Дело № 2-415/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 июня 2020 года Озерский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Селиной Н.Л.,
при секретаре Литвиненко Н.С.,
с участием помощника прокурора Глазковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусакова А.Н. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Челябинской области о компенсации морального вреда,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Гусаков А.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Российской Федерации о компенсации морального вреда.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указал, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ имеющимся заболеванием является федеральным льготником. Рекомендованный препарат Ревлимид получал Рё РїСЂРѕС…РѕРґРёР» лечение СЃ 26 РёСЋРЅСЏ 2019Рі. РїРѕ 13 октября 2019Рі. РЎ РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019Рі. Минздрав Р Р¤ РЅРµ обеспечило выдачу препарата Рё прием препарата был приостановлен. Прием препарата был возобновлен 16 декабря 2019Рі. Рстец ссылается РЅР° то, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, ему причинены физические, нравственные Рё душевные страдания РёР· Р·Р° того, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ перерывом РІ приеме препарата его общее самочувствие ухудшилось, появились боли. РџСЂРѕСЃРёР» взыскать СЃ ответчика 5 000 000СЂСѓР±.
В качестве соответчика по делу привлечено Министерство здравоохранения Челябинской области(л.д.222, т.1).
В судебном заседании истец Гксаков А.Н. на иске настаивал, пояснил аналогично доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен, направил в адрес суда отзыв(л.д.122-130,т.1), где указали, что к полномочиям Министерство здравоохранения РФ относится организация обеспечения лиц указанной категории лекарственными препаратами. Объем поставок лекарственных препаратов формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации на закупку лекарственных препаратов. В 2019г. Министерством здравоохранения РФ произведена централизованная закупка лекарственного препарата леналидомин в Челябинскую область по государственным контрактам, лекарственный препарат передан в субъект Российской Федерации, в том числе в собственность Челябинской области, заявка Министерства здравоохранения Челябинской области на закупку лекарственного препарата леналидомин выполнена в полном объеме. В связи с чем полагали, что являются ненадлежащими ответчиками, просили в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен, направил в адрес суда отзыв(л.д.237-241), где указали, что истец, в связи с имеющимся заболеванием относится к категории пациентов, обеспечиваемых лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета. С ноября 2018г. истец включен в Федеральный регистр по программе ВЗН. С ноября 2018г. ему назначен препарат Бортезомиб. За период с 28.11.2018г. по 29.03.2019г. по программе ВЗН указанный препарат предоставлен истцу в количестве 28 упаковок. При защите заявки 24.05.2019г. на поставку лекарственных препаратов для обеспечения лиц, страдающих ВЗН, в Министерстве здравоохранения РФ на Гусакова А.Н. была защищена заявка на препарат Бортезомиб. 14.06.2019г. указанный препарат истцу отменен, и назначен Леналидомид 25 мг. После изменения терапии истцу отпущен лекарственный препарат Леналидомид(торговое наименование «Ревлимид) в количестве 4 упаковок. В связи с изменением терапии отмечен дефицит указанного препарата в 4 квартале 2019г. В порядке перераспределения лекарственный препарат был получен из Красноярского края в декабре 2019г. Просили в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель третьего лица ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России Волковец С.В. исковые требования поддержала, полагала, что их необходимо удовлетворить частично, поскольку моральный вред причинен.
Помощник прокурора Глазкова О.А. дала заключение об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку доказательств подтверждающих факт причинения увечий или иного повреждения здоровья в результате перерывов в приеме препарата, в ходе судебного заседания не добыто. Оснований для компенсации морального вреда не имеется.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В судебном заседании установлено, что Гусаков А.Н. является <> (л.д.17, т.2).
09.11.2018г. Гусакову А.Н. выставлен диагноз «<>», показано проведение лечения борамиланом(л.д.19,т.1).
Установлено, что с 09.11.2018г. истец включен в региональный сегмент Федерального регистра по Челябинской области для получения лекарственного препарата бесплатно(л.д.23, т.1).
При наличии <>, истец направлен на консультацию в <> для определения дальнейшей тактики терапии(л.д. 12, 21-22, т.1).
4 июня 2019г. после приема у врача-<>» уточнен диагноз - <> В качестве дальнейшей терапии рекомендован прием леналидомида (л.д.20, т.1).
Установлено, что в июне 2019г. Бортезомиб истцу отменен, и назначен Леналидомид 25 мг. В сутки дни 1-21, далее 7 дней перерыв.(л.д.11, т.1).
Установлено, что после изменения терапии истцу по федеральной программе отпущен лекарственный препарат Леналидомид (торговое наименование «Ревлимид) 25 мг. № 21 в количестве 4 упаковок – 26.06.2019г. – 1 уп., 17.07.2019г. – 1 уп., 14.08.2019г. – 2 уп.
После чего имел место перерыв в предоставлении лекарственного препарата Леналидомид в связи с его дефицитом, следующий отпуск лекарственного средства по федеральной программе осуществлен 17.12.2019г.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют об отсутствии необходимой совокупности элементов, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, порождающей обязательства по возмещению морального вреда.
В соответствии с частью 7 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке.
Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018г. № 1416, устанавливают порядок организации обеспечения лиц, больных указанными выше заболеваниями, лекарственными препаратами для медицинского применения, предназначенными для лечения этих заболеваний, по утвержденному Правительством РФ перечню лекарственных препаратов, сформулированному в установленном им порядке, а так же порядок и условия передачи лекарственных препаратов в собственность субъектов РФ (п.1. Правил).
Перечень леукарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей утвержден в приложении № 3 к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019г. № 2406-р и включает препарат леналидомид.
В соответствии с п. 3 Правил формирования перечня лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014г. № 871, перечень дорогостоящих лекарственных препаратов формируется в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
При этом, согласно п. 5 Правил утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018г. № 1416 органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года предоставляют в Министерство здравоохранения РФ заявки на поставку лекарственных препаратов по форме, утвержденной указанным Министерством, с приложением обоснований по их объемам.
Потребность (объем поставки) в лекарственном препарате определяется с учетом клинических рекомендаций и средней курсовой дозы лекарственного препарата исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарственных препаратах в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев.
Согласно п. 7 Правил утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018г. № 1416 объем поставок лекарственных препаратов формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации на закупку лекарственных препаратов.
Установлено, что между Министерством здравоохранения Российской Федерации от имени Российской Федерации и «Поставщиком» 15.01.2019г. заключен государственный контракт № на поставку лекарственного препарата Леналидомид капсулы 25 мг. в рамках реализации постановления Правительства РФ от 26.12.2011г. № 1155 с дополнительными соглашениями(л.д.137-146, 160-163,т.1).
Согласно плана распределения для Челябинской области 2583шт. (л.д.150-154, т.1).
Календарный план поставки- не позднее 10.02.2019г.(л.д.155, т.1).
06.03.2019г. аналогичный контракт заключен с планом поставки до 01.06.2019г., в том числе в Челябинскую область 6 966шт.(л.д.164-185, т. 1).
21.03.2019г. согласно приказу № 145 Министерства здравоохранения Российской Федерации, в собственность Челябинской области передано 2583шт. препарата Леналидомид (л.д.186-189, т.1), согласно приказа от 21.06.2019г. № 442 - 6 966шт.( л.д. 190-191, т.1).
Таким образом, Министерство здравоохранения Российской Федерации в полном объеме выполнило заявку Министерства здравоохранения Челябинской области на закупку лекарственного препарата леналидомид.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что свои обязательства, в рамках имеющихся полномочий, Министерство здравоохранения Российской Федерации исполнило.
В силу действующего законодательства, к полномочиям Министерства здравоохранения Российской Федерации в области обеспечения лекарственными препаратами федеральных льготников относиться осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, прием на учет лекарственных препаратов и передачу лекарственных препаратов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществление мониторинга движения и учета лекарственных препаратов в субъектах Российской Федерации.
При этом, в полномочия Министерства здравоохранения Российской Федерации не входит обеспечение граждан лекарственными препаратами по торговому наименованию за счет средств федерального бюджета в индивидуальном порядке.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации, к которому истцом заявлены требования о компенсации морального вреда, отсутствовали действия, нарушающие права истца, в связи с чем, оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Российской Федерации морального вреда в пользу истца за нарушение его прав отсутствует, в связи с чем в удовлетворении иска суд отказывает.
Разрешая вопрос о наличии гражданско-правовой ответственности Министерства здравоохранения Челябинской области, суд приходит к следующему.
Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018г. № 1416.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов по форме, утвержденной указанным Министерством (далее - заявки), с приложением обоснований по их объему, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в субъектах Российской Федерации (далее - организации-получатели), в целях поставки организациям-получателям лекарственных препаратов(п.5 Правил).
Установлено, что первоначально истцу была назначена терапия с использованием препарата Бортезомиб, который отпускался в необходимом количестве.
При защите заявки 24.05.2019г. на поставку лекарственных препаратов для обеспечения лиц, страдающих ВЗН, в Министерстве здравоохранения РФ на Гусакова А.Н. была защищена заявка на препарат Бортезомиб.
Таким образом, именно данный препарат был заявлен как необходимый для истца на очередной период терапии.
Однако после направления соответствующей заявки в Министерство здравоохранения РФ потребность в данном препарате у истца отпала, поскольку 14.06.2019г. указанный препарат истцу отменен, и назначен Леналидомид (торговое наименование «Ревлимид).
В связи с тем, что в связи с изменением терапии истцу потребовался иной препарат, нежели тот, который был заявлен для истца, имел место дефицит препарата Леналидомид (торговое наименование «Ревлимид) в Челябинской области в 4 квартале 2019г.
В силу п. 16. Правил утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018г. № 1416 передача лекарственных препаратов одним субъектом Российской Федерации в собственность другого субъекта Российской Федерации осуществляется на основании акта приема-передачи. Министерство здравоохранения Российской Федерации уведомляется о передаче лекарственных препаратов в 10-дневный срок после подписания акта приема-передачи уполномоченными органами.
Министерством здравоохранения Челябинской области были размещены сведения о потребности лекарственного препарата Леналидомид в Единой государственной системе в сфере здравоохранения.
На основании заявки Министерства Челябинской области о перераспределении лекарственного препарата, в декабре 2019г. в Челябинскую область осуществлена поставка Леналидомида из Красноярского края.
С 17.12.2019г. возобновлен отпуск истцу лекарственного препарата Леналидомид.
Таким образом, имевший место временный дефицит лекарственного препарата Леналидомид для Гусакова А.Н. в 4 квартале 2019г. возник в связи с изменением терапии истцу с препарата Бортезомиб на препарат Леналидомид уже после утверждении заявки на закупку препарата Бортезомиб.
В свою очередь Министерство здравоохранения Челябинской области предприняло все необходимые действия для устранения дефицита, путем направление заявки на перераспределение требуемого для истца лекарственного препарата, в результате чего предоставление Леналидомида истцу возобновлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Министерство здравоохранения Челябинской области так же не допустило нарушение прав истца по обеспечению лекарственным средством, дефицит которого образовался в силу объективных причин.
В связи с чем, оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца с Министерству здравоохранения Челябинской области так же не имеется.
Отказывая РІ удовлетворении заявленных исковых требований, СЃСѓРґ так Р¶Рµ учитывает мнение специалиста – врача гематолога Р¤РРћ7, которая пояснила, что костные боли, которые испытывал истец РІ период перерыва РІ приеме препарата Леналидомид являются клиническими признаками имеющегося Сѓ истца заболевания, как Рё повышенная степень образования тромбоцитов РЅР° фоне РїСЂРѕРІРѕРґРёРјРѕРіРѕ лечения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РЅР° протяжении всей терапии истцу рекомендовано прием аспирина.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
В удовлетворении иска Гусакова А.Н. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Челябинской области о компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий - Н.Л.Селина
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2020г.