Решение по делу № 2-5965/2019 от 20.11.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Сочи                                                                                                            10 декабря 2019 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Козловой К.В.,

с участием истца Майкова А.В., представителя ответчика МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» Максимовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Майкова А. В. к МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» о предоставлении льготы по оплате за коммунальные услуги для многодетной семьи,

установил:

Майков А.В. обратился в Центральный районный суд города Сочи с иском к МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», в котором просит обязать ответчика МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» предоставить ему льготу по оплате коммунальных услуг многодетной семье, а также обязать ответчика произвести перерасчет по оплате за пользование коммунальными услугами с даты приема заявления - 27.03.2019г. и взыскать с МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» судебные издержки.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» пп. «б» п. 1 установлена льгота для многодетных семей в виде скидки в размере не ниже 30 % за пользование коммунальными услугами. Собрав пакет документов, подтверждающих право на льготу, ДД.ММ.ГГГГ Майков А.В. обратился с заявлением к МУП «Сочитеплоэнерго». В предоставлении льготы Майкову А.В. было отказано без объяснения причин, по существу дела ссылаясь на Закон Краснодарского края -КЗ «О компенсации расходов на коммунальные услуги» и рекомендовано было обратиться в органы социальной защиты. В досудебной претензии Майков А.В. пояснил, что Закон трактует три вида государственной поддержке в отношении многодетных семей: 1. скидка по оплате ЖКХ; 2. Возмещение затрат на услуги ЖКХ: 3. Субсидии на оплату счетов за коммунальные услуги. Суть предоставления скидки на коммунальные платежи многодетным семьям состоит в снижение сумм в квитанциях на ежемесячную оплату. Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении -О от ДД.ММ.ГГГГ, пробел в законодательном урегулировании не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. В соответствии с ч.2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Таким образом льготу за пользование коммунальными услугами должна предоставлять соответствующая организация - МУП «Сочитеплоэнерго».

Истец Майков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнил, что у него в настоящее время имеется задолженность по коммунальным услугам. Он обратился в управление соцзащиты где ему разъяснили, что в случае образования задолженности субсидия не предоставляется. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» Максимова Л.А. исковые требования не признала, считает его не подлежащей удовлетворению, поскольку компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. В соответствии п. 77 Правилами , если потребителю, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме. Указанные меры социальной поддержки применяются в отношении платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении и на общедомовые нужды в многоквартирном доме и в жилом помещении в домовладении. В соответствии со ст. 3 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» многодетные семьи имеют право на установление размера максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в 15 процентов, при этом компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Исходя из указанных положений, для получения компенсации расходов на коммунальные услуги Истцу необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Управление социальной защиты населения, в связи с чем просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.

Третье лицо представитель Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском округе города-курорта Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, лично под роспись, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Майков А.В. состоит в браке с Майковой (Стрельниковой) Л.Ю. с 14.10.2011г. В их семье воспитывается четверо детей: Стрельников Н. Г., 2007 года рождения, Майкова С. А., 2015 года рождения, Майкова А. А., 2019 года рождения и Майкова Д. А. 2019 года рождения.

На этом основании семья Майкова А.В. имеет статус многодетной семьи, что подтверждается справкой Управления социальной защиты населения по от 20.03.2019г. (л.д.13).Майков А.В. и Майкова Л.Ю. и их несовершеннолетние дети проживают по адресу Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>., следовательно, Майков А.В. и их несовершеннолетние дети являются потребителями коммунальных услуг, предоставляемых специализированными организациями, в соответствии со степенью благоустройства жилого помещения.

В частности, установлено, что данная семья является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго».

В связи с этим 27.03.2019г. Майков А.В. обратился в МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», как организации, являющейся исполнителем услуг по начислению оплаты за коммунальные услуги с заявлением о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, как многодетной семье, в чем ему было отказано.

Как следует из письма МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» от 29.03.2019г., истцу рекомендовано обратиться в Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском округе города-курорта Сочи, а также рекомендовано подать заявление на заключение соглашения на предоставление рассрочки по погашению задолженности в размере 22 677,80 рублей (л.д.9).

В судебном заседании представитель ответчика МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» Максимова Л.А. также не согласилась с требованием истца о предоставлении указанной льготы, ссылаясь на отсутствие нормы закона, обязывающей ответчика предоставлять истцу данную льготу.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, требования действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Настоящим Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж" пункта статьи 1 Закона).

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, Конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (пункт 4 статьи 1 Закона).

В силу положений п.24, ч.2, ст.26.3 указанного Закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относитсярешение вопросов социальной поддержки многодетных семей.

Таким образом, из системного анализа положений вышеприведенных законодательных актов, следует, что социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края, в связи с чем, в Краснодарском крае, принят Закон от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», который определил категорию семей, относящихся к многодетным, а также установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (статья 3 Закона).

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке и установить для многодетных семей, в том числе, скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

    В соответствии с п.3 Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ было поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

    Таким образом, данный Указ, исходя из его содержания, направлен на урегулирование правоотношений между РФ и субъектами РФ в области предоставления социальных гарантий многодетным семьям, и, сам по себе, каких-либо правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие в этой области между физическими лицами и юридическими лицами, предоставляющими коммунальные услуги, не содержит.

    Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется в настоящее время исключительно за счет средств бюджета субъекта РФ, следует считать, что законодательный орган субъекта РФ вправе самостоятельно определять объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям.    В соответствии со ст. 3 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» многодетные семьи имеют право на установление размера максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в 15 процентов.

Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

В соответствии с ст.2 Закон Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 1070-КЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (принят ЗС КК ДД.ММ.ГГГГ) жители края, имеющие право на получение соответствующих мер социальной поддержки, производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг по установленным ставкам и тарифам в полном объеме в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    В соответствии с ст.3 Закон Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 1070-КЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (принят ЗС КК ДД.ММ.ГГГГ) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом предоставляются органами социальной защиты населения Краснодарского края в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Из названных законов следует, что меры социальной поддержки назначаются и предоставляются населению уполномоченными органами в сфере социальной защиты населения.

Соответственно, юридические лица, предоставляющие гражданам коммунальные услуги, в частности, поставляющие тепловую энергию, в порядке осуществления своей хозяйственно-экономической деятельности, не обязаны нести расходы и осуществлять какие-либо мероприятия по предоставлению льгот гражданам, установленных федеральным законодательством.

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» по заявленным истцом требованиям являются ненадлежащими ответчиками. В то же время истец не лишен возможности обратиться с требованием о предоставлении меры социальной поддержки многодетной семье в орган по социальной защите населения.

Кроме того, следует отметить, что предъявленные истцом вопросы о предоставлении льгот урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации в виде субсидий и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - статьями 159 и 160.

В частности, статьей 159 ЖК РФ предусмотрены основание и порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Статьей ст. 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Также, следует отметить, что в соответствии п. 77 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в случае если потребителю, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме. Указанные меры социальной поддержки применяются в отношении платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении и на общедомовые нужды в многоквартирном доме и в жилом помещении в домовладении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о понуждении ответчика предоставлять льготу по оплате коммунальных услуг не основано на законе и, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении льготы по оплате коммунальных услуг как многодетной семье, заявленных истцом к ответчику МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», в том числе и производных требований об обязании произвести перерасчет по оплате за пользование коммунальными услугами, не имеется.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

рещил:

В удовлетворении искового заявления Майкова А. В. к МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» о предоставлении льготы по оплате за коммунальные услуги для многодетной семьи, отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Сочи.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

     Судья Центрального

     районного суда г.Сочи                                                                         Н.А. Круглов

2-5965/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Майков Алексей Владимирович
Ответчики
МУП СТЭ
Майкова С. А.
Стрельников Н. Г.
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Круглов Николай Александрович
Дело на странице суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
21.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2019Передача материалов судье
22.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2019Подготовка дела (собеседование)
03.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
10.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее