Решение по делу № 2а-219/2020 от 02.06.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2020 года                                      пгт. Таксимо

    Муйский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Будаевой В.М.,

при секретаре Гулиевой А.И.-о.,

с участием представителей административного истца Цыренова С.Б., Сыренова Ж.Б.,

административного ответчика Черниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-219/2020 по административному иску Главы Республики Бурятия Цыденова Алексея Самбуевича к Черниковой Татьяне Васильевне о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – Глава Республики Бурятия Цыденов А.С. обратился в суд с административным иском, в котором просит в отношении Черниковой Т.В. досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское».

Административный иск мотивирован тем, что Черникова Т.В. избрана депутатом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» по многомандатному избирательному округу №4 «Центральный». На имя Главы Республики Бурятия 28.12.2019 г. поступила информация Прокуратуры Республики Бурятия, что в ходе проводимой прокуратурой Муйского района Республики Бурятия проверки было установлено, что депутатом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Черниковой Т.В. в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах) за 2017 г., 2018 г. представлены недостоверные и неполные сведения.

По информации Главы МО ГП «Северомуйское» КАА, депутат Черникова Т.В. в 2018 г. представляла интересы в суде третьих лиц за плату. Данные обстоятельства подтверждены объяснениями ЗТИ и СВМ, материалами гражданских дел. Полученный доход за представительство в суде Черникова Т.В. не отразила в сведениях о доходах за 2018 г.

При заполнении справки о доходах за 2017 г. Черникова Т.В. не указала сведения о десяти банковских счетах, открытых в банках «Банк ВТБ», «Восточный экспресс банк», «ОТП Банк», «Ренессанс кредит».

        По поступившей информации, явившейся основанием для осуществления проверки, в соответствии с частью 4.4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», частью 7.2 статьи 40 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 5.1 статьи 12 Закона Республики Бурятия от 16.03.2009 № 701-IV «О противодействии коррупции в Республике Бурятия», частью 5 статьи 23 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896-Ш «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» Главой Республики Бурятия было принято решение об осуществлении проверки по фактам, изложенным в информации прокуратуры Республики Бурятия.

В соответствии с п. 7 Приложения 2 Закона Республики Бурятия от 16.03.2009 № 701-IV по поручению Главы Республики Бурятия отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Комитета специальных программ Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в период с 20.01.2020 г. по 19.03.2020 г. была проведена проверка в отношении депутата Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Муйского района Республики Бурятия Черниковой Т.В. по факту представления недостоверных (неполных) сведений о доходах ею и ее супругом за 2017 г., 2018 г.

Черникова Т.В. уведомлением о проведении проверки от 21.01.2020 г. № 01.19-31-и58 извещена о начатой в отношении неё проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г., 2018 г.

В результате проведенной проверки выявлены факты представления недостоверных (неполных) сведений о доходах.

В нарушение требований части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 в представленной депутатом Черниковой Т.В. справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г., 2018 г. (далее - справка о доходах) как своих, так и супруга Черникова А.В., не задекларированы следующие сведения:

О доходах Черниковой Т.В. в Разделе 1 «Сведения о доходах»:

За 2017 г.: <данные изъяты>

Также завышен доход в разделе «Иные доходы» <данные изъяты>

За 2018 г.: <данные изъяты>

Также завышен доход в разделе «Иные доходы» <данные изъяты>

Также занижен доход на <данные изъяты> рублей от продажи недвижимого имущества, <данные изъяты>

Факт получения денежных средств Черниковой Т.В. за услуги представительства ею в суде третьих лиц за плату за 2018 г. по нотариальной доверенности на участие в гражданских делах у ЗТИ (копии материалов гражданского дела по исковому заявлению ЗТИ к Администрации муниципального образования «Муйский район» о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии, копии материалов гражданского дела по иску ЗОН к ЗТИ о разделе совместно нажитого имущества, предоставленные Муйским районным судом и Прокуратурой Муйского района) и СВМ (копии материала гражданского дела по иску СВМ к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании факта получения временного жилого помещения и факта проживания СВМ во временном жилье в период строительства БАМ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, предоставленные Муйским районным судом и прокуратурой Муйского района Республики Бурятия) установить не представилось возможным. В ходе телефонного разговора Черникова Т.В. пояснила, что полученные от ЗТИ и СВМ денежные средства были потрачены Черниковой Т.В. на командировочные расходы. В свою очередь, ЗТИ в ходе телефонного разговора сообщила, что инициатива передачи денежных средств на командировочные расходы Черниковой Т.В. в размере <данные изъяты> исходила лично от нее для оплаты проезда между <адрес> и <адрес>. Письменные пояснения ЗТИ давать отказалась (ранее ею объяснения давались помощнику прокурора Муйского района Республики Бурятия Лыгденову Ж.А.). Также в телефонном разговоре СВМ отказался давать пояснения по факту передачи денежного вознаграждения Черниковой Т.В. в размере <данные изъяты> (ранее им объяснения давались помощнику прокурора Муйского района Республики Бурятия Бутуханову А.Ю.).

В доходах у супруга ЧАВ не задекларированы следующие сведения в разделе 1 «Сведения о доходах»:

    За 2017 г.: 0<данные изъяты>

    За 2018 г.: <данные изъяты>

Также завышен доход в разделе иные доходы <данные изъяты>

Также за 2017 г. недостоверно задекларировано в подразделе 3.1. «Недвижимое имущество» раздела 3 «Сведения об имуществе» справки о доходах у Черниковой Т.В. площадь квартиры в размере <данные изъяты> кв. м. вместо <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>.

    О счетах Черниковой Т.В. в Разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»:

За 2017 г. не указаны счета, <данные изъяты>

За 2017 г. не указан счет, <данные изъяты>

    За 2017 г. не указаны счета, <данные изъяты>

        За 2017 г. не указаны счета, <данные изъяты>

За 2018 г. указан неверный остаток по состоянию на 31.12.2018 г. по счету, открытому в <данные изъяты>

Также не указан счет, открытый в <данные изъяты>

За 2018 г. не указан счет, открытый в <данные изъяты>

За 2018 г. не указаны счета, открытые в <данные изъяты>

    За 2018 г. не указаны счета, открытые <данные изъяты>

О счетах супруга ЧАВ в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»: не указаны счета, открытые в <данные изъяты>»:

За 2017 г., остатки денежных средств которых по состоянию на 31.12.2017 г. составляли по счету: <данные изъяты>

В своем пояснении депутат Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Черникова Т.В. пояснила, что в разделе 1 «Сведения о доходах» отразила в справке о доходах за 2017 г., 2018 г. верные денежные выплаты <данные изъяты>, представив даты поступлений с указанной суммой. Аналогичная ситуация по супругу ЧАВ за 2018 г. верные денежные выплаты <данные изъяты>. За 2018 г. в разделе 1 «Сведения о доходах» Черникова Т.В. действительно неверно отразила доход, полученный от продажи недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>. по технической ошибке. Площадь указанного имущества Черниковой Т.В. по документам отражена верно, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, приложенное к пояснению.

В разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» не были отражены счета за 2017 г., 2018 г., так как ДД.ММ.ГГГГ сгорели полностью ее жилой дом, в котором она с супругом проживала, и все документы и имущество. Сведения были заполнены по тем данным, которые представили банки, более того, Черникова Т.В. не знала, что ряд счетов не был закрыт. Справку о пожаре она приложила.

В ходе разговора Черникова Т.В. пояснила, что денежные средства, полученные от участия в гражданских делах ЗТИ в размере <данные изъяты> рублей и СВМ в размере <данные изъяты> рублей, были получены ею только на командировочные расходы из пгт. Северомуйск в пгт. Таксимо и обратно, что она и не указывала, исходя из Методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Остальные сведения по выплатам пособий по временной нетрудоспособности как у Черниковой Т.В., так и у супруга, занижение дохода по основному месту работы супруга Черникова Т.В. не может пояснить, потому что справки по ее личным запросам в ФСС, РГУ «Центр социальной поддержки населению», в УФНС, выписки из банков в ее адрес не представлены.

Уведомление об окончании проверки за 2017 г., 2018 г. было направлено в адрес Черниковой Т.В. 20.03.2020 г. (№ 01.08-088-и2250).

Представленные недостоверные сведения (неполные) сведениях о доходах не могут быть признаны несущественными.

В судебном заседании представитель административного истца Сыренов Ж.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные иску, дополнил, что сумма незадекларированных доходов за 2017-2018 г.г. составляет <данные изъяты> рублей. В методических рекомендациях, разработанных Министерством труда РФ, разъяснено, что несущественным проступком является разница при суммировании всех доходов, если она не превышает <данные изъяты> рублей от фактически полученного дохода. Также несущественным проступком является не декларирование сведений о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает <данные изъяты> рублей. Между тем, установлено, что в 2017 г. у супруга Черниковой Т.В. – ЧАВ не указан счет, открытый в <данные изъяты>» с остатком денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. Черниковой Т.В. в сведениях за 2017 г. не задекларированы 14 счетов, 11 из которых с нулевыми остатками, 3 счета имели денежные средства на общую сумму менее 1000 рублей. За 2018 г. Черникова Т.В. скрыла 6 счетов, 5 из которых с нулевым остатком, на одном счету имелись денежные средства на сумму <данные изъяты> рублей. Также указан неверный остаток денежных средств на счету открытом в <данные изъяты>, указан нулевой остаток, между тем, на счету находилось <данные изъяты> рублей. Мера ответственности не может быть применена к лицу со дня предоставления сведений о доходах», то есть за 2017 г. Черникова Т.В. представила сведения в 2018 г., таким образом, срок давности истекает в 2021 г. В соответствии с федеральным законодательством порядок привлечения к мерам ответственности определяется муниципальными правовыми актами. Согласно справке пожар произошел 3 июня 2016 года. За 2017 г. Черникова Т.В. представляла сведения по истечении 1,5 - 2,5 лет, в связи с чем было достаточно времени, чтобы запросить в банках сведения по всем счетам. Таким образом, совокупность выявленных нарушений, допущенных Черниковой Т.В., не позволяет применить иные меры ответственности, кроме как досрочного прекращения полномочий депутата.

Административный ответчик Черникова Т.В. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ от 25.05.2020 Советом депутатов МО ГП «Северомуйское» было принято решение № 135 «Об утверждении Порядка принятия решения о применении к лицу, замещающему муниципальную должность депутата выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальном образовании городское поселение «Северомуйское», меры ответственности за представление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». В соответствии с п. 13. Порядка: «мера ответственности не может быть применена к лицу указанному в пункте 1 настоящего Порядка, позднее трех лет со дня представления таким лицом недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера». В соответствии с данным решением вопрос о привлечении ее к мере ответственности, в виде досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», за 2017 год по ее сведениям и сведениям супруга не может рассматриваться, поскольку истек срок для применения ответственности. Сведения направляются до 1 апреля, срок привлечения истек в апреле 2020 г., административный иск подан в июне 2020 г. В справке о доходах за 2018 г. в разделе 3 «Сведения об имуществе» ею, верно, задекларирована площадь проданного недвижимого имущества <данные изъяты> кв.м., на основании документов – кадастрового паспорта и свидетельства о государственной регистрации права. Данные указанные в разделе 1 «Сведения о доходах» - <данные изъяты>, указаны на основании выписки из движения денежных средств <данные изъяты>. Она не знала о том, что выплаченные суммы как получателя указанной меры в декабре 2017 г. и 2018 г. не должны отражаться в Справке, так как указанные суммы выплачиваются на месяц вперед, т.е. за январь следующего года, и должны учитываться в следующем году. В Справке в разделе 1 «Сведения о доходах» ошибочно указана сумма, за которую была продана квартира, ею пропущено слово «тысяч». Сведения в раздел 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» был заполнен на основании данных, предоставленных <данные изъяты>. 3 июня 2016 г. в результате пожара на территории <адрес> полностью сгорел жилой дом и имущество, а также все документы, находящиеся в доме. Отделение <данные изъяты> дает сведения о счетах, которые открыты в поселке Таксимо, сведения о счетах которые открыты в других городах либо субъектах РФ не предоставляют. Она не знала, что ряд счетов с нулевыми остатками и являются не закрытыми. Остаток денежных средств по ее счетам и супруга по состоянию на 31 декабря 2018 г. указаны неверно в результате технической ошибки, поскольку она перед Новым годом совершала покупки, остаток денежных средств высчитала самостоятельно. В связи с невозможностью получения справки о доходах супруга из-за нахождения бухгалтерии предприятия <данные изъяты> в <адрес>, заполнение сведений о доходах супруга производилось на основании расчётных листков, в связи с чем была допущена техническая ошибка при подсчете. Она забыла, что находилась на больничном и не знала, что выплаты ей перечислены на счет, открытом в <данные изъяты>. Глава Республики Бурятия не имеет полномочий подавать иск о досрочном прекращении полномочий депутата, он может просить суд возложить на Совет депутатов обязанность рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутата представительного органа. Решением Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» была сформирована комиссия по противодействию коррупции, которая должна рассмотреть этот вопрос и уже на Сессии депутаты должны принять конкретную меру ответственности в зависимости от обстоятельств дела и нарушений, которые были допущены.

В судебное заседание не явились административный истец, представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения, лиц, участвующих в деле, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, часть 7.2 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона №273-ФЗ при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Судом установлено и следует из материалов дела, постановлением окружной избирательной комиссии избирательного округа № 4 муниципального образования городского поселения «Северомуйское» (далее - МО ГП «Северомуйское») Муйского района Республики Бурятия от 07.11.2016 № 08 «Об установлении результатов выборов депутатов по многомандатному избирательному округу № 4» и постановлением избирательной комиссии МО ГП «Северомуйское» Муйского района Республики Бурятия от 07.11.2016 № 16 «Об определении общих результатов выборов депутатов Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Муйского района Республики Бурятия» выборы депутата признаны состоявшимися и действительными. Черникова Татьяна Васильевна избрана депутатом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» по многомандатному избирательному округу № 4 «Центральный».

На имя Главы Республики Бурятия 28.12.2019 г. поступила информация прокуратуры Республики Бурятия, что в ходе проводимой прокуратурой Муйского района Республики Бурятия проверки было установлено, что депутатом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Черниковой Т.В. в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах) за 2017 г., 2018 г. представлены недостоверные и неполные сведения.

В соответствии с п. 7 Приложения 2 Закона Республики Бурятия от 16.03.2009 № 701-IV по поручению Главы Республики Бурятия отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Комитета специальных программ Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия была проведена проверка в отношении депутата Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Муйского района Республики Бурятия Черниковой Татьяны Васильевны по факту представления недостоверных (неполных) сведений о доходах ею и ее супругом за 2017 г., 2018 г.

В результате проведенной проверки выявлены факты представления недостоверных (неполных) сведений о доходах.

В Справке за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г., предоставленной Черниковой Т.В. в разделе 1 «Сведения о доходах» не указаны: <данные изъяты>

В разделе «Иные доходы» доплата как ветерану труда завышена на <данные изъяты>

       В Разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»: не указаны счета, открытые в отделениях <данные изъяты>, остатки денежных средств которых по состоянию на 31.12.2017 г. составляли по счету: открытому <данные изъяты>

Не указан счет, открытый в <данные изъяты>

    Не указаны счета, открытые в <данные изъяты>

        Не указаны счета, открытые в <данные изъяты>

В Справке за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г., предоставленной Черниковой Т.В. на супруга ЧАВ не задекларированы сведения      в разделе 1 «Сведения о доходах»: <данные изъяты>

В разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»: не указаны счета, открытые в <данные изъяты>

В Справке за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г., предоставленной Черниковой Т.В. не указаны <данные изъяты>

Завышен доход в разделе «Иные доходы» <данные изъяты>

Занижен доход на <данные изъяты>

Указан неверный остаток по состоянию на 31.12.2018 г. по счету, открытому в <данные изъяты>

Не указан счет, открытый в <данные изъяты>

Не указан счет, открытый в <данные изъяты>

Не указаны счета, открытые в <данные изъяты>

    Не указаны счета, открытые в <данные изъяты>

В Справке за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г., предоставленной Черниковой Т.В. на супруга ЧАВ в доходах не задекларированы следующие сведения в разделе 1 «Сведения о доходах»: <данные изъяты>

Завышен доход в разделе иные доходы <данные изъяты>

Таким образом, в ходе проверки, проведенной по поручению Главы Республики Бурятия отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Комитета специальных программ Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия выявлены факты представления депутатом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Муйского района Республики Бурятия недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г., 2018 г.

Порядок проверки достоверности и полноты сведений в отношении депутата Черниковой Т.В. не нарушен и административным ответчиком не оспаривался.

Применяя к допущенным депутатом Черниковой Т.В. нарушениям критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения ввиду малозначительности и несущественности, изложенные в Письме Минтруда России от 21 марта 2016 года № 18-2/10/П-1526, суд полагает, что проступок по указанию в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2017 по 31.12.2017, 01.01.2018 по 31.12.2018 недостоверных сведений в их совокупности, не может расцениваться в качестве малозначительного и несущественного, поскольку разница при суммировании всех доходов от фактически полученного и задекларированных доходов составляет <данные изъяты> рублей, что значительно превышает сумму 10000 рублей. Кроме того, сведения об остатках денежных средств на счетах, открытых в Банках занижены, не задекларирована сумма более 1000 рублей. Кроме того, Черниковой Т.В. в сведениях за 2017 г. не задекларированы 14 счетов, за 2018 г. не задекларированы 6 счетов, всего скрыто 20 счетов.

Таким образом, допущенные существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, в данном случае, влекут безальтернативное последствие в виде досрочного прекращения полномочий Депутата Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Муйского района Республики Бурятия.

Административным ответчиком Черниковой Т.В. не приведены причины, не предоставлены доказательства тому, что неточность в представленных сведениях возникла по причинам, не зависящим от нее.

Все доводы, приведенные Черниковой Т.В., сводятся к незнанию об открытых счетах, об имеющихся на этих счетах остатках денежных средств, о полученных доходах, на допущение описок, что не может быть признано уважительной причиной, свидетельствует о халатном отношении к предоставлению сведений. При этом, предоставление достоверных сведений является обязанностью Депутата и не допускает свободного заполнения.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность Депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд основывается на общих принципах юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.

Суд принял во внимание характер совершенного нарушения, его тяжесть, обстоятельства при которых оно совершено, а также то, что Глава Республики Бурятия Цыденов А.С., обращаясь в суд с настоящих иском, утратил доверие к Черниковой Т.В. как к депутату представительного органа.

Между тем, суд не принимает как ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г., предоставленных Черниковой Т.В. в подразделе 3.1. «Недвижимое имущество» раздела 3 «Сведения об имуществе» площадь квартиры в размере <данные изъяты> кв. м. вместо <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>, поскольку из договора купли-продажи недвижимого имущества, кадастрового паспорта, свидетельства следует, что площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. Сведения Черниковой Т.В. в данной части предоставлены достоверные. Неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от Черниковой Т.В.

Кроме того, суд не может принять как основание для удовлетворения исковых требований доводы о получении Черниковой Т.В. денежных средств за услуги представительства в суде третьих лиц за плату за 2018 г. по нотариальной доверенности за участие в гражданских делах в Муйском районном суде Республики Бурятия у ЗТИ по гражданскому делу , у ЗОН по гражданскому делу , у СВМ по гражданскому делу , и не указание в Справке, поскольку доказательств тому не представлено.

Доводы Черниковой Т.В. о том, что срок применения мер ответственности за предоставление недостоверных сведений, указанных в Справке за 2017 г. истек, являются необоснованными.

Так, согласно п. 13 Порядка принятия решения о применении к лицу, замещающему муниципальную должность депутата выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальном образовании городское поселение «Северомуйское» следует, что мера ответственности за представление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не может быть применена к лицу указанному в пункте 1 настоящего Порядка (Депутата), позднее трех лет со дня представления таким лицом недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подаются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Черниковой Т.В. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г. были предоставлены в апреле 2018 г., таким образом, трехлетний срок привлечения к ответственности истекает в апреле 2021 г.

Доводы Черниковой Т.В. о том, что 03.06.2016 г. в результате пожара на территории п. Северомуйск полностью сгорел жилой дом и имущество, а также все документы, находящиеся в доме. Отделение <данные изъяты> предоставляет сведения о счетах, которые открыты в поселке Таксимо, сведения о счетах которые открыты в других городах либо субъектах РФ не предоставляют. Она не знала, что ряд счетов с нулевыми остатками и являются не закрытыми, суд во внимание не принимает и не может признать их уважительными, поскольку пожар произошел в 2016 г., сведения за 2017 г. предоставлялись в 2018 г., сведения за 2018 г. предоставлялись в 2019 г. соответственно, таким образом, уничтожение документов в результате пожара жилого дома, объективно не препятствовало предоставлению сведений за указанные периоды (2017г., 2018г.), поскольку у Черниковой Т.В. было достаточно времени для получения информации (документов), необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений. Доводы в части того, что Отделение ПАО «Сбербанк», расположенное в поселке Таксимо, не располагает сведениями об открытых счетах в других регионах России, являются надуманными и, кроме того, доказательств тому не представлено.

Доводы Черниковой Т.В. о том, что Глава Республики Бурятия не имеет полномочий обращаться с административным иском о досрочном прекращении полномочий депутата основаны на неверном толковании закона.

По смыслу ч. 4.5 статьи 12.1 Федерального закона №273-ФЗ при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, установленных ограничений, запретов, неисполнения обязанностей высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обязан обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Доводы Черниковой Т.В. о том, что обращение Главы Республики Бурятия с административным иском о досрочном прекращении полномочий депутата связано с привлечением по ее жалобам членов (работников аппарата) Правительства Республики Бурятия к дисциплинарной ответственности являются надуманными, голословными и ничем не подтверждены.

Доводы Черниковой Т.В. о том, что Главой Республики Бурятия не принимались меры ответственности за допущенные нарушения к Главе МО ГП «Северомуйское», председателю Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», рассмотрению не подлежат, поскольку не являются предметом иска и судебного разбирательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Главы Республики Бурятия Цыденова Алексея Самбуевича к Черниковой Татьяне Васильевне о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» Муйского района Республики Бурятия Черниковой Татьяны Васильевны удовлетворить полностью.

Досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» Муйского района Республики Бурятия Черниковой Татьяны Васильевны.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                         Будаева В.М.

Решение суда принято в окончательной форме 26 июня 2020 г.

Судья                                                                                         Будаева В.М.

2а-219/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Глава Республики Бурятия
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Черникова Татьяна Васильевна
Другие
Сыренов Жаргал Владимирович
Цыренов Солбон Базарович
Информация скрыта
Совет депутатов МО ГП "Северомуйское"
Суд
Муйский районный суд Республики Бурятия
Судья
Будаева В.М.
Дело на странице суда
muisky.bur.sudrf.ru
02.06.2020Регистрация административного искового заявления
02.06.2020Передача материалов судье
04.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2020Подготовка дела (собеседование)
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее