Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2016 года г.Тында
Тындинский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Кувшинова Г.В.,
при секретаре судебного заседания Базитовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закутнего <данные изъяты> к ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району о выплате компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Закутний В.А. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что он состоит на учете в ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району с ДД.ММ.ГГГГ. как получатель мер социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 г. №26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействий) застройщиков».
ДД.ММ.ГГГГ. между ним и АКБ «Росбанк» был заключен кредитный договор №<данные изъяты>, согласно которому ему был предоставлен кредит с обеспечением исполнения обязательства в виде залога квартиры (ипотечный кредит). Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Первые 36 месяцев истекают 29.05.2015г. Таким образом, ему должна была быть предоставлена компенсация расходов по уплате процентов в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
Несмотря на то, что его заявление о предоставлении компенсации в соответствии с указанным положением было принято и он является получателем мер поддержки, последний раз выплаты он получал в <данные изъяты> году. Отказ в принятии расходов к компенсации он не
получал. Таким образом, ответчик обязан выплатить компенсацию части расходов по уплате процентов.
Согласно справке Государственного казенного учреждения АО Управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району ему полагается компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в сумме <данные изъяты> рублей. Какие-либо иные меры государственной поддержки он не получает.
В связи с вынужденным обращением в суд им понесены расходы, связанные с оплатой услуг адвоката за оказание юридической помощи при составлении искового заявления в сумме 3 000 рублей, которые он просит взыскать с ответчика.
На основании изложенного, просит взыскать с Государственного казенного учреждения АО Управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району за счет средств областного бюджета <данные изъяты> - невыплаченную компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 г. №26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействий) застройщиков».Взыскать с Государственного казенного учреждения АО Управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району за счет средств областного бюджета расходы по оплате услуг по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.
Определением Тындинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечена ФИО3
В судебное заседание истец Закутний В.А., представитель ответчика ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тынды и Тындинскому району, представители третьих лиц - Министерства социальной защиты Амурской области, Министерства финансов Амурской области, третье лицо ФИО3 не явились, ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
На основании ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, и дав им юридическую оценку исходя из требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года». Данное постановление утратило силу с 01 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 N 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков в целях реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области", предусмотренной государственной программой Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО АКБ «Росбанк» и Закутним В.А., ФИО4 заключен кредитный договор № по условиям которого заемщику предоставлен кредит в сумме <данные изъяты> рублей сроком на <данные изъяты> месяца на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно справке ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району от ДД.ММ.ГГГГ. № Закутний В.А. состоит на учете в Государственном казенном учреждении Амурской области -управлении социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району с ДД.ММ.ГГГГ., как получатель мер социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012г. N 26 "Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков" в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы".
Закутний В.А. принял участие в программе в <данные изъяты> годах и подала пакет документов для дальнейшего участия в программе.
Сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам наймам представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая истца в качестве участника указанной подпрограммы и признавая, тем самым, его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда РФ (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 8-П, Определения от 4 декабря 2001 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 27 декабря 2005 года № 502-О и др.).
Таким образом, истец соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы».
Судом установлено, что в период с 01 июня 2013 года по 04 июня 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась, при том, что истец в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограммах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-О).
Учитывая, что истец в установленном порядке приобрел статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось).
Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
Поскольку п. 9 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков обязанность по выплате компенсации возложена на ГКУ УСЗН.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым требования о взыскании с ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району (как уполномоченный орган) в пользу истца компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> в рамках оказания мер государственной поддержки удовлетворить.
Учитывая приведенные положения Программ и Подпрограмм, указанная выплата должна быть произведена за счет средств бюджета Амурской области.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судом установлено, что истец понес расходы по оплате услуг по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая категорию спора, с учетом требований ст.100 ч.1 ГПК РФ суд приходит к выводу о необходимости разумного снижения расходов на оплату услуг представителя и считает возможным удовлетворить требования истца в части взыскания расходов за услуги представителя по составлению искового заявления на сумму <данные изъяты> рублей.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены, то на основании ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ГКУ Амурской области – управления социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг по составлению искового заявления в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Закутнего <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району за счет средств бюджета Амурской области в пользу Закутнего Владимира Александровича компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № № от ДД.ММ.ГГГГ года за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты>
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району за счет средств бюджета Амурской области в пользу Закутнего Владимира Александровича судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тындинского
районного суда Г.В. Кувшинов