с октября 2022 года по март 2023 года, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что суд не установил конкретный размер ежемесячно предоставляемой истцу субсидии и не указал его в резолютивной части решения суда, основанием к его отмене являться не могут. Требования рассмотрены в пределах, заявленных истцом, препятствий к исполнению решения суда в том виде, как оно изложено, не имеется.
Руководствуясь ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки граждан» -без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия судом апелляционной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме принято 06.08.2024