Решение по делу № 2а-271/2021 от 15.06.2021

Дело № 2а-271/2021

УИД 52RS0054-01-2021-000355-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Чкаловск 19 июля 2021 года

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Коротковой Н.В.,

при секретаре Новоселовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Дымовой Екатерины Михайловны к Главному управлению МЧС России по Нижегородской области, отделению надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г.Чкаловск Главного управлении МЧС России по Нижегородской области, главному государственному инспектору г.о.г.Чкаловск Нижегородской области по пожарному надзору – начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области Дашкову Д.И., государственному инспектору г.о.г.Чкаловск по пожарному надзору Сарапкину А.В. о признании незаконным и отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Дымова Е.М. обратилась в суд с иском к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г.Чкаловск Главного управлении МЧС России по Нижегородской области, Главному управлению МЧС России по Нижегородской области о признании незаконным предписания административного ответчика № 18/1/10 от 22.03.2021, обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены предписания № 18/1/10 от 22.03.2021г.

В обоснование иска указывает, что предписанием № 18/1/10 от 22.03.2021г. ОНД и ПР по г.о.г. Чкаловск УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Нижегородской области на нее возложена обязанность по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в садовом доме, в котором она проживает, по адресу: <адрес> Считает вынесенное предписание незаконным и необоснованным в виду следующего.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Она не является собственником указанного садового дома, руководителем какого-либо федерального органа исполнительной власти, руководителем какого-либо органа местного самоуправления, лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться указанным домом (отсутствует договор аренды, безвозмездного пользования и т.п. между ней и собственником указанного садового дома), она не является руководителем какой-либо организации и не является ответственным за обеспечение пожарной безопасности лицом, также не является должностным лицом, а, следовательно, не является субъектом вменяемого правонарушения.

Считает, что земельный участок, на котором расположен дом, имеет вид разрешенного использования - для садоводства, дом принадлежит физическому лицу, какой-либо организации по указанному адресу не зарегистрировано и не располагается, следовательно, п. 2 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16.09.2020г. (далее - Правила) на дом и участок не распространяется.

П. 2 предписания - руководитель организации или лицо, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты не обучено мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. (П.3,4 Правил, п. 31 Приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее -Приказ МЧС № 645)). В соответствии с примечанием к п.1 Приказа МЧС № 645 под организацией в настоящих нормах пожарной безопасности понимаются - органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Считает, что согласно данной нормы, требования этого приказа на физических лиц не распространяются. П.3 предписания - на объекте защиты с ночным пребыванием людей не обеспечено наличие телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного. (П.6 Правил). В силу п.6 Правил в отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного. Данное требование не распространяется на торговые, производственные и складские объекты защиты, жилые здания, объекты с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану. Дом пригоден для круглогодичного проживания и используется в качестве жилого дома исключительно для проживания людей, таким образом, данное требование на физических лиц и жилые дома не распространяется, а данный пункт предписания является необоснованным. П.4 предписания - руководитель организации не обеспечил размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности "Курение и пользование открытым огнем запрещено". Считает, что данное требование на физических лиц и жилые дома не распространяется.

П.5 предписания - здание, эксплуатируется после изменения класса функциональной пожарной опасности, не отвечающие нормативным документам. (П. 16 «н» Правил). Согласно ч.1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ № 123) здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: 1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: а)     Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; б)     Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; в) Ф 1.3 - многоквартирные жилые дома; г)    Ф 1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные. Принадлежащий ей дом, расположенный по адресу: <адрес>, используется как жилой дом, исключительно для ее проживания и ее семьи, а также других граждан на законных основаниях. Класс функциональной пожарной опасности дома - Ф 1.4, что подтверждается договором купли-продажи дома, выпиской из ЕГРН. Каких-либо доказательств изменения класса функциональной пожарной опасности с Ф 1.4 на Ф 1.1 административным ответчиком не представлено. П.6 предписания - отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Согласно п. 54 Правил, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Данное требование на физических лиц и жилые дома не распространяется. П.7 предписания - руководитель организации не обеспечил объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Считает, что данное требование на физических лиц и жилые дома не распространяется. П. 8 предписания - проверяемым лицом не разработана декларация пожарной безопасности. В соответствии с ч.1 ст. 64 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. Считает, что требование о разработке декларации пожарной безопасности на здания класса Ф 1.4 не распространяются. П. 9 предписания - здание не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения, (ст. 62,68 ФЗ № 123, п.5.2 СП 8.13130, СНиП 2.04.02-84). Согласно ст. 68 ФЗ № 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. В силу п. 1.1 СП 8.13130 настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов. Согласно п. 1.2. указанного СП установленные настоящим сводом правил требования пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов и производственных объектов, а также пожарных резервуаров и водоемов. Таким образом, данный свод правил устанавливает обязанность руководителей соответствующих населенных пунктов, а также производственных объектов по обеспечению резервуаров и водоемов для пожаротушения. На владельцев объектов защиты класса Ф 1.4 данные нормы не распространяются. П. 10 предписания - на здании отсутствуют указатели направления движения к пожарным гидрантам и водоемам. Согласно п. 36 Правил, руководитель организации обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения. Данное требование не распространяется на физических лиц и принадлежащие им объекты класса Ф 1.4. П.11 предписания - в здании не смонтирована пожарная сигнализация. В соответствии с п. 54 Правил, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Согласно п. 4.8 СП 486.1311500.2020 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и (или) СПС, представлен в таблицах 1-4. П. 11 таблицы 1 - здания общественного и административно-бытового назначения. Таким образом, считает, что данное требование не распространяется на объекты класса Ф 1.4. П. 12 предписания - в здании не смонтирована СОУЭ. В соответствии с п. 54 Правил, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Нормативными документами не предусмотрен обязательный монтаж СОУЭ в зданиях класса Ф 1.4, владельцами которых являются физические лица. П. 13 предписания - над эвакуационным выходом не установлен световой оповещатель «Выход». Нормативными документами не предусмотрена обязательная установка в зданиях класса Ф 1.4, владельцами которых являются физические лица, светового оповещателя «Выход». П.14 предписания - в здании не выполнено аварийное освещение. Считает, что нормативными документами не предусмотрена обязательная установка в зданиях класса Ф 1.4 аварийного освещения.

П.15 предписания - в помещении, предназначенном для одновременного пребывания более 10 человек, предусмотрен 1 эвакуационный выход. В силу п. 23 Правил, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Согласно п. 5.1.3. СП 1.13130.2020 не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек. Раздел 5 указанного СП называется «Объекты, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей класса функциональной пожарной опасности Ф1.1». Дом принадлежит физическому лицу, каких-либо организаций в доме не располагается, дом имеет класс функциональной опасности Ф 1.4, а кроме того в доме одновременно пребывает менее 10 человек, следовательно, данное требование на дом не распространяется.

П.16 предписания - к зданию класса Ф1.1 отсутствует подъезд пожарных автомобилей со всех сторон. Согласно п. 8.1 СП 4.13130 подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине: а) с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров; б) с одной продольной стороны - к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий: - оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию; - при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой; -    при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий; в) со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1. Так как класс функциональной пожарной опасности дома - Ф 1.4, данное требование на него не распространяется.

П. 17 предписания - для обеспечения бесперебойного электроснабжения систем противопожарной защиты, установленных в здании класса Ф1.1, не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения. Данное требование не распространяется на дом класса Ф 1.4.

П. 18 предписания - для отделки стен, потолков и покрытий полов на путях эвакуации используются материалы, не соответствующие требованиям пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 134 ФЗ № 123 строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Здания класса Ф1.4 не указаны в таблице 29, следовательно, к дому данные требования не применимы.

Таким образом, в отсутствие какой-либо организации, расположенной в садовом доме по адресу: <адрес>, учитывая класс функциональной опасности указанного садового дома - Ф 1.4 и отсутствие каких-либо доказательств изменения класса функциональной опасности указанного садового дома на Ф.1.1., использование указанного садового дома исключительно для проживания людей с устного согласия собственника, в отсутствие какого-либо договора о пользовании (аренде) указанным садовым домом, а также принимая во внимание то, что указанный садовый дом принадлежит физическому лицу, не организации или органу, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для возложения на нее обязанности по устранению якобы имевших место нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Незаконное возложение на нее обязанностей по устранению нарушений норм пожарной безопасности под угрозой государственного принуждения лишает ее права на свободное использование своего имущества (денежных средств).

Определением суда в качестве соответчиков по делу привлечены главный государственный инспектор г.о.г.Чкаловск Нижегородской области по пожарному надзору – начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области Дашков Д.И., государственный инспектор г.о.г.Чкаловск по пожарному надзору Сарапкин А.В., в качестве заинтересованного лица Блинов А.А.

В судебное заседание административный истец Дымова Е.М., ее представитель Малинин В.Н. не явились, согласно поступивших телефонограмм просят о рассмотрении дела в их отсутствие, доводы административного иска поддерживают в полном объеме и просят его удовлетворить.

Административные ответчики представители Главного управления МЧС России по Нижегородской области, отделения надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г.Чкаловск Главного управлении МЧС России по Нижегородской области, главный государственный инспектор г.о.г.Чкаловск Нижегородской области по пожарному надзору – начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области Дашков Д.И., государственный инспектор г.о.г.Чкаловск по пожарному надзору Сарапкин А.В., заинтересованное лицо Блинов А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются данные.

От главного государственного инспектора г.о.г.Чкаловск по пожарному надзору Дашкова Д.И. поступили возражения на административное исковое заявление, согласно которых считает предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 22 марта 2021 года № 18/1/10 законным и обоснованным.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с Правилами противопожарного режима Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 Правил от 25.04.2012 N 390).

Согласно положениям ст. 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

Статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

По смыслу приведенных выше норм права предписание об устранении требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

В соответствии с Правилами противопожарного режима Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 Правил от 25.04.2012 N 390).

Пунктом 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, предусмотрено, что лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.

Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п.4 Правил, руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.

Согласно п.п. «н» п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;

Пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, предусмотрено, что информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

По делу установлено, что согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Нижегородской области, Блинов А.А. является собственником нежилого здания, площадью 71,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

По информации ОП (дислокация г. Чкаловск) МО МВД России «Городецкий» от 25.02.2021 № 26/883 по адресу: <адрес>, находится реабилитационный центр для лиц незаконно потребляющих наркотические или психотропные вещества. Руководителем центра является Дымова Е.М. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями Дымовой Е.М., данными 01.03.2021 года, из которых следует, что в данном доме проживают граждане, а именно 6 человек, проходящие программу социальной реабилитации для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Официальная деятельность не осуществляется, юридическое лицо не создано. Граждане, проживают в доме, по вышеуказанному адресу находятся круглосуточно, в выходные и праздничные дни также находятся в данном доме. Автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения людей при пожаре отсутствует, дублирование сигнала на пульт пожарной охраны не осуществляется. По документам дом является нежилым.

На основании распоряжения главного государственного инспектора г.о.г.Чкаловск Нижегородской области по пожарному надзору Дашкова Д.И. от 10.03.2021 № 18, в период с 15.03.2021 по 22.03.2021 отделением надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г. Чкаловск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Нижегородской области проводилось внеплановое мероприятие по надзору в отношении Дымовой Е.М., которая фактически осуществляет деятельность в области реабилитации и ресоциализации лиц, незаконного потребляющих наркотические средства или психотропные вещества на объекте защиты по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности и выдано предписание № 18/1/10 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 22.03.2021. Из предписания следует, что на объекте защиты по адресу: Нижегородская область, г.о.г.Чкаловск, Урково-1, д.43 Дымовой Е.М. допускаются нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявлено 18 нарушений требований, в том числе:

1. В отношении здания не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 п.2, в нарушение Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 п. 3,4 (далее – Правила противопожарного режима в РФ), Приказа МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 п.31.

2. Руководитель организации или лицо, которое по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ является ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты, не обучено мерам пожарной безопасности по программам дополнительного профессионального образования.

3. На объекте защиты с ночным пребыванием людей не обеспечено наличие телефонной связи, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, в нарушение п.6 Правил противопожарного режима в РФ.

4. Руководитель организации не обеспечил размещение на объекте защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено», в нарушение п.11 Правил противопожарного режима в РФ.

5. Здание эксплуатируется после изменения класса функциональной пожарной опасности, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (по факту не в качестве жилого дома – Ф1.4, а как здание с круглосуточным пребыванием людей – Ф1.1), Правила противопожарного режима в РФ п.16 «н».

6. Отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Правила противопожарного режима в РФ п.54.

7. Руководитель организации не обеспечил объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX и приложения Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479. Правила противопожарного режима в РФ п.60.

8. Проверяемым лицом не разработана декларация пожарной безопасности. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 123-ФЗ) часть 4 статьи 4, части 1, 3, 5 статьи 6, ст. 64; Приказ МЧС России от 16.03.2020 № 171.

9. Здание не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения. ФЗ № 123-ФЗ часть 4 статьи 4, часть 1 и 3 статьи 6, статья 62, 68; СП 8.13130 п. 5.2 табл. 2; СНиП 2.04.02-84* п.2.13, табл. 6 - ранее действовал.

10. На здании отсутствуют указатели направления движения к пожарным гидрантам и водоемам (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). ФЗ №123-ФЗ часть 4 статьи 4, часть 1 и 3 статьи 6, статьи 62, 68; Правила противопожарного режима в РФ п. 48.

11. В здании (на первом этаже и в чердачном помещении) не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация с дублированием сигналов о пожаре в подразделение пожарной охраны, с проектным обоснованием по количеству, размещению элементов указанной системы на объекте. ФЗ №123-ФЗ часть 4 статьи 4, часть 1 и 3 статьи 6, статьи 46, 54, 83, 91, 103; Правила противопожарного режима в РФ п. 54; СП 486.1311500.2020 п. 4.8, табл. 1 п. 11. Ранее действовали требования – НПБ 110-03 табл. 1; СП 5.13130.2009 п.9 приложение А, табл. А1; Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 п.61.

12. В здании не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, с проектным обоснованием соответствующего оповещения персонала, а также обеспечения нормативного уровня звука. ФЗ №123-ФЗ часть 4 статьи 4, часть 1 и 3 статьи 6, статья 84; Правила противопожарного режима в РФ п.54; СП 3.13130.2009 табл. 2; НПБ 104-03 табл. 2 – ранее действовал.

13. Над эвакуационным выходом из здания, непосредственно наружу, не установлен световой оповещатель «Выход». ФЗ №123-ФЗ ч. 1 и 3 ст. 6, ст. 83; СП 3.13130.2009 п. 5.3.

14. В здании не выполнено аварийное (эвакуационное) освещение, функционирующее при отключении основного рабочего освещения и (или) при пожаре. ФЗ №123-ФЗ ст. 1, ст. 4, ст. 6, ст. 53, ст. 82, ст. 89; Правила противопожарного режима в РФ п.37; СП 1.13130.2020 п. 4.3.12; СП 52.13330.2016 п. 7.6.1, 7.6.2).

15. В помещении, предназначенном для одновременного пребывания более 10 человек, предусмотрен один эвакуационный выход (требуется не менее двух). ФЗ №123-ФЗ часть 4 статьи 4, часть 1 и 3 статьи 6, ст. 89; Правила противопожарного режима в РФ п. 23; СП 1.13130.2020 п. 5.1.3; СНиП 21-01-97* п. 6.12* – ранее действовал.

16. К зданию класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 отсутствует подъезд пожарных автомобилей со всех сторон. ФЗ №123-ФЗ часть 4 статьи 4, часть 1 и 3 статьи 6; ст. 90; СП 4.13130 п. 8.1 «в».

17. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения. ФЗ №123-ФЗ часть 4 статьи 4, часть 1 и 3 статьи 6; часть 1 статьи 82.

18. Для отделки стен, потолков и покрытий полов на путях эвакуации применяются материалы, не соответствующие установленным требованиям пожарной безопасности (не представлены документы, содержащие информацию о показателях пожарной безопасности). ФЗ №123-ФЗ часть 4 статьи 4, часть 1 и 3 статьи 6, ч. 6 ст. 134, табл. 29.

Выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности также послужили основанием для привлечения Дымовой Е.М. к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона "О пожарной безопасности").

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1); устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1 части 2 статьи 1).

В пункте 17 части 4 статьи 1 названный закон предусматривает, что при осуществлении определенных видов государственного контроля (надзора), в частности федерального государственного пожарного надзора, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Раскрывая основные понятия, применяемые в указанных выше целях, Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет, что федеральный государственный пожарный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (абзац двенадцатый статьи 1).

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с ч.1 ст.6.1 названного федерального закона применяются положения Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в части 11 статьи 9, части 4 статьи 10, части 3 статьи 12 предусмотрено, что плановая или внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 этого закона.

Таким образом, государственный надзор за выполнением организациями и гражданами требований пожарной безопасности, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков осуществляется в том числе в рамках выездных проверок с учетом особенностей организации и проведения таких проверок, в случае невозможности осуществления проверки соблюдения требований пожарной безопасности в рамках документарных проверок и в целях необходимости обязательного подтверждения достоверности соблюдения указанными лицами установленных законодательством требований и представленных сведений.

Согласно статье 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона "О пожарной безопасности"). Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 (действовавшими в период возникновения спорных правоотношений), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644 утвержден административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, согласно которому предметом федерального государственного пожарного надзора является:

- проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара (пункт 5).

Результатом исполнения государственной функции является составление акта проверки и выдача предписания об устранении нарушений, предписания по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (пункт 13).

В силу пункта 90 Регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа государственного пожарного надзора, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны): с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому, уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину; в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (подпункт 1). Пунктами 96, 97 Регламента определены форма и содержание предписания об устранении нарушений.

Учитывая приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что государственный инспектор по пожарному надзору Сарапкин А.В., вынося оспариваемое предписание, действовал в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами закона, содержание оспариваемого предписания соответствует предъявляемым требованиям закона.

Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемое предписание принято в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке.

В соответствии с п.12 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов производства.

В соответствии с п. 4.2 СП 4.13130.2013 при определении класса функциональной пожарной опасности объекта защиты (здания, сооружения) следует исходить из его целевого назначения, а также характеристик основного функционального контингента (возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна и т.п.) и его количества. Размещаемые в пределах объекта защиты – части зданий, группы помещений, а также вспомогательные помещения других классов функциональной пожарной опасности следует выделять противопожарными преградами в соответствии с установленными требованиями. При этом, требования, предъявляемые к указанным частям, выделенным противопожарными преградами, следует определять исходя из их классов функциональной пожарной опасности.

Доводы административного истца о неверном определении класса функциональной пожарной    опасности здания подлежат отклонению, поскольку определение класса функциональной пожарной опасности объекта защиты зависит не только от его назначения, но и от того, какие на объекте защиты происходят процессы, режим, возраст и состояние людей.

Из объяснения Дымовой Е.М. от 01.03.2021 года следует, что в доме проживают 6 человек проходящие программу социальной реабилитации для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Проживают круглосуточно.

Ссылка административного истца о том, что какой-либо организации по указанному адресу не зарегистрировано и не располагается, правового значения для настоящего дела не имеет, поскольку из материалов дела следует, что в помещениях объекта защиты, по адресу: <адрес>, Дымовой Е.М. осуществляется оказание социально-реабилитационных услуг лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Доводы о том, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности лежит на собственнике дома, суд считает несостоятельными, поскольку на момент проведения проверки эксплуатацию объекта, несоответствующего пожарным требованиям, фактически осуществляла Дымова Е.М., а не собственник объекта недвижимости, что также подтверждается ее письменными объяснениями.

Доводы административного истца о том, что Дымова Е.М. не является собственником спорного дома, поэтому к ней не применимы требования пожарной безопасности, также не является основанием для признания незаконным и отмене предписания должностного лица, так как в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Дымова Е.М. фактически организовала и осуществляет деятельность по оказанию социально-реабилитационных услуг лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, которые проживают в доме круглосуточно, поэтому обязана соблюдать правила пожарной безопасности.

Выявленные должностным лицом административного органа нарушения в рассмотренном случае касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.

Приведение указанного помещения в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

Представленный административным истцом предварительный договор купли-продажи земельного участка и нежилого здания не может быть принят во внимание, поскольку в установленный предварительным договором срок – не позднее 02 апреля 2018 года, основной договор купли-продажи заключен не был. Согласно п.6 ст. 429 ГК РФ, обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор. Доказательств, подтверждающих пролонгирование данного договора, не представлено.

Иные доводы административного истца не имеют правового значения для рассмотрения дела.

При указанных обстоятельствах, требования административного истца о признании незаконным предписания № 18/1/10 от 22.03.2021г., возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов путем отмены предписания, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Дымовой Екатерины Михайловны к Главному управлению МЧС России по Нижегородской области, отделению надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г.Чкаловск Главного управления МЧС России по Нижегородской области, главному государственному инспектору г.о.г.Чкаловск Нижегородской области по пожарному надзору - начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области Дашкову Д.И., государственному инспектору г.о.г. Чкаловск по пожарному надзору Сарапкину А.В. о признании незаконным предписания № 18/1/10 от 22.03.2021г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов путем отмены предписания, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чкаловский районный суд Нижегородской области.

Судья Н.В.Корткова. Решение не вступило в законную силу.

2а-271/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Дымова Екатерина Михайловна
Ответчики
ОНД и ПР по г.о.г Чкаловск УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Нижегородской области
Главный государственный инспектор г.о.г. Чкаловск Нижегородской области по пожарному надзору - начальник ОНД и ПР по г.о.г. Чкаловск управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области Дашков Д.И.
Государственный инспектор г.о.г.Чкаловск по пожарному надзору Сарапкин А.В.
Главное управление МЧС России по Нижегородской области
Другие
Блинов Анатолий Александрович
Малинов В.Н.
Суд
Чкаловский районный суд Нижегородской области
Судья
Короткова Наталья Вячеславовна
Дело на сайте суда
chkalovsky.nnov.sudrf.ru
15.06.2021Регистрация административного искового заявления
16.06.2021Передача материалов судье
17.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2021Подготовка дела (собеседование)
29.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
19.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее