Дело № 2а-115/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2017 года п.Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Мазовой О.В.,
при секретаре Лесниковой И.В.,
с участием
административного истца – помощника прокурора Дубровского района Брянской области Лапичева Д.А.,
представителя административного ответчика – администрации Дубровского района Брянской области Буровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неопубликовании нормативного акта, по административному исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неопубликовании нормативного акта,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанными исками, ссылаясь на то, что прокуратурой Дубровского района проведена проверка, в ходе которой установлено что постановления администрации Дубровского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении торгов (аукциона) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков», № «О проведении торгов (аукциона) по продаже земельного участка» вынесены с нарушением законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, а именно: постановления не содержат пункты об их опубликовании, на официальном сайте администрации не опубликованы. В связи с тем, что отсутствие пунктов, обязывающих опубликовать настоящие постановления на официальном сайте администрации с целью доведения данных нормативно-правовых актов до населения, нарушает порядок принятия нормативно-правовых актов, а также создает трудности для предоставления необходимой информации в установленном порядке гражданам, проживающим на территории Дубровского района, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Дубровского района, выразившееся в невнесении изменений в постановление администрации Дубровского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении торгов (аукциона) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков» и в постановление администрации Дубровского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении торгов (аукциона) по продаже земельного участка», обязать администрацию Дубровского района принять меры, направленные на публикацию указанных нормативных актов на официальном сайте администрации Дубровского района.
Определением судьи Дубровского районного суда Брянской области от 20 марта 2017 года указанные административные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Дубровского района Брянской области Лапичев Д.А. уточнил административные исковые требования по изложенным в них основаниям, просил суд признать незаконным бездействие администрации Дубровского района, выразившееся в невнесении изменений как в постановление администрации Дубровского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении торгов (аукциона) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков», так и в постановление администрации Дубровского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении торгов (аукциона) по продаже земельного участка», касающихся опубликования данных нормативных актов, и обязать администрацию Дубровского района опубликовать как постановление администрации Дубровского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении торгов (аукциона) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков», так и постановление администрации Дубровского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении торгов (аукциона) по продаже земельного участка» на официальном сайте администрации Дубровского района. Суду пояснил, что спорные постановления являются нормативно-правовыми актами, поэтому они подлежат опубликованию в обязательном порядке. Не смог пояснить, какие нарушены права и свободы, законные интересы неопределенного круга лиц, какие созданы препятствия к осуществлению прав и свобод неопределенного круга лиц неопубликованием спорных постановлений.
Представитель административного ответчика – администрации Дубровского района Брянской области Бурова Е.А. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что данные постановления администрации не являются нормативно-правовыми актами, рассчитаны на однократное применение, поэтому не должны быть опубликованы, приняты во исполнение ст.ст.39.11, 39.12 ЗК РФ, устанавливают обязанности для структурного подразделения администрации по проведению торгов. Извещения о проведении торгов ими в установленном Законом порядке были опубликованы, торги проведены, договоры аренды земельных участков в настоящее время заключены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст.4 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Из ст.8 Устава МО «Дубровский район» следует, что муниципальные правовые акты Дубровского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, опубликовываются и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Публикуются в периодическом печатном средстве массовой информации «Вестник Дубровского района», который является источником их официального опубликования, а также размещаются на официальном сайте в сети Интернет не позднее 10 дней со дня их принятия.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Дубровского района Брянской области вынесены постановления № «О проведении торгов (аукциона) по продаже земельного участка», № «О проведении торгов (аукциона) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков».
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Дубровского района Брянской области на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и на официальном сайте администрации Дубровского района в сети Интернет размещены извещения о проведении аукционов, а также опубликованы в периодическом печатном средстве массовой информации «Вестник Дубровского района» № от ДД.ММ.ГГГГ
Также на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещены: протокол заседания комиссии по признанию претендентов, подавших заявления, участниками аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания комиссии по признанию претендентов, подавших заявления, участниками аукциона по продаже земельных участков, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ответам главы администрации Дубровского района Брянской области И.А. Шевелева от ДД.ММ.ГГГГ. на протесты прокурора Дубровского района № постановления администрации Дубровского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О проведении торгов (аукциона) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков», № «О проведении торгов (аукциона) по продаже земельного участка» не являются муниципальными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, а лишь устанавливают обязанности и условия проведения торгов, в первую очередь, для структурных подразделений администрации Дубровского района и их должностных лиц, уполномоченных на осуществление функций по организации аукциона, в связи с чем дополнение указанных постановлений пунктами об официальном опубликовании не требуется.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее аукцион), принимается уполномоченным органом в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 ЗК РФ).
Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в порядке, установленном п.3 ст.39.11 Кодекса.
Организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п.20 ст.39.11 ЗК РФ).
Судом установлено, что в соответствии с требованиями ст.39.11 ЗК РФ администрацией обеспечено опубликование извещений о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков. Извещения о проведении аукционов размещены не менее чем за тридцать дней до дня их проведения в «Вестник Дубровского района» № от ДД.ММ.ГГГГ., а также размещены на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и на официальном сайте администрации Дубровского района Брянской области, что в суде признано сторонами и не опровергнуто. Установлена дата окончания приема заявлений от лиц, намеревающихся участвовать в аукционе - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в соответствии с требованиями ч.ч.19, 20 ст.39.11 ЗК РФ извещения о проведении аукционов опубликованы в периодическом печатном средстве массовой информации.
На настоящий момент аукционы проведены (ДД.ММ.ГГГГ.), договоры аренды и купли-продажи земельных участков заключены.
Положения ст.ст. 39.11, 39.12 ЗК РФ, предусматривающие обеспечение организатором аукциона опубликования извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, а также основания для возврата заявок в случае их поступления по истечении срока приема, являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса и подлежат применению к спорным правоотношениям.
Частью 11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Вместе с тем суд, разрешая спор, не установил нарушение каких-либо прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, создание препятствий к осуществлению прав и свобод неопубликованием спорных постановлений, так как требования ст.ст.39.11, 39.12 ЗК РФ административным ответчиком соблюдены, извещения о проведении торгов опубликованы, аукционы проведены, договоры заключены, в связи с чем отпала необходимость в целесообразности опубликования данных постановлений, и в признании незаконным бездействия, которого на настоящий момент как такого нет, на что указывает административный истец.
Не представлено прокурором и доказательств того, что неопределенному кругу лиц созданы или оказываются препятствия в получении информации о работе органов местного самоуправления, в частности, о проведении торгов (аукционов) по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков и по продаже самих земельных участков.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Дубровского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неопубликовании нормативного акта, административного искового заявления прокурора Дубровского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неопубликовании нормативного акта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Председательствующий по делу О.В. Мазова