Дело № 2-42/2024
УИД 46RS0003-01-2023-000438-13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Глушково 12 февраля 2024 года
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Сумщенко О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кругляк Е.С.,
с участием истца – прокурора
Глушковского района Курской области Лащинина И.В.,
представителя ответчика – Администрации Глушковского района
Курской области по доверенности Новиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глушковского районам Курской области в интересах Российской Федерации к Администрации Глушковского района Курской области об изменении основания и формулировки увольнения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Глушковского района Курской области в интересах РФ обратился в суд с иском к администрации Глушковского района Курской области, в котором просит изменить основание и формулировку увольнения Безуглой С.А. с пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ «по инициативе работника (по собственному желанию)» на «расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (работодателя) в соответствии с п.7.1 ст.81 Трудового кодекса РФ п.2.3 ч.2 ст.27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» вследствие несоблюдения антикоррупционных обязанностей, связанных с муниципальной службой и установленных п.2.3 ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.6 ст.11, п.1 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с утратой доверия», указав в обоснование требования, что при проведении прокурорской проверки в Администрации Глушковского района Курской области установлено, что в период ДД.ММ.ГГГГ г.г. Безуглая С.А., с ДД.ММ.ГГГГ являясь муниципальным служащим и занимающая должность заместителя Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре, с использованием служебного положения при контроле за исполнением выполняемых работ по договорам строительного подряда подведомственных учреждений, вступила во внеслужебные отношения с ИП Улинец Е.И. с целью получения материальной выгоды. При этом Безуглая С.А. в ситуации, при которой её личная заинтересованность (прямая или косвенная) могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), меры по недопущению возможности возникновения и урегулированию конфликта интересов не предприняла.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействия коррупции в адрес ответчика направлена информация о непринятии муниципальным служащим - заместителем Главы Администрации Глушковского района Курской области Безуглой С.А. к урегулированию конфликта интересов, мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которое является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия. По результатам проведенной по информации прокурора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Глушковского района Курской области проверки её материалы направлены в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации Глушковского района Курской области, Представительного Собрания Глушковского района Курской области. Вопрос о наличии в действиях муниципального служащего – Безуглой С.А. в связи с поступившим ДД.ММ.ГГГГ её заявлением Главе Администрации Глушковского района Курской области об увольнении «по собственному желанию» и изданием распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) пункт 3 статьи 77 Трудового Кодекса РФ, комиссией рассмотрен не был. Таким образом, Безуглая С.А., будучи муниципальным служащим, фактически избежала предусмотренной законом ответственности за совершенные ею коррупционные правонарушения, основания и формулировка её увольнения нарушают интересы Российской Федерации, что наносит ущерб репутации и авторитету государственной власти в целом, а потому подлежит изменению.
В судебном заседании истец прокурор Глушковского района Курской области Лащинин И.В. заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации Глушковского района Курской области по доверенности Новикова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований по изложенным в письменном отзыве основаниям и просила прекратить дело на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, так как норма, позволяющая предъявлять прокурору настоящий иск введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №258-ФЗ, а поэтому не может быть применена к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, так как отягчает ответственность Безуглой С.В., совершившей правонарушение в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Третье лицо Безуглая С.А., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и должностными лицами (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10 и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с частью 4.1. статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Статьей 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Из положений пункта 2.3 части 2 статьи 14.1 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" следует, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N273-ФЗ определено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции.
В соответствии с частью 1 статьи 13.5 Федерального закона №273-ФЗ в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, после завершения такой проверки и до принятия решения о применении к нему взыскания за совершенное коррупционное правонарушение лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности привлечения указанного проверяемого лица к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 13.5 Федерального закона № 273-ФЗ, материалы, полученные после завершения проверки в трехдневный срок после увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица направляются лицом, принявшим решение об осуществлении такой проверки, в органы прокуратуры Российской Федерации.
Согласно части 17 статьи 13.5 Федерального закона №273-ФЗ генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, получившие указанные в части 3 настоящей статьи материалы в отношении проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и не позднее четырех месяцев со дня получения этих материалов при наличии оснований обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи.
Распоряжением Главы администрации Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № Безуглая С.А. назначена на должность заместителя Главы Администрации Глушковского района по строительству и архитектуре, являясь муниципальным служащим.
Главой Администрации Глушковского района Курской области утверждена должностная инструкция муниципального служащего, занимающего должность заместителя Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре, с которой 19.03.2019 Безуглая С.А. ознакомлена.
Согласно должностной инструкции муниципального служащего, замещающего должность заместителя Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре, должность заместителя Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре является должностью муниципальной службы (п.1.1); должность заместителя Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре относится к группе высших должностей (п. 1.2); область профессиональной служебной деятельности (далее - область деятельности), в соответствии с которой муниципальный служащий исполняет должностные обязанности: регулирование в антимонопольной сфере; регулирование жилищно-коммунального хозяйства и строительства; регулирование энергетики и промышленности; управление в сфере природных ресурсов, природопользование и экология; управление транспортным комплексом; обеспечение национальной безопасности и укрепление государственной границы (п. 1.3); видом профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которым муниципальный служащий исполняет должностные обязанности, является контроль за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и природных ресурсов (п.1.4); на заместителя Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре возлагаются должностные обязанности по непосредственному обеспечению исполнения полномочий администрации Глушковского района по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области в сфере строительства и архитектуры (п. 3.1); заместитель Главы администрации по строительству и архитектуре имеет право в пределах своей компетенции давать рекомендации, разъяснения специалистам Администрации Глушковского района Курской области, руководителям муниципальных образований, содержание которых соответствует области деятельности и виду деятельности (п. 4.5); заместитель Главы администрации по строительству и архитектуре имеет право проводить проверки деятельности сотрудников структурных подразделений по направлениям работы (п. 4.8).
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Глушковского района Курской области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействия коррупции выявлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Безуглая С.А. способствовала заключению руководителями подведомственных Администрации Глушковского района Курской области МРКУК «Глушковский центр досуга», МКУДО «Глушковский центр детского творчества», МРКУК «Глушковский РДК» с ИП ФИО10 муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд, а также последующей приемке выполненных работ, за что получила денежное вознаграждение и имущество (кухонный гарнитур), что свидетельствует о личной заинтересованности Безуглой С.А., повлиявшей на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею служебных обязанностей, извлечении ею выгоды из осуществления действий в пользу ИП ФИО10 и указывает на конфликт интересов, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации Глушковского района Курской области для организации в установленном порядке проверки направлена информация о непринятии муниципальным служащим – заместителем Главы Администрации Глушковского района Курской области Безуглой С.А. мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Глушковского района Курской области поступили материалы проверки Администрацией Глушковского района Курской области соблюдения муниципальным служащим – заместителем Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре Безуглой С.А. достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы Администрации Глушковского района Курской области и соблюдения муниципальными служащими Администрации Глушковского района Курской области требований к служебному поведению (л.д.10-82).
Как следует из доклада начальника отдела организационно-кадровой работы и информатизации Администрации Глушковского района Курской области ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, Главе Администрации Глушковского района Курской области по результатам проведенной на основании распоряжения Администрации Глушковского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12, 18) проверки соблюдения муниципальным служащим заместителем Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре Безуглой С.А. в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, являющейся основанием для осуществления проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими Федеральными законами (л.д.60-66). ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Администрации Курской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений были предоставлены сведения об открытых счетах и обязательствах Безуглой С.А. перед кредитными организациями, о доходе от вкладов с приложением выписок по операциями по всем открытым и закрытым счетам за период с 2019 г. (л.д.13, 19-51), а также установлено и следует из сообщения УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), что в отношении Безуглой С.А. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.290 УК РФ (получение взятки) по факту получения денежного вознаграждения от ИП ФИО10
Исходя из информации, содержащейся в протоколе допроса следователем Рыльского МСО СУ СК РФ свидетеля ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-59), возможно, имела место личная заинтересованность Безуглой С.А., которая заключалась в выгоде, повлекшей за собой ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (ст.ст. 10,11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") Безуглая С.А. с ДД.ММ.ГГГГ отстранена от выполнения должностных обязанностей заместителя Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре.
По результатам проверки в соответствии с пунктом п.22 Порядка осуществления проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы Курской области, и муниципальными служащими Курской области требований к служебному поведению, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области», отдел отдела организационно-кадровой работы и информатизации администрации Глушковского района Курской области предложил предоставить материалы проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации Глушковского района Курской области, Представительного собрания Глушковского района Курской области и урегулированию конфликта интересов.
Доклад начальника отдела организационно-кадровой работы и информатизации администрации Глушковского района Курской области ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ направлен в адрес Безуглой С.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68) и уведомлением начальника отдела организационно-кадровой работы и информатизации Администрации Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69) она приглашена на заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации Глушковского района Курской области, Представительного собрания Глушковского района Курской области и урегулированию конфликта интересов на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Глушковского района Курской области поступило заявление Безуглой С.А. (л.д.70), в котором она просила уволить ее по собственному желанию, на основании которого распоряжением Главы Администрации Глушковского района Курской области ФИО14 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71) прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, и Безуглая С.А. уволена с должности заместителя Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре с ДД.ММ.ГГГГ в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) - п.3 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Безуглая С.А., согласно имеющейся на распоряжении записи главного специалиста –эксперта организационно-кадровой работы и информатизации администрации Глушковского района Курской области ФИО15, с указанным распоряжением о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) не ознакомлена в связи с нахождением под домашним арестом.
В докладе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72) начальник отдела организационно-кадровой работы и информатизации администрации Глушковского района Курской области ФИО16 сообщила Главе Администрации Глушковского района Курской области о невозможности привлечения к ответственности заместителя Главы Администрации Глушковского района Курской области по строительству и архитектуре Безуглую С.А. за совершение коррупционного правонарушения в связи с её увольнением, материалы проверки направлены прокурору Глушковского района Курской области.
Таким образом, Безуглая С.А. в период 2019-2020 г.г., будучи муниципальным служащим, в ситуации, при которой его личная заинтересованность (прямая или косвенная) могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), меры по недопущению возможности возникновения и урегулированию конфликта интересов не предприняла, избежав предусмотренной законом ответственности за совершенные ею коррупционные правонарушения, в связи с чем основания и формулировки её увольнения нарушают интересы Российской Федерации, что наносит ущерб репутации и авторитету государственной власти в целом, а потому подлежат изменению, а исковые требования прокурора Глушковского района Курской области – удовлетворению.
Ссылки представителя ответчика на неправомочность прокурора на обращение с настоящим иском в суд в связи введением Федеральным законом от 13.06.2023 № 258-ФЗ в действие нормы после возникновения правоотношений, являющихся предметом рассмотрения настоящего спора и на необходимость в связи с этим обстоятельством прекращения дела, являются необоснованными, поскольку порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, ответственность муниципальных служащих за совершение коррупционного правонарушения предусмотрены статьями 10-11 Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции", кроме того, действующие с 13 июня 2023 года положения статьи 13.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ прямо предоставляют Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам право обращаться в суд с заявлением об изменении оснований и формулировок увольнения (прекращения полномочий) лиц, на которых были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Глушковского района Курской области к администрации Глушковского района Курской области об изменении основания и формулировки увольнения удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Глушковского района Курской области изменить основание и формулировку увольнения заместителя Главы Администрации Глушковского района по строительству и архитектуре Безуглой С.А. с пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ «по инициативе работника (по собственному желанию)» на «расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (работодателя) в соответствии с п.7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, п.2.3 ч.2 ст.27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» вследствие несоблюдения антикоррупционных обязанностей, связанных с муниципальной службой и установленных п.2.3 ч.2 ст.14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.6 ст.11, п.1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с утратой доверия».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд Курской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Сумщенко О.П.