РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 3 мая 2018 г.
Судья Карагинского районного суда Камчатского края Фоменко Е.И. при секретаре Дольчук А.Н., с участием
помощника прокурора Карагинского района Бойцова В.В.,
представителя административного ответчика – Администрации Карагинского муниципального района Щербины Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Карагинского района Самойловой А.М., действующей в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Карагинского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении освещения участка автомобильной дороги по ул. Озерной в п. Оссора Карагинского района Камчатского края,
УСТАНОВИЛ:
прокурор, действующая в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 218 КАС РФ обратилась в Карагинский районный суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие администрации Карагинского муниципального района, выразившееся в неисполнении требований п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пп. 4.6.1, 4.6.2 п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», и возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение, обеспечив в срок до 01.10.2018 г. освещение автомобильной дороги по улице Озерная поселка Оссора Карагинского района Камчатского края в соответствии с нормативными требованиями.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что в ходе прокурорской проверки были выявлены факты отсутствия освещения в вечернее и ночное время на отдельных улицах п. Оссора Карагинского района Камчатского края. В частности, по улице Озерная от д. № 2 до д. № 30 отсутствует стационарное электрическое освещение - не функционируют наружные осветительные установки (светильники), в связи с чем освещение этого участка дороги в вечерние сумерки при снижении освещенности до 20 лк не осуществляется. Бездействие администрации Карагинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения в сфере надлежащей организации наружного освещения улиц поселения нарушает право на обеспечение безопасности дорожного движения неопределённого круга лиц.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнил требования указанием обустраиваемого освещения и на соответствие Своду правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) за счёт бюджета муниципального образования городское поселение "п. Оссора".
Представитель ответчика – администрации Карагинского муниципального района в судебном заседании выразила согласие с заявленными требованиями с учётом уточнений.
Выслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.п. 4, 5, 19 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц).
Как следует из п.1.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация электроснабжения населения также относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности поселения.
Ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Учитывая приведенные нормы закона, обязанность по организации уличного освещения возложена на органы местного самоуправления.
Решением Совета депутатов Карагинского муниципального района от 09.08.2017 г. № 124, с учетом изменений, внесенных решением Совета депутатов Карагинского муниципального района от 09.10.2017 №128, образовано Управление по выполнению полномочий муниципального образования городское поселение «п. Оссора», к полномочиям и функциям которого согласно п.п. 1.1., 2.3. Положения об указанном Управлении относится исполнение полномочий по решению вопросов местного значения района и поселения, в том числе, в части обеспечения дорожной деятельности.
Согласно п. 2.11.1 Положения об Администрации Карагинского муниципального района (с учетом изменений, внесенных решением Совета депутатов Карагинского муниципального района от 21.11.2017 №228) администрация Карагинского муниципального района в соответствии с ч.2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Карагинского муниципального района и Уставом муниципального образования городского поселения «поселок Оссора» исполняет полномочия администрации муниципального образования городского поселения «поселок Оссора».
Таким образом, организация освещения улиц на территории п. Оссора относится к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения администрации Карагинского муниципального района.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в ходе проверки, проведенной представителем прокуратуры Карагинского района с участием специалиста Управления по выполнению полномочий МО ГП «п. Оссора» и инспектора ГИБДД, выявлено отсутствие стационарного электрического освещения - не функционируют наружные осветительные установки (светильники) вдоль автодороги по улице Озерная поселка Оссора от здания № 2 до здания № 40, что подтверждается актом проверки от 26.03.2018 г.
Согласно данным выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.02.2018 г. № 41/001/303/2018-3950 сооружение автомобильная дорога по улице Озерная находится в собственности муниципального образования городское поседение п. Оссора.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч.2 ст.18).
Требования по освещению улиц в ночное время предусмотрены «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», распространяющему свое действие на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Согласно положениям пунктов 4.6.1-4.6.5. включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
С 01.06.2018 г. вводится в действие "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст), п 6.9. которого регламентируются требования к стационарному электрическому освещению автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений.
В целях обеспечения в границах городских и сельских поселений безопасности и устойчивости их развития, охраны здоровья населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, защиты территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства, в том числе в части, касаемой обустройства улиц и дорог местного значения, разработан Свод правил СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 г. №820.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей жителей населённых пунктов, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.
Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Указанные обстоятельства ведут к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Разрешая дело по существу, суд полагает, что прокурором представлены достаточные доказательства в обоснование заявленного административного иска, анализ которых в отсутствие каких-либо возражений администрации Карагинского муниципального района позволил суду сделать однозначный вывод о том, что административным ответчиком нарушены требования федерального законодательства, регламентирующего вопросы уличного освещения, установленным бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга граждан.
С учётом изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание обстоятельства дела, характер и объём работ, которые необходимо произвести, мнение сторон, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда, указанный в иске – до 01.10.2018 г., полагая его разумным и достаточным для совершения административным ответчиком действий по организации уличного освещения.
Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с административного ответчика не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковые требования заместителя прокурора Карагинского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации Карагинского муниципального района, выразившееся в неисполнении требований п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пп. 4.6.1, 4.6.2 п.4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в необеспечении электрическим освещением дороги по ул. Озерная п. Оссора Карагинского района Камчатского края в период снижения естественной освещённости менее 20 лк в вечерние сумерки и до повышения естественной освещённости в утренние сумерки незаконным.
Обязать администрацию Карагинского муниципального района в срок до 01.10.2018 г., обеспечить освещение автомобильной дороги по улице Озерная поселка Оссора Карагинского района Камчатского края в соответствии с требованиями пункта 6.9 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля", утверждённого постановлением Госстандарта России от 26.09.2017 г. № 1245-ст № 221 г., Сводом правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) за счёт бюджета муниципального образования городское поселение "п. Оссора".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме путём подачи жалобы через Карагинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 4 мая 2018 г.
Судья -