Дело 2-1925/2019 2 сентября 2019 года г. Котлас
29RS0008-01-2019-002508-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ашуткиной К.А.,
при секретаре Чекалиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондакова А. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж за работу в районах Крайнего Севера спорные периоды работы, установлении повышенной фиксированной выплаты к пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера с __.__.__,
у с т а н о в и л:
Кондаков А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) (далее - Управление) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж за работу в районах Крайнего Севера спорные периоды работы, установлении повышенной фиксированной выплаты к пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера с __.__.__.
В обоснование исковых требований с учетом уточнения к иску указал, что является пенсионером по старости с __.__.__. В период с __.__.__ по настоящее время он работает в лечебном учреждении и занимается лечебной деятельностью . В периоды времени с __.__.__ по __.__.__ и с __.__.__ по __.__.__ он находился в командировках в городе ...., относящемся к районам Крайнего Севера, что, по его мнению, дает ему право на установление повышенной фиксированной выплаты к пенсии. Однако, решением от __.__.__ ответчик не учел указанные периоды работы в специальный стаж за работу в районах Крайнего Севера. Просит признать решение ответчика от __.__.__ незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж за работу в районах Крайнего Севера спорные периоды работы, установить повышенную фиксированную выплату к пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера с __.__.__.
В судебном заседании истец Кондаков А.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в командировках работал полную смену.
Представитель Управления по доверенности Просвиркина И.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, согласно которому при назначении трудовой пенсии истцу установлен фиксированный размер страховой части пенсии с учетом работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В спорный период Кондаков А.В. осуществлял свою трудовую деятельность в г. Котласе Архангельской области, т.е. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Работа, носящая стабильный и постоянный характер осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера. Служебные командировки истца в .... носили временный характер и не свидетельствуют о наличии смешанного стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах, в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера. Просила отказать в удовлетворении иска.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кондаков А.В. является получателем пенсии с __.__.__. Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на дату назначения пенсии составил лет месяцев дней, страховой стаж - лет дня.
В силу ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от __.__.__ признается право каждого человека на социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 7 ст. 14 названного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин устанавливался фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При этом лицам, имеющим смешанный стаж работы (периоды работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), при наличии при перерасчете достаточного стажа может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, работавшим в районах Крайнего Севера.
Таким образом, для лиц, проработавших определенное количество времени в районах Крайнего Севера, при соблюдении прочих условий, предусмотренных п. 7 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона, устанавливался повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Федеральный закон № 400-ФЗ) в соответствии с которым в отношении лиц, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин также предусмотрено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего федерального закона (ч. 4 ст. 17).
Согласно ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 6 ст. 17 указанного Федерального закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из основных условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч. 6 ст. 17 этого же закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Как следует, из пояснений представителя ответчика, истцу при назначении пенсии установлена фиксированная выплата в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Как следует из материалов дела, с __.__.__ по __.__.__ Кондаков А.В. проходил специализацию в ...., а с __.__.__ по __.__.__ осваивал новую методику протезирования в городе .....
Указанные периоды решением Котласского городского суда Архангельской области от __.__.__ по гражданскому делу № по иску Кондакова А.В. к Управлению о включении спорных периодов работы в стаж и обязании назначить досрочную трудовую пенсию включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
__.__.__ истец обратился в Управление с заявлением о назначении повышенного базового размера страховой части трудовой пенсии.
В установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии за работу в районах Крайнего Севера ответчиком ему было отказано, так как документально не подтвержден период работы в районах Крайнего Севера в течение полного рабочего дня.
Одним из основных условий для установления повышенной фиксированной выплаты к пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Как следует из анализа вышеназванных норм пенсионного законодательства работа, выполняемая в районе Крайнего Севера, должна носить стабильный, постоянный характер.
Из материалов дела следует, что истец в период с __.__.__ по настоящее время работает в (в настоящее время - государственное автономное учреждение здравоохранения Архангельской области « »), находящейся в г. .... .....
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от __.__.__ №, г. .... области относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Само по себе то обстоятельство, что истец выполнял должностные обязанности в ...., относящемся к районам Крайнего Севера, не может служить основанием того, чтобы сделать вывод о наличии у него смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Между тем, как видно из материалов дела, нахождение истца в командировках в спорные периоды носило временный характер. Кроме того, организация, в которой работал истец, находилась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - г. .... области, а не в районе Крайнего Севера.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в ч.ч. 4 и 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ предусмотрел увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии гражданам, длительное время работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Доказательств осуществления постоянной работы в районе Крайнего Севера в течение полного рабочего дня истцом в судебное заседание не представлено.
Доводы истца о том, что в течение командировок он работал в течение полного рабочего дня, работодателем произведены отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд России при установленных по настоящему делу обстоятельствах не принимаются судом во внимание.
Исходя из изложенного, оснований для вывода о наличии у истца смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях у суда не имеется. Требование истца о возложении на Управление обязанности включить в специальный стаж за работу в районах Крайнего Севера спорные периоды работы, установлении повышенной фиксированной выплаты к пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера с __.__.__ является необоснованным. В силу изложенных обстоятельств решение Управления об отказе истцу в установлении указанной надбавки является законным. Основания для перерасчета пенсии отсутствуют.
На основании изложенного, суд отказывает Кондакову А.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Кондакова А. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж за работу в районах Крайнего Севера спорные периоды работы, установлении повышенной фиксированной выплаты к пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера с __.__.__ отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий К.А. Ашуткина