Решение по делу № 2-152/2023 (2-3342/2022;) от 28.11.2022

2-152/2023

УИД 30RS0-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2023 года                                                            г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе : председательствующего судьи Иноземцевой Н.С.,

при секретаре Боброве А.Г.,

с участием прокурора Трусовского района г.Астрахани Кругловой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании членом семьи нанимателя и признании права пользования жилым помещением, встречному иску администрации МО «<адрес>» к ФИО2 об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании членом семьи нанимателя и признании права пользования жилым помещением, указав, что 16.12.2005г. ФИО6 заключил брак с матерью истца ФИО3 13.09.2010г. был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, где ФИО6 указан нанимателем. Совместно с нанимателем по договору социального найма ФИО3 была вселена как супруга. 05.05.2021г. ФИО6 скончался. 25.08.2021г. с ФИО13 было заключено соглашение к договору социального найма от 13.09.2010г. 06.11.2021г. ФИО3 скончалась. После ее смерти ФИО2 11.03.2022г. обратился в Жилищное управление администрации МО «<адрес>» с заявлением о заключении договора социального найма, так как он с 2005 года является членом семьи умерших и постоянно проживает в спорной квартире, производит ремонт, оплачивает коммунальные платежи. Письмом от 29.03.2022г. истцу было отказано с требованием освободить жилое помещение в срок до 11.04.2022г.

С учетом изложенного истец просит признать себя членом семьи нанимателя ФИО3, умершей 06.11.2021г. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> признать право пользования указанным жилым помещением.

Администрация МО «<адрес>» обратилась с встречным иском к ФИО2 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, мотивируя тем, что 21.07.2021г. ФИО3 обратилась в жилищное управление администрации МО «<адрес>» с заявлением о признании ее нанимателем <адрес>, в связи со смертью мужа ФИО6 В графе «члены семьи» ФИО7 никого не указала. Спорная квартира является муниципальной и подлежит дальнейшему распределению. Просит истребовать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> из чужого незаконного владения ФИО2 и выселить ФИО2 без предоставления другого жилого помещения.

В судебном заседании истец – ответчик ФИО2, представитель истца - ответчика по встречному иску ФИО8 исковые требования поддержали, просили удовлетворить, встречные исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика - истца по встречному иску администрации МО "<адрес>" ФИО9 в судебном заседании поддержала встречные исковые требования, просила их удовлетворить, в удовлетворении исковых требований ФИО2 просила отказать.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу пункта 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также гарантировала право на жилище.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел.

В силу пункта 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

В то же время, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", несоблюдение нормы, установленной частью 2 статьи 70 ЖК РФ, само по себе, не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.

Из указанной правовой нормы (ч. 1 ст. 70 ЖК РФ), определяющей право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи, следует, что такие граждане разграничены на две различные категории членов семьи нанимателя: 1) супруг, дети и родители нанимателя: 2) другие граждане, вселяемые в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи.

Для каждой из этих категорий членов семьи установлены различные условия вселения: согласие наймодателя в письменной форме требуется и наймодатель наделен правом запретить вселение, если общая площадь на каждого человека составит менее учетной нормы, только при вселении граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем других, помимо супруга, детей и родителей, членов его семьи. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей не поставлено в зависимость от согласия наймодателя и не ограничено требованием о соблюдении учетной нормы общей площади соответствующего жилого помещения. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-В08-117.

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>, является собственностью муниципального образования "<адрес>».

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> квартира предоставлена ФИО3 по договору социального найма с составом семьи 1 человек.

25.08.2021г. дополнительным соглашением в договор социального найма <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> от 26.12.2001г.

Поскольку ФИО2 нуждался в жилом помещении он проживал совместно с отчимом ФИО6 и матерью ФИО3, которые вели с ним общее хозяйство, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11 в судебном заседании.

ФИО3 умерла 06.11.2021г., что подтверждается свидетельством о смерти 1-КВ от 15.11.2021г.

После смерти ФИО3 истец ФИО2 продолжил проживать в указанной квартире и нести расходы по ее содержанию.

В силу пункта 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пунктах 24 - 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" даны разъяснения, из которых следует, что согласно части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (статья 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (статья 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ).

Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и к ним относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами.

Судом установлено, что ФИО2 был вселен в квартиру им как члены семьи нанимателя, проживал с ними одной семьей и вел с ним совместное хозяйство, а после смерти ФИО2 продолжал проживать в спорной квартире в качестве члена семьи нанимателя спорного жилого помещения, неся бремя содержания квартиры.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, показаниями допрошенных судом свидетелей и не оспаривались ответчиком.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО2, вселенный ФИО3 как нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве члена его семьи, приобрел равные с нанимателем права пользования данной квартирой.

Частью 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

Эти положения воспроизводят (применительно к договору социального найма) нормы пункта 2 статьи 686 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.

Таким образом, положения пункта 2 статьи 686 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу пункта 3 статьи 672 указанного Кодекса применимы и к договору социального найма жилого помещения, поскольку иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Приведенные нормы в их взаимосвязи указывают на то, что в случае, если после смерти нанимателя, а также его выезда в другое место жительства в жилом помещении остаются проживать члены его семьи, договор социального найма не признается расторгнутым и продолжает действовать на тех же условиях, при этом нанимателем признается один из проживающих или все проживающие признаются сонанимателями. По смыслу части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма признается расторгнутым лишь в том случае, если из жилого помещения выехал как сам наниматель, так и члены его семьи.

Установив, что ФИО2 был вселен в квартиру как член семьи нанимателя, проживал с нанимателем одной семьей, приобретя равные с нанимателем права пользования данной квартирой, суд приходит к выводу о том, что он имеет право на заключение с ним договора социального найма. Сам по себе факт регистрации ФИО2 в ином жилом помещении, не может служить основанием к отказу в иске о признании нанимателем жилого помещения вместо умершего, заключении договора социального найма.

Поскольку истец ФИО2 признан членом семьи нанимателя, за ним признано право пользования жилым помещением, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения ФИО2 и выселении.

С учетом изложенного, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска ФИО2 о признании членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением, и об отказе в удовлетворении встречного иска об истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения, выселении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 196 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск ФИО2 к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании членом семьи нанимателя и признании права пользования жилым помещением удовлетворить.

Признать ФИО2 членом семьи нанимателя ФИО3, <данные изъяты>. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей <данные изъяты>

Признать право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. за ФИО2.

Иск администрации МО «<адрес>» к ФИО2 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении без предоставления другого жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Трусовский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено 17.02.2023г.

Судья                                           Иноземцева Н.С.

2-152/2023 (2-3342/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильев Сергей Геннадиевич
Круглова И.Е
Ответчики
Администрация МО "Город Астрахань"
Другие
Жилищеое управление администрации МО г. Астрахань
Суд
Трусовский районный суд г. Астрахань
Судья
Иноземцева Н.С.
Дело на странице суда
trusovsky.ast.sudrf.ru
28.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2022Передача материалов судье
01.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2022Подготовка дела (собеседование)
15.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее