№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(заочное)
31 августа 2023 года г. Канск Красноярского края
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи ФИО12
при секретаре ФИО5,
с участием:
представителей истца ФИО10, ФИО11,
представителя ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к ФИО3 о признании утратившим право на получение единовременного пособия, страховой суммы, единовременной выплаты, выплачиваемых членам семей погибших военнослужащих,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО3, в котором, с учетом уточнений, истец просит:
1) Признать ФИО3 утратившим право на получение:
- единовременной выплаты, установленной ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
- страховой суммы, установленной п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»;
- единовременной выплаты, установленной пп. а п. 1 Указа президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим и лицам, имеющим специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»,
предусмотренных в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принимавшего участие в специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики;
2) Признать за ФИО4 право на получение:
- всей суммы единовременного пособия, установленного ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
- всей страховой суммы, установленной п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»;
- всей суммы единовременной выплаты, установленной пп. «а» п. 1 Указа президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим и лицам, имеющим специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»,
предусмотренных в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принимавшего участие в специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики.
Требования мотивированы тем, что ее сын – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб ДД.ММ.ГГГГ на территории Луганской Народной Республики, смерть наступила в период прохождения военной службы по мобилизации, в связи с исполнением воинской службы в рамках специальной военной операции. В соответствии с действующим законодательством членам семьи выплачиваются в равных долях: единовременное пособие, страховая сумма и единовременная выплата. Биологическим отцом ее погибшего сына является ФИО3, который ушел из семьи в 2005 году, от какого-либо участия в воспитании сына самоустранился, материальную либо иную посильную помощь не оказывал, обязанности по воспитанию, содержанию не выполнял, не оказывал моральную, физическую и духовную поддержку, уклонялся от общения с сыном даже по инициативе последнего во взрослом возрасте.
В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, направила представителей.
Представители истца ФИО10 и ФИО11 исковые требования поддержали в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении доводам, против вынесение заочного решения не возражали.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, заявлений, ходатайств в суд не представил.
Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» - помощник начальника отделения военного комиссариата <адрес> и <адрес> ФИО6 иск поддержала.
Третье лицо нотариус Канского нотариального округа ФИО9 в судебное заседание не явилась, предоставила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица АО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, предоставил в суд письменные пояснения, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, заявлений, ходатайств в суд не представил.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Суд учитывает, что неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
Суд, с учетом мнения истца и его представителей, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав отзыв АО «<данные изъяты>», исследовав письменные материала дела: свидетельство о рождении (повторное) ФИО2, свидетельство о смерти ФИО2, извещение от ДД.ММ.ГГГГ № о смерти ФИО2, выписку из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №, справку филиала № Астафьевская УБ КГБУЗ «Канская МБ» от ДД.ММ.ГГГГ, справку Астафьевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, характеристику МБОУ «Астафьевская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении обязанностей военной службы в период мобилизации членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.
Членами семьи военнослужащего, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего (п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»).
В соответствии со ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
В силу положений ст. 1 указанного закона к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (ст. 2 Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ)
В силу пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 31.12.2022 г. № 996 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим и лицам, имеющим специальные звания полиции, проходящим военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в случае гибели (смерти) военнослужащих членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Таким образом, законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, предусмотрел в качестве мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, единовременное пособие, страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременную выплату, которые, в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы подлежит выплате, в том числе, его родителям. Указанные выплаты входят в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления смерти военнослужащего, включая причиненный материальный и моральный вред.
Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) в период прохождения военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что материнство и детство, семья в Российской Федерации находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 СК РФ).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (ст. 61 СК РФ).Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (ст. 66 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
Согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Статьей 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 даны разъяснения о том, что в соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе, между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе, на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Согласно нормативным положениям Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.07.2014 г. № 22-П, от 19.07.2016 г. № 16-П, законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате, в том числе, родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали будущего военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах (п. 6 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 г.).
Ввиду изложенного, лишение права на получение мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе, в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Согласно ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны представлять в суд доказательства в обоснование своих требований и возражений.
Согласно записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной Канским территориальным отделом ЗАГС <адрес>, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны ФИО3 и ФИО4.
Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной Канским территориальным отделом агентства ЗАГС <адрес>, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти: ФИО1, Луганская Народная Республика, <адрес>.
Согласно извещения Военного комиссара <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, смерть ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наступила в период прохождения военной службы по мобилизации, связана с исполнением военной службы, при выполнении специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики.
В ходе судебного разбирательства установлено, что семейные отношения между истцом и ответчиков фактически прекращены в 2005 году. ФИО2 с самого рождения проживал с матерью и находился на ее полном иждивении. ФИО3 проживал и проживает в настоящее время отдельно. За период раздельного проживания участия в воспитании и содержании сына ФИО3 не принимал, что подтверждается выпиской из домовой книги и справкой администрации Астафьевского сельсовета <адрес>.
Согласно характеристики из МБОУ «Астафьевская СОШ», ФИО2 обучался в данной школе с первого по девятый класс, и за все время его обучения воспитанием сына занималась только мать - ФИО4, которая следила за учебным процессом сына, посещала родительские собрания, поддерживала связь с учебным заведением. Отец ребенка ФИО3, участия в воспитании сына не принимал.
Согласно справке филиала № Астафьевская УБ КГБУЗ «Канская МБ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 одна проживала совместно со своим сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2005 года и до ДД.ММ.ГГГГ. В Астафьевской участковой больнице ФИО2 наблюдался с момента рождения и до мая 2022 года. В ЛПУ за медицинской помощью, обследованиями, профилактическими прививками в отношении ФИО2 обращалась только ФИО4 единолично. Биологический отец ФИО3 проживал совместно с ФИО4 с момента рождения ФИО2 и до 2005 года. Далее, ФИО3 участия в воспитании сына не принимал, при патронажах данной семьи в истории развития ребенка содержится соответствующая запись.
Допрошенная в суде свидетелем глава Астафьевского сельсовета <адрес> ФИО7 суду пояснила, что с рождения знала погибшего ФИО2, воспитанием и содержанием которого занималась только мать, с которой он проживал с рождения и до ухода в армию. Отец воспитанием сына не занимался, т.к. он ушел из семьи и больше в семью не возвращался, создал новую семью, при этом злоупотреблял алкоголем, был судим. Общение между сыном и отцом отсутствовало.
Оснований не доверять письменным материалам дела, а также пояснениям участников по делу, у суда не имеется.
Исходя из представленных доказательств установлено и не опровергнуто ФИО3, что участие в воспитании сына ФИО2 он не принимал, родственные связи с ним не поддерживал с 2005 г., попыток общения с ним не предпринимал, от попыток сына восстановить отношение с отцом, уклонялся.
Принимая во внимание, что ФИО4 длительное время надлежащим образом одна воспитывала и содержала сына - будущего военнослужащего, и вырастила защитника Отечества, погибшего при исполнении воинского долга, учитывая цели, на которые направлены выплаты единовременного пособия, страхового возмещения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и единовременной выплаты в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 удовлетворить.
Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право на получение:
- единовременной выплаты, установленной ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
- страховой суммы, установленной п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»;
- единовременной выплаты, установленной пп. «а» п. 1 Указа президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим и лицам, имеющим специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»,
предусмотренных в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принимавшего участие в специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики.
Признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение:
- всей суммы единовременного пособия, установленного ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
- всей страховой суммы, установленной п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»;
- всей суммы единовременной выплаты, установленной пп. «а» п. 1 Указа президента Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 996 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим и лицам, имеющим специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»,
предусмотренных в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принимавшего участие в специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики.
Ответчик вправе в течение семи дней со дня получения копии решения подать в Канский районный суд заявление об отмене настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья ФИО13