ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-2137/2023 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А
№ 2-2776/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Каралаш З.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2023 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Подлесной И.А. |
судей: |
Бондарева Р.В., Мотиной И.И. |
при секретаре: |
Андрейченко М.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Дженджера Зинаиды Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2022 года
УСТАНОВИЛА
Истец Дженджера З.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в педагогический стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа не менее 25 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец снова обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
При этом, в специальный педагогический стаж истца не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нерабочие (праздничные) дни в Республике Крым: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2022 года исковые требования Дженджера Зинаиды Ивановны, удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признано незаконным решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязано Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный стаж Дженджера Зинаиды Ивановны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ _ода, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации,
нерабочие праздничные дни, установленные в Республике Крым-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Обязано Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить Дженджера Зинаиде Ивановне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19.ч 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальных требований, отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым просит указанное решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обосновании жалобы ответчик ссылается на то, что в специальный стаж истца по уточняющим справкам не могут быть включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в специальный стаж, поскольку в приказе о назначении учителем русского языка и литературы указана фамилия истца «Дженжера», что не соответствует паспортным данным, где указано «Дженджера». В жалобе также указано, что в специальный стаж также не подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации и нерабочие праздничные дни в Республике Крым.
В связи с реорганизацией ответчика в порядке ст. 44 ГПК РФ и постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.12.2022 г. № 361п о переименовании произведена его замена на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, выплатное дело Дженжера З.И., проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 01.01.2020 г.).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Дженджера З.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа не менее 25 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
При этом, в специальный педагогический стаж истца не были включены следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации;
- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - нерабочие (праздничные) дни в Республике Крым.
Разрешая спор, суд удовлетворил требования истца, возложив на ответчика обязанность, включить в специальный стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия считает выводы суда основанными на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, в связи со следующим.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется, в том числе:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Вышеуказанными Списками установлено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица занимающие должность «учителя», в общеобразовательных учреждениях: школах всех наименований, дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований.
В соответствии со справкой уточняющей особый характере работы или условий труда необходимые для назначения досрочной страховой пенсии выданной ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д. 91 оборот).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной Управлением образования <адрес> Республики Крым, Дженджера З.И. с ДД.ММ.ГГГГ год была назначена на должность <данные изъяты> и проработала по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условия труда необходимые для назначения досрочной страховой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, Дженджера З.И. осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> (л.д. 91).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> следует, что Дженджера З.И. с ДД.ММ.ГГГГ назначена <данные изъяты> где и работает по настоящее время. С 01 сентября 2002 года выполнялись нормы рабочего времени педагогической учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (л.д. 70)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 год N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Кроме того, Дженджера З.И. работала в спорные периоды в сельской местности согласно Постановления Совета Министров РК от 11.12.2019 № 723 «Об утверждении перечня сельских территорий Республики Крым» <адрес> входит в состав Пятихатского сельского поселения, <адрес> в состав Добровского сельского поселения, <адрес> в состав Ровновского сельского поселения.
Согласно пункту 6 Правил, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Судебная коллегия также полагает необходимым указать, что Дженджера З.И. является гражданкой Российской Федерации, была зарегистрирована на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, что является основанием для применения к спорным правоотношениям Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (л.д. 52).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Согласно пункту «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. №1788-ХП работники образования, здравоохранения и социального обеспечения имеют право на пенсию за выслугу лет по достижении 55 лет и при наличии специального стажа работы по перечню, который утверждается в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
Действующим в спорный период на территории Республики Крым Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет утвержденный Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. № 909, включена работа, в том числе в общеобразовательных учебных заведениях, в должностях учителя.
Соблюдение нормы часов педагогической нагрузки в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет законодательством Украины предусмотрено не было. Судебная коллегия учитывает, что с 1.01.2004 года вступил в законную силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9.07.2003 года №1058-IV, в соответствии с которым страховым стажем является период (срок), на протяжении которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачено страховые взносы на сумму, не меньшей, чем минимальный страховой взнос. В страховой стаж каждый месяц работы засчитывается пропорционально уплаченным страховым взносам, а в специальный стаж, который дает право на пенсию по выслуге лет – засчитываются полные месяцы работы. При этом, расчет размера пенсии, в том числе за выслугу лет, основывался на показателе продолжительности страхового стажа (при недостаточности соответствующих коэффициентов страхового (трудового) стажа не могла быть начислена минимальная пенсионная плата).
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены применительно к территории РК нормативные положения относительно особенностей исчисления специального стажа педагогических работников при невыполнении полной ставки (нагрузки).
Из изложенного следует, что действующим в спорный период законодательством Украины должность «учитель», занимаемая истцом подлежала включению в специальный стаж. При этом требований о выполнении нагрузки на полную ставку действующее законодательство не содержало.
Таким образом, спорные периоды работы истца в должности учителя в образовательном учреждении, кроме записей в трудовую книжку подтверждены уточняющими справками, следовательно, у судебной коллегии нет оснований не согласиться с выводом суда о включении в специальный стаж Дженджера З.И. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в специальный стаж, поскольку в приказе о назначении учителем русского языка и литературы указана фамилия истца «Дженжера», что не соответствует паспортным данным, где указано «Дженджера» являются несостоятельными, поскольку спорный период работы подтвержден уточняющей справкой № от ДД.ММ.ГГГГ где данные истца указаны, верно. Несмотря на ошибку в приказе, работодателем подтвержден факт работы Дженджера З.И. в <данные изъяты> В соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н к доказательствам подтверждающих характер трудовой деятельности работника, дающей право на досрочную пенсию по старости относятся, в частности, документы, выдаваемые работодателем, если трудовая деятельность имела место до регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж Дженджера З.И. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В связи с этим периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Поскольку направление Дженджера З.И. на курсы повышения квалификации было вызвано необходимостью профессиональной переподготовки, за ней в спорный период сохранялось как место работы и должность, так и средняя заработная плата.
В указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации Дженджера З.И. работала в должности и в учреждении, работа в которых даёт ей право на назначение досрочной пенсии. В связи с этим время прохождение обучения на курсах должно расцениваться, как продолжение профессиональной деятельности истца и подлежит включению в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Обоснованным также является включение судом первой инстанции в специальный стаж истца нерабочих (праздничные дни), установленных органами государственной власти Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ..
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прямого указания о порядке включения в "специальный" стаж праздничных дней в Правилах нет. На практике нерабочие праздничные дни, предусмотренные ТК РФ, по умолчанию включаются в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Перечень нерабочих праздничных дней установлен ст. 112 ТК РФ. При этом в ст. 5 ТК РФ указано, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права. Статья 6 ТК РФ, разграничивающая полномочия федеральной власти и властей субъектов РФ, не относит установление дополнительных нерабочих праздничных дней, а также дополнительных отпусков отдельным категориям работников к исключительному ведению федеральной власти.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" соответствующие органы государственной власти в РФ вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на определенных территориях. Право субъектов РФ устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено Верховным Судом (Постановление Президиума ВС РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11).
Таким образом, принимая во внимание, что в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 нет прямого указания на невозможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, судебная коллегия полагает, что оснований для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ не имеется.
Судебная коллегия также полагает необходимым указать, что в мотивировочной части решения суда первой инстанции указано о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный стаж Дженджера З.И., однако в резолютивной части решения судом первой инстанции указано о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сведений об исключении из указанного периода отпуска по уходу за ребенком резолютивная часть решения не содержит. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить, указать об исключении из периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуска по уходу за ребенком имевшего место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из решения ответчика и уточняющих справок работодателя и актов документальной проверки следует, что в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дженджера З.И. находилась в отпусках без сохранения заработной платы (л.д. 13, 77, 91).
Согласно абз. 2 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Включение в специальный стаж периодов отпуска без сохранения заработной платы, действующее законодательство не предусматривает.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым исключить из специального стажа Дженджера З.И. отпуска без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Что касается даты назначения Дженджера З.И. досрочной страховой пенсии, то судебная коллегия полагает, что решение суда в данной части также подлежит изменению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что первоначально с заявлением о назначении пенсии Дженджера З.И. обратилась ДД.ММ.ГГГГ Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Согласно расчета (в виде служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ), предоставленного ответчиком на запрос суда, на момент обращения Дженджера З.И. с первичным заявлением о назначении пенсии в 2016году, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, ее стаж, дающий право на досрочную пенсию по п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ, составил 24 года 8 месяцев 19 дней. Как указано выше, решение об отказе в назначении пенсии вынесено пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ. При этом, если бы пенсионный орган не нарушил право истца на зачет периодов работы в специальный стаж, на момент вынесения пенсионным органом отказного решения от ДД.ММ.ГГГГ суммарная продолжительность специального стажа Дженджера З.И (при учете спорных периодов работы, имевших место на момент вынесения указанного решения) составила бы требуемую для назначения пенсии продолжительность специального стажа через 10 дней после отказного решения, а именно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 238).
То есть, из расчетов, представленных Отделением в суд апелляционной инстанции, следует, что необходимый льготный стаж 25 лет выработан истцом, и возникло право на пенсионное обеспечение - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 238). При этом решение об отказе в назначении пенсии вынесено ДД.ММ.ГГГГ С повторным заявлением о назначении пенсии истец обратилась в пенсионный орган почти через 4 года – ДД.ММ.ГГГГ.
Определяя право истца на пенсионное обеспечение, судебная коллегия учитывает, что Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Действующие в период обращения истца за назначением пенсии и утратившие силу с 01.01.2022 г. в связи с изданием Приказа Минтруда России от 05.08.2021 N 546н.
В силу пункта 19 Правил обращения за страховой пенсией, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе: разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о дате выработки необходимого льготное стаж, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, с заявлением о назначении пенсии либо по иным вопросам, должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на повторное обращение с заявлением о назначении пенсии с учетом момента возникновения права на пенсию.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, на пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
В нарушение указанных норм права, истцу не были даны соответствующие разъяснения. В связи с необоснованным отказом Отделения во включении в специальный стаж периодов работы и невыполнение ответчиком обязанности по разъяснению Дженджера З.И. возможности назначения пенсии с учетом спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ; истец повторно обратилась за назначение пенсии только в 2020 году.
Учитывая, что истец является более слабой стороной в пенсионных правоотношениях, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу необоснованно отказано в зачете в специальный стаж периодов педагогической деятельности, в связи с чем она не была осведомлена о моменте выработки необходимого 25-летнего стажа и наступления права на пенсионное обеспечение через 10 дней после вынесения пенсионным органом отказного решения, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно возложил на пенсионный орган обязанность назначить истцу пенсию с учетом ее первичного обращения с заявление о назначении пенсии в 2016 году. При этом, дату возникновения права на пенсию следует изменить, указав- ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она соответствует моменту приобретения требуемого специального стажа -25 лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2022 года изменить, указать об исключении из расчета специального стажа Дженджера Зинаиды Ивановны отпуска по уходу за ребенком: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпусков без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; изменить дату назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: