Административное дело № 2а-4168/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яковенко О.В.,
при секретаре Косовой Д.Р.,
при участии представителя административного истца Малышевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зыкова Е.М. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании решения и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Зыкова Е.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании решения и возложении обязанности. Свои требования мотивировала тем, что 03.11.2017 года административный истец обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении участка, как многодетной семье бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок истцу и ее семье необходим для строительства жилого дома. Административный ответчик отказал административному истцу в предоставлении земельного участка по мотивам того, что не соответствует предполагаемое размещение объекта требованиям действующего законодательства. Административный истец полагает, что оспариваемое решение противоречит действующему законодательству.
Просит суд с учетом уточнений решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска от 01.12.2017 года № З-19126 об отказе в предоставлении административному истцу в собственность земельного участка площадью 1464 кв.м., расположенный в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> признать незаконным, обязать административного ответчика утвердить схему на кадастровом плане территории, согласно представленной схемы.
Представитель административного истца Малышева Е.И. (доверенность в деле), в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный истец Зыкова Е.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Административный ответчик Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил.
В силу ст. 150-152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования искового заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Так, в судебном заседании установлено, что 03.11.2017 года Зыкова Е.М. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении многодетной семье в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, южнее земельного участка с кадастровым номером № (согласно представленной схеме) для индивидуального жилищного строительства.
Рассмотрев заявление административного истца, 01.12.2017 года Департаментом дан ответ № З-19126 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что администрация г. Красноярска не вправе распоряжаться объектами, находящимися в собственности Российской Федерации. Поскольку при сопоставлении представленной административным истцом схемы с данными информационной базы Департамента установлено, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером №. Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от 08.11.2017 года № КУВД-002/2017-666887 следует, что вышеуказанный земельный участок является собственностью Российской Федерации.
В силу положений ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п.7 - 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
Пунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальная ус луга по предоставлению многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется администрацией города в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории г. Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 19.07.2013 года № 156-р.
В соответствии со ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ.
В случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, информация о котором не размещена на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет, предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, после размещения информации об этом земельном участке на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в пункте 4 статьи 29.7 настоящего Закона.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 18 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города от 19.07.2013 года № 156-р, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам, требованиям документации по планировке территории, Правилам землепользования и застройки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, испрашиваемый административным истцом земельный участок площадью 1464 м2 в квартале №, согласно представленной истцом схеме расположения земельного участка, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, являющегося собственностью Российской Федерации, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 08.11.2017 года.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность), которое осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Поскольку испрашиваемый административным истцом земельный участок является собственностью Российской Федерации, орган местного самоуправления не вправе распоряжаться спорным земельным участком, такое право предоставлено Российской Федерации как публично-правовому образованию в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
При таких обстоятельствах отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении в собственность земельного Зыковой Е.М. является обоснованным, принят административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями закона, каких-либо нарушений прав и законных интересов административного истца при этом допущено не было.
Таким образом, у суда не имеется оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Зыковой Е.М. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании действий незаконными, возложении обязанности, в связи, с чем заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления Зыкова Е.М. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании решения и возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий О.В. Яковенко