В окончательном виде изготовлено 16.04.2015 года
Дело №2-1245/2015 24 марта 2015 года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.И.,
при секретаре Завражской Е.В.,
с участием прокурора Цугульского А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Болгарова А.Л., Романова М.А., Ершова К.Л., Комиссарчук Н.Н. Свобода М.Л. о защите избирательных прав, признании незаконными действия (бездействие) ИКМО «Купчино», отмене итогов голосования по выборам депутатов Муниципального совета Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО «Купчино» и Губернатора Санкт-Петербурга по участкам №№2081-2085, 2090, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Болгаров А.Л., Романов М.А., Ершов К.Л., Комиссарчук Н.Н., Свобода М.Л. обратились в суд с настоящим заявлением, в котором просили признать незаконными действия и бездействия ИКМО «Купчино» и ее председателя Орловой А.С., выразившиеся в ограничении конституционного права избираться в органы местного самоуправления, путем лишения заявителей права присутствовать на заседаниях ИКМО и фактического отказа извещать кандидатов о заседаниях комиссии, лишения права заявителей присутствовать и фактического отказа заблаговременно извещать кандидатов о получении бюллетене в типографии, лишения заявителей права присутствовать и фактического отказа заблаговременно извещать кандидатов о передаче бюллетеней из ИКМО в участковые комиссии, лишения заявителей права присутствовать и фактического отказа заблаговременно извещать кандидатов о заседании, на котором проводилось произвольное сокращение биографий в информационных плакатах, в произвольном сокращении биографий в информационных плакатах, в нарушении равенства прав кандидатов, а также незаконными действия (бездействия) участковых избирательных комиссий №№2081-2095, выразившиеся в нарушении прав избирателей на правильный и честный подсчет голосов проголосовавших, отменить итоги голосования по выборам депутатом муниципальных советов и губернатора Санкт-Петербурга по участкам №№2081-2095. В обоснование заявленных требований заявители указали, что они были кандидатами в депутаты МС МО Купчино, избирателями на выборах губернатора Санкт-Петербурга и на выборах муниципальных Советов СПб. ИКМО Купчино и её председатель Орлова А.С., а также УИКи систематически нарушали и нарушают права кандидатов в депутаты и избирателей. Ответчики о заседаниях комиссии заявителей и других кандидатов не извещали, чем нарушили п. 1 ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и лишили права присутствовать. Кандидаты не извещены, и этим уже были лишены права присутствовать при получении бюллетеней в типографии, при выбраковке и других процедурах. Кроме того, кандидаты не извещены, и были лишены права присутствовать при передаче бюллетеней в участковые избирательные комиссии. Нарушено право кандидатов присутствовать на заседании ИКМО по утверждению текста бюллетеней. В случае, если такого решения на заседании ИКМО не было, то нарушен принцип коллегиальности и это самоуправство Орловой. Нарушено право присутствовать на заседании ИКМО по утверждению текста биографии в информационном плакате, который вывешивается для избирателей. Также заявители указали, что их биографии незаконно сокращены произвольным образом. Болгаров и Романов незаконным образом, сначала были лишены права подать документы для регистрации, а затем несмотря на вступившее в силу решение Городского суда не могли вести агитацию открыв счет, т.к. комиссия 2 недели не исполняла решение Горсуда и не давала возможности открыть им счёт, этим было нарушено и равенство прав кандидатов. На избирательных участках кандидаты и наблюдатели были лишены права контроля за подсчётом голосов, права на получение копии протокола УИКов. Кроме того, итоговые цифры отличаются от подсчётов на участках и число проголосовавших отличается от реального числа избирателей принявших участие в выборах. Таким образом, не дают достоверной информации о волеизъявлении избирателей (л.д. 15-17 том 1).
Определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 03.02.2015 года производство по гражданскому делу прекращено в части требований Болгарова А.Л., Романова М.А. о признании незаконными действий (бездействия) УИК № 2081, 2082, 2083, 2084, 2085, 2086, 2087, 2088, 2089, 2090, 2091, 2092, 2093, 2094, 2095, выразившихся в нарушении прав избирателей на правильный и честный подсчет голосов избирателей, требований об отмене итогов голосования по выборам Губернатора Санкт-Петербурга на избирательных участках № 2081, 2082, 2083, 2084, 2085, 2086, 2087, 2088, 2089, 2090, 2091, 2092, 2093, 2094, 2095, в части требований Ершова К.Л. о признании незаконными действий (бездействия) УИК № 2081, 2083, 2084, 2085, 2086, 2087, 2088, 2089, 2090, 2091, 2092, 2093, 2094, 2095, выразившихся в нарушении прав избирателей на правильный и честный подсчет голосов избирателей, требований об отмене итогов голосования по выборам Губернатора Санкт-Петербурга на избирательных участках № 2081, 2083, 2084, 2085, 2086, 2087, 2088, 2089, 2090, 2091, 2092, 2093, 2094, 2095, в части требований Комиссарчук Н.Н. о признании незаконными действий (бездействия) УИК № 2081, 2082, 2083, 2084, 2085, 2086, 2087, 2088, 2089, 2090, 2092, 2093, 2094, 2095, выразившихся в нарушении прав избирателей на правильный и честный подсчет голосов избирателей, требований об отмене итогов голосования по выборам Губернатора Санкт-Петербурга на избирательных участках № 2081, 2082, 2083, 2084, 2085, 2086, 2087, 2088, 2089, 2090, 2092, 2093, 2094, 2095, в части требований Свобода М.Л. о признании незаконными действий (бездействия) УИК № 2081, 2082, 2083, 2085, 2086, 2087, 2088, 2089, 2090, 2091, 2092, 2093, 2094, 2095, выразившихся в нарушении прав избирателей на правильный и честный подсчет голосов избирателей, требований об отмене итогов голосования по выборам Губернатора Санкт-Петербурга на избирательных участках № 2081, 2082, 2083, 2085, 2086, 2087, 2088, 2089, 2090, 2091, 2092, 2093, 2094, 2095 (л.д. 167-172 том 1).
Определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2015 года производство по гражданскому делу прекращено в части требований о признании незаконными действий (бездействия) УИК № 2092, 2093, 2094, 2095, выразившихся в нарушении прав избирателей на правильный и честный подсчет голосов избирателей, требований об отмене итогов голосования по выборам депутатов муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Купчино» на участковых избирательных участках № 2092, 2093, 2094, 2095 (л.д. 261-265 том 1).
Заявители Свобода М.Л. и Комиссарчук Н.Н., в судебное заседание не явились, извещены о дате и месте слушания дела надлежащим образом по средствам направления телеграмм (л.д. 220, 221 том 2).
Заявитель Романов М.А., в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте слушания дела надлежащим образом через своего представителя Ершова К.Л. (л.д. 212 том 2).
Заявитель Болгаров А.Л., в судебное заседание не явился, извещался о дате и месте слушания дела путем направления телеграммы (л.д. 222 том 2), которая не была получена, в связи с неявкой адресата за телеграммой, что суд находит надлежащим извещением в соответствии с положениями статьей 113, 117 ГПК РФ.
Заявитель Ершов К.Л., в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте слушания надлежащим образом (л.д. 211 том 2).
Представитель заинтересованного лица, ИКМО «Купчино» - Иванов А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, представил возражения на заявления (л.д. 1-6 том 3).
Представитель заинтересованного лица, ТИК №23 Санкт-Петербурга - Гостищева Т.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, представила возражения на заявления (л.д. 21-26 том 3).
Заинтересованное лицо, председатель ИКМО «Купчино» Орлова А.С., будучи надлежащим образом извещенной, в судебное заседание не явилась.
Представители заинтересованных лиц, УИК № 2081, 2083, 2085, 2086, 2087, 2088, 2090, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель заинтересованных лиц, УИК № 2082, 2084, 2091, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 213-215 том 2).
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ, выслушав мнение явившихся лиц и мнение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В силу ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Избирательная комиссия обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией (пункт 6 статьи 20, пункт 7 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Как установлено судом, решением Муниципального совета МО «Купчино» №21 от 17.06.2014 года было принято решение о назначении выборов депутатов Муниципального совета Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО «Купчино» на 14.09.2014 года (л.д. 101 том 1).
Также на 14.09.2014 года в Санкт-Петербурге были назначены досрочные выборы высшего должностного лица - Губернатора Санкт-Петербурга постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 11 июня 2014 года № 351 «О назначении досрочных выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга».
Материалами дела установлено, что Болгаров A.Л. являлся зарегистрированным кандидатом по 216 округу, что подтверждается решением ИКМО «Купчино» №12-133 от 30.08.2014 года (л.д. 49-50 том 2).
Романов М.А. был зарегистрированным кандидатом также по 216 округу на основании решения ИКМО «Купчино» №12-134 от 30.08.2014 года (л.д. 47-48 том 2).
На указанном округе решением №4-35 от 09.07.2014 года была зарегистрирована кандидатом Свобода М.Л. (л.д. 43-44 том 2).
Заявитель Ершов K.Л. являлся зарегистрированным кандидатом по 217 округу (УИК № 2086, 2087, 2088, 2089, 2090), что подтверждается решением ИКМО «Купчино» №9-114 от 22.07.2014 года (л.д. 45-46 том 2).
Заявитель Комиссарчук Н.Н. не являлась зарегистрированным кандидатом в Муниципальный Совет, однако, была избирателем на УИК № 2091 (218 округ).
Кроме того, из материалов дела следует, что заявители Болгаров А.Л. и Романов М.А. не являлись избирателями на территории ИКМО «Купчино». Заявитель Ершов К.Л. являлся избирателем на УИК № 2082, а Свобода М.Л. на УИК №2084.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительного разрешения. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Согласно ч. 3 данной статьи с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Решением ИКМО «Купчино» №1-6 от 18.06.2014 года был установлен график работы ИКМО (л.д. 13 том 3).
Как указал в своих пояснениях в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ИКМО «Купчино», информация о заседаниях публиковалась на стенде в помещении ИКМО, а также на официальном сайте МО «Купчино», что представляет собой общедоступный способ извещения.
Суд, полагает возможным согласиться с доводом, приведенным представителем заинтересованного лица, поскольку из вышеуказанных норм права следует, что законодатель не указывает определенного способа извещения кандидатов о датах проведения заседаний комиссий ИКМО.
Одновременно, суд находит заслуживающим внимания тот факт, что заявителями не указано ни одного конкретного заседания, о котором им не было известно, при этом, как видно из копии протокола заседания ИКМО «Купчино» от ДД.ММ.ГГГГ года, на заседании присутствовал заявитель Ершов К.Л., что подтверждает тот факт, что заявители не были лишены права быть извещенными о датах заседаний ИКМО (л.д. 51-57 том 2). Одновременно, на указанном заседании среди прочего обсуждался вопрос об утверждении формы, текста, макета избирательных бюллетеней, которые в том числе содержали биографические данные кандидатов.
Таким образом, указанный заявителями довод об их не извещении о заседаниях комиссии, суд находит несостоятельным.
Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.
В соответствии с п. 11 данной статьи, изготовленные полиграфической организацией бюллетени, передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
Пункт 14 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает право кандидатов, фамилии которых внесены в избирательный бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), представителей этих кандидатов, представителей избирательных объединений, наименования которых указаны в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении, а также подписывать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
Данный пункт также обязывает соответствующие комиссии оповестить указанных лиц о месте и времени передачи бюллетеней, а также предоставить возможность каждому кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней.
В силу ч. 14 ст. 50 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", при передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих избирательных комиссий, кандидаты или их представители. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи избирательных бюллетеней осуществляется соответствующей избирательной комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому кандидату или не менее чем одному его представителю присутствовать при передаче избирательных бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
Как указано в возражениях представителя заинтересованного лица ИКМО «Купчино», сведения относительно даты, времени и месте получения бюллетеней также были размещены на стенде в помещении ИКМО, а также в сети «Интернет», что суд находит надлежащим извещением заявителей, поскольку в данной части законодатель также не обязал ИКМО извещать кандидатов и иных участников выборного процесса определенным способом. При этом, как указал представитель ИКМО «Купчино», ни от одного из заявителей заявлений об ином способе их извещения не поступало, что в том числе не оспорено стороной заявителей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ИКМО «Купчино» была предоставлена возможность реализовать право кандидатов на присутствие при передаче бюллетеней, их выбраковке и уничтожении.
В силу п. а ч. 3 ст. 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень: биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень.
Аналогичное положение содержит п. а ч. 3 ст. 49 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Частью 2 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
В части 5 указанной статьи установлено, что при проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: фамилия, имя, отчество; год рождения; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа; если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием краткого наименования этого избирательного объединения; если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
Таким образом, на информационном стенде размещается информация относительно кандидатов, которая утверждается исключительно ИКМО, при этом, закон содержит положения о ряде информации, которая должна быть указана, но не указывает на объем данной информации. Одновременно, закон не обязывает ИКМО согласовывать объем биографических данных с кандидатами.
Суд находит заслуживающим внимания тот факт, что, несмотря на отсутствие законодательной обязательности, председателем ИКМО «Купчино» Орловой А.С. была согласована биографическая информация о кандидатах, которая была размещена в бюллетенях, что подтверждается в частности подписью Ершова К.Л. в бюллетени (л.д. 7-8 том 3). Также биографическая информация была согласована с заявителем Свобода М.Л. (л.д. 10-11 том 3).
При этом, объем биографической информации о кандидатах был утвержден решением ИКМО «Купчино» №10-125 от 06.08.2014 года (л.д. 58, 59 том 1), которое было опубликовано на сайте МО «Купчино».
Одновременно, заявителями не указано на то, какие именно сокращения в биографических данных были допущены, и каким образом данные сокращения привели к нарушению их прав, как кандидатов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ИКМО «Купчино» не было допущено нарушений прав кандидатов, поскольку, ИКМО были проведены все действия в строго установленном законом порядке.
Суд не усматривает нарушения принципа равенства кандидатов при проведении оспариваемых выборов, поскольку приведенный заявителями довод о том, что ИКМО «Купчино» был нарушен срок регистрации кандидатов Болгарова А.Л. и Романова М.А. не подтверждается материалами дела, доказательств того, что после регистрации 30.08.2014 года указанные заявители были лишены права в полном объеме вести агитационную деятельность суду не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Как следует из пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Таким образом, в качестве правовых оснований для отмены итогов голосования Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает не любое нарушение законодательно установленных требований к проведению выборов, а лишь такое нарушение, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
В силу положения п. 27 ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Представленные суду протоколы избирательной комиссии об итогах голосования подписаны всеми членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, с учетом этого они соответствуют всем требованиям закона (л.д. 241-260 том 1, 60-87 том 2), при этом, к протоколам не приложено ни одной жалобы на нарушения, допущенные при подсчете голосов.
Заявители не указали в какой форме они были лишены права контроля за подсчетом голосов.
В обоснование своих доводов о недостоверности итогов голосования заявители указали лишь на несоответствие количества проголосовавших на выборах депутатов Муниципального совета Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО «Купчино» количеству проголосовавших на выборах Губернатора Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ заявителями не представлено доказательств своих доводов. Одновременно, как было пояснено представителями заинтересованных лиц в ходе судебных заседаний, законом запрещено оказание давления на избирателей, которые по своему усмотрению реализовали свои права путем участия в голосовании, в том числе принятия участия в одних выборах, и об отказе в участии в других выборах.
Ни в заявлении, ни в ходе рассмотрения дела заявителями не приведено доказательств нарушения их прав, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 167, 194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Болгарова А.Л., Романова М.А., Ершова К.Л., Комиссарчук Н.Н., Свобода М.Л. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: