Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Раскарзенок Н.Н., при секретаре Кравец О.В., с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора Байминовой Б.Н., представителя ответчика по доверенности Галкина О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-536/2023 по исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шелеховского муниципального образования овозложении обязанности провести диспансеризацию муниципальных служащих,
УСТАНОВИЛ:
Тайшетский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Шелеховского муниципального образования, указывая в его обоснование, что Тайшетской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны здоровья граждан и муниципальной службы, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с п.п. 2,6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Под профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, в том числе, обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечнязаболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению утвержден приказом Минздавсоцразвития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 984н (далее порядок).
В соответствии с п. 3 и 4 Порядка диспансеризация муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных органом местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований.
Кроме того, согласно п.п. 5-7 вышеуказанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации муниципальными служащими, утвержденным работодателем. Муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком. Для прохождения диспансеризации работодатель составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
Таким образом, непрохождение диспансеризации муниципальными служащими в течение более чем одного года противоречит действующему законодательству.
Установлено, что муниципальными служащими администрации Шелеховского муниципального образования, которые в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» обязаны соблюдать ограничения, связанные с нахождением на муниципальной службе, в том числе направленные на прохождение обязательной ежегодной диспансеризации, обязательная ежегодная диспансеризация в 2022 г. не пройдена.
В связи с указанным, Тайшетский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию Шелеховского муниципального образования провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Шелеховского муниципального образования в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Тайшетского межрайонного прокурора Байминова Б.Н., поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Шелеховского муниципального образования по доверенности от 09.01.2023. Галкин О.О. в судебном заседании исковые требования признал частично, суду пояснил, что администрация признает исковые требования в части проведения диспансеризации муниципальных служащих, однако не согласна со сроками для исполнения решения суда, поскольку в бюджете администрации недостаточно денежных средств, просил установить срок проведения диспансеризации муниципальных служащих администрации Шелеховского муниципального образования до сентября 2023 года.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к основным принципам муниципальной службы отнесены приоритет прав и свобод человека и гражданина, а также правовая и социальная защищенность муниципальных служащих.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
Согласно п.п. 2, 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в том числе путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 984-н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а так же формы заключения медицинского учреждения (далее - Порядок), согласно которому под диспансеризацией понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в томчисле препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) и муниципального служащего.
В соответствии с п.п. 2-8 указанного Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - медицинское учреждение).
В случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций.
Диспансеризация муниципальных служащих проводиться ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в соответствии с объемом, указанным в Порядке прохождения диспансеризации.
Диспансеризация муниципальных служащих проводиться в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме:
Гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком.
Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет письменный список муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации.
Согласно п.п. 16-17 Порядка по окончании прохождения диспансеризации врач-терапевт заполняет Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.
Паспорт здоровья храниться у гражданского служащего или муниципального служащего.
Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения
В случае если гражданскому служащему или муниципальному служащему по результатам диспансеризации выдано Заключение о наличии заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы или муниципальной службы, медицинское учреждение, выдавшее соответствующее Заключение, направляет его копию в государственный орган (орган муниципального образования) по месту прохождения гражданской службы или муниципальной службы в 10-дневный срок.
Заключение, выданное гражданскому служащему или муниципальному служащему по результатам диспансеризации, действительно до прохождения следующей диспансеризации и приобщается к личному делу гражданского служащего или муниципального служащего в соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела"
По результатам проведенной прокуратурой проверке исполнения законодательства в сфере охраны здоровья граждан и муниципальной службы, установлено, что муниципальными служащими администрации Шелеховского муниципального образования, которые в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» обязаны соблюдать ограничения, связанные с нахождением на муниципальной службе, в том числе направление на прохождение обязательной ежегодной диспансеризации, обязательная ежегодная диспансеризация в 2022 году не пройдена, что подтверждается информацией главы Шелеховского муниципального образования от 26.12.2022 № 582.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Шелеховского муниципального образования по доверенности Галкин О.О. не отрицал факт того, что диспансеризация муниципальных служащих администрации Шелеховского муниципального образования в 2022 г. не проводилась, при этом указал, что в бюджете недостаточно средств для проведения диспансеризации, в подтверждение чего представлены справках о доходах бюджета муниципального образования за 1 квартал 2023 г., постановление администрации Шелеховского муниципального образования от 19.04.2023. № 20 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Шелеховского муниципального образования за 1 квартал 2023 г». В настоящее время администрацией получены коммерческие предложения ОГБУЗ «Тайшетская РБ» и ЧУЗ «РЖД-медицина» о перечне и стоимости медицинских услуг для решения вопроса о прохождении диспансеризации. Однако провести диспансеризации в указанный в исковом заявлении срок администрация не имеет возможности в связи с отсутствием денежных средств в бюджете на эти цели. Поступление субсидии на оплату договора на оказание медицинских услуг ожидается на июль месяц.
Тайшетский межрайонный прокурор считает, что неисполнение администрацией обязанности по организации диспансеризации муниципальных служащих нарушает законодательство в сфере охраны здоровья муниципальных служащих, выявления и профилактики у них заболеваний, в том числе социально значимых, а так же не исключает случаи замещения муниципальных должностей лицами с заболеваниями, препятствующими поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
Анализируя представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о нарушении прав муниципальных служащих Администрацией Шелеховского муниципального образования.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что администрацией Шелеховского муниципального образования не выполнены вышеуказанные требования законодательства,не организована ежегодная диспансеризация муниципальных служащих в соответствии с утвержденным Порядком, что нарушает права муниципальных служащих на охрану здоровья.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, администрацией Шелеховского муниципального образования не представлено.
Разрешая вопрос о порядке устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор, суд приходит к выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Шелеховского муниципального образования.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав муниципальных служащих на охрану здоровья. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику администрации Шелеховского муниципального образования срок для исполнения решения суда не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, достаточным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шелеховского муниципального образования удовлетворить.
Обязать администрацию Шелеховского муниципального образования провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Шелеховского муниципального образования в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.Н. Раскарзенок
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.