Дело № 2-7488/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Чарковой Н.Н.
при секретаре Рейш В.А.
с участием истицы Рисковой А.В.,
представителя ответчика Цуман А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 20 сентября 2018 года гражданское дело по иску Рисковой Анны Владимировны к ГУ РК «Центр занятости населения г.Сыктывкара» о признании незаконным решений № 2130046/1802 от 01.08.2018 и № 2330001/1802 от 21.08.2018 об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый и пятый месяц со дня увольнения,
установил:
Рискова А.В. обратилась в Сыктывкарский городской суд с иском к ГУ РК «Центр занятости населения г.Сыктывкара» и с учетом уточнений просила признать незаконными решения от 01.08.2018 №2130046/1802 и от 21.08.2018 №2330001/1802 об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый и пятый месяц со дня увольнения.
В обоснование требований указано, что истец ** ** ** состояла в трудовых отношениях с АО ...», уволена ** ** ** в связи с ликвидацией организации. 02.04.2018 она встала на учет в Центр занятости населения, при обращении в Центр занятости населения о принятии решения о сохранении среднемесячного заработка за четвертый и пятый месяцы, ответчик отказал в удовлетворении заявления ввиду отсутствия исключительности случая. С данными решениями истец не согласна, так как ходила по всем направлениям, выдаваемым Центром, но не была трудоустроена ввиду отсутствия подходящей работы.
В судебном заседании истец требования поддержала, пояснила, что находится в предпенсионном возрасте, что значительно затрудняет трудоустройство.
Представитель ответчика с иском не согласился, просит отказать в удовлетворении требований истца, по доводам письменного отзыва.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что истец состояла в трудовых отношениях с АО «...», ** ** ** трудовой договор с истцом расторгнут в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
02.04.2018 Рискова А.В. обратилась в центр занятости населения с заявлением о содействии в поиске подходящей работы.
Решениями ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» №№ 2130046/1802 от 01.08.2018 и 2330001/1802 от 21.08.2018 Рисковой А.В. отказано в выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения в связи с отсутствием оснований, установленных ст. 318 Трудового кодекса РФ, а именно отсутствием исключительного случая.
Согласно требованиям ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2, утвержденного 26 апреля 2017 года, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
В соответствии со ст. 55 – 57 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами.
Ответчик, вынося решение об отказе истцу в сохранении среднемесячного заработка за четвертый и пятый месяцы, указывает на отсутствие исключительного случая, дающего право на получение сохраняемого заработка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 N 524н утвержден Стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
В соответствии с п. 15 Стандарта государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает следующие административные процедуры (действия): 1) анализ сведений о гражданине; 2) информирование гражданина о положениях статьи 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы; правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 3) подбор гражданину подходящей работы, исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 4) согласование с гражданином вариантов подходящей работы; 5) согласование с работодателем кандидатуры гражданина; 6) оформление и выдача гражданину не более 2 направлений на работу; 7) информирование гражданина о необходимости представления выданного направления на работу с отметкой работодателя; 8) оформление в случае несогласия гражданина отказа от варианта подходящей работы; 9) предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы гражданину: направления на работу по смежной профессии (специальности); вариантов оплачиваемой работы, включая работу временного характера, требующей либо не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей; 10) предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению органов службы занятости женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 11) оформление и выдача гражданину при его согласии: направления на работу по смежной профессии (специальности); перечня вариантов работы; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 12) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Пунктом 19 Стандарта предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину: 1) направления на работу; 2) перечня вариантов работы; 3) предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; 4) предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Судом установлено, что Рискова А.В. состоит в браке, имеет ... ребенка, имеет среднее профессиональное образование по специальности «...»; в период трудовой деятельности работала ....
В спорный период с даты постановки на регистрационный учет (02.04.2018) Рискова А.В. регулярно обращалась в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием вакансий, подходящей работы, опыта работы, а также закрытием вакансий.
Рисковой А.В. выдавались выписки перечня вариантов подходящей работы из банка вакансий работодателей, имеющихся в базе ЦЗН, для самостоятельного поиска работы, а также направления на работу.
За период со 02.04.2018 по 21.08.2018 (день принятия решения о сохранении среднего заработка за пятый месяц) Рисковой А.В. Центром занятости населения города Сыктывкара применительно к статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» было выдано девять направлений на работу: 02.04.2018 в АО «...» на должность ...; 12.04.2018 в ООО ...» на должность ...; 26.04.2018 в ООО Торговое предприятие «...» на должность ...; 16.05.2018 в ООО «...» на должность ..., 28.05.2018 в ООО «... на должность ...; 13.06.2018 в АО «...» на должность ..., 28.06.2018 в ООО «...» на должность ..., ... и к ИП ... Т.И. на должность ..., 13.08.2018 в ООО «...» на должность .... По всем направлениям кандидатура Рисковой А.В. отклонена связи с закрытием вакансии, отсутствием опыта работы, также имеются отметки: кандидатура находится на рассмотрении.
Согласно плану самостоятельного поиска работы (по перечню вариантов работы) Рискова А.В. обращалась к 5 работодателям, однако по причине отсутствия подходящей работы (с учетом профессии, опыта работы и вида деятельности) трудоустроена не была.
Таким образом, Центру занятости населения не удалось трудоустроить Рискову А.В. в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения.
При этом нарушений Рисковой А.В. сроков обращения в службу занятости населения и нарушений, связанных с поиском работы, а также необоснованных отказов в трудоустройстве по предлагаемым вакансиям, судом не установлено и сторонами не представлено.
Как пояснила Рискова А.В., она самостоятельно предпринимала попытки трудоустроиться, ходила в различные организации, но в связи с отсутствием вакансий, либо подходящей работы, трудоустроиться не смогла; доказательств отказов работодателей в трудоустройстве представить не может.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о добросовестности уволенного работника, его желании трудоустроиться.
Также Рисковой А.В. в подтверждение своего семейного и материального положения суду представлены: копия свидетельства о рождении ребенка, справка о наличии кредитных обязательств, справка о состоянии вклада, согласно которой регулярные зачисления денежных средств в спорный период отсутствовали.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания Рисковой А.В. лицом, оставшимся в результате увольнения без средств к существованию, и наличия исключительных обстоятельств для получения заработной платы за четвертый и пятый месяц трудоустройства. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решений ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» № 2130046/1802 от 01.08.2018 и
№ 2330001/1802 от 21.08.2018 незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Рисковой Анны Владимировны удовлетворить.
Признать незаконными решения Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» № 2130046/1802 от 01.08.2018 и
№ 2330001/1802 от 21.08.2018 об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый и пятый месяц со дня увольнения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.Н. Чаркова